рабочая программа по обучению грамоте + чтение 1 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Бахарева Светлана Анатольевна

Рабочая программа по обучению грамоте + литературное чтение. Тематическое планирование 1 класс. Школа ХХI век.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Литературное чтение» для 1 класса Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века». Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается курсом «Обучения грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Основные цели изучения курса:

  1. Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
  2. Обогатить читательский опыт.

Основные задачи курса:

  1. Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  2. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)
  3. Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения ( ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым)
  4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах, группах;
  5. Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  6. Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Особенности обучения в 1 классе.

Основной особенностью при построении курса обучения  в 1 классе является его направленность на формирование у первоклассников умения  учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению, учатся писать. Ценностным ориентиром курса является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации , что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетенции.  В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного чтения слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии дети знакомятся с детскими книгами, полуают начальные представления о литературных понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Программа рассчитана на проведение 4-х уроков в неделю, 132 часов в год.

Учебно-тематический план.

«Литературное чтение. Обучение грамоте»

№ п/п

Содержание программного материала

ЗУНы

Количество часов

1

Добуквенный период

Предложение в речевом потоке. Слово и предложение. Последовательность звуков в слове. Особенность гласных и согласных звуков. Звуковой анализ слов.

Научатся различать и сравнивать:

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

Звук, слог, слово

Слово и предложение

15 часов

2

Основной период.

Знакомство со звуками и буквами, которыми эти звуки записываются. Звуко-буквенный анализ слов. Чтение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Научатся выделять предложение и слово из речевого потока;

проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4-5 звуков;

плавно читать по слогам слова, предложения, тексты;

различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

54 часа

3

Послебуквенный период.

Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя. Знакомство с литературными жанрами.

Научатся осознавать смысл прочитанного;

читать целыми словами и предложениями;

самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

соблюдать орфоэпические нормы.

35 часов

 

Итого

104 часа

                                                                              «Литературное чтение»

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Читаем сказки, загадки, скороговорки.

Знакомство с фольклорными формами ( сказки, загадки, скороговорки). Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

Научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение ( фамилию автора и заглавие), указывать жанр и тему произведения.  Читать по ролям небольшие произведения  в диалогической форме. Пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

6 часов

2

Учимся уму-разуму.

Произведения ( рассказы, сказки, стихотворения) о детях и для детей.

Работа с текстом. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

3

Читаем о родной природе.

Произведения о родной природе ( загадки, песенки, народные песни, сказки, стихотворения, рассказы)

Определение темы произведения. Деление текста на части. Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

4

О наших друзьях-животных.

Произведения о животных ( стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, рассказы)

Отработка техники чтения. Чтение текстов. Пересказ текстов с опорой на вопросы учителя.

7 часов

Итого

27 часов

                                         

                                         Поурочно-тематическое планирование (чтение)

Тема урока

число

Добуквенный период 15часов

1

Введение понятия «предложение»

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение»

3

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Серова «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

4

Введение понятия «слово»

5

Интонационное выделение первого звука в словах

6

Интонационное выделение первого звука в словах.

7

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Белов «Родничок»

8

Интонационное выделение  звука в словах

9

Звуковой анализ слова мак

10

Звуковой анализ слов сыр, нос

11

Рассказ по сюжетным картинкам

12

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. М.Михайлов «Лесные хоромы»

13

Сравнение звуков

14

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

15

Введение понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Основной период 54 часов

16

Знакомство с буквой А (а)

17

Знакомство с буквой Я (я)

18

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а])

19

Знакомство с буквой О (о)

20

Знакомство с буквой Ё (ё)

21

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Муса Гали «Земные краски»

22

Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о])

23

Знакомство с буквой У (у)

24

Знакомство с буквой Ю (ю). Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у])

25

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у])

26

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. А.Барто «В школу»

27

Знакомство с буквой Э,э

28

Знакомство с буквой Е (е)

29

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э])

30

Знакомство с буквой ы

31

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук

32

Знакомство с буквой И,и

33

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Железников «История с азбукой»

34

Знакомство с буквой М (м)

35

Знакомство с буквой Н,н

36

Чтение слов с изученными буквами.

37

Знакомство с буквой Л (л)

38

Знакомство с буквой Й (й)

39

Чтение слов с изученными буквами.

40

Знакомство с буквой Р (р)

40

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Л.Пантелеев «Буква «ты»

41

Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными буквами.

42

Знакомство с буквой Г (г)

43

Знакомство с буквой К (к)

44

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

45

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Я.Аким «Мой верный чиж»

46

Знакомство с буквой З,з

47

 Знакомство с буквой  С, с

48

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. Проверка техники чтения.

49

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Ильина «Шум и шумок»

50

Знакомство с буквой Д (д)

51

Знакомство с буквой Т,т

52

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

53

Знакомство с буквой Б (б)

54

Знакомство с буквой П (п)

55

Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости.

56

Знакомство с буквой В,в

57

Знакомство с буквой Ф (ф)

58

Сопоставление звуков [в] и [ф] по звонкости-глухости

59

Знакомство с буквой Ж (ж)

60

Знакомство с буквой Ш (ш)

61

Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости

62

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. «Кот, петух и лиса» русская народная сказка.

63

Знакомство с буквой Ч,ч

64

Знакомство с буквой Щ (щ)

65

Знакомство с буквой Х (х)

66

Знакомство с буквой Ц (ц)

67

Чтение слов с изученными буквами.

67

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Дядя Миша»

68

Знакомство с буквой ь

69

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

70

Знакомство с особенностями буквы ъ.

Проверка техники чтения.

71

Обобщение.

Послебуквенный период  35 часов

1

С.Маршак  «Ты эти буквы заучи…». Разучивание стихотворения.

В. Голявкин «Спрятался». Определение нравственной позиции.

2

В. Сутеев  «Три котёнка»

А.Шибаев «Беспокойные соседки». Определение основной мысли произведений.

3

Е.Пермяк «Про нос и язык». Г.Остер «Меня нет дома». Обсуждение комичности ситуации

4

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. С.Маршак «Тихая сказка»

5

А.Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились». Инсценировка.

6

Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора». Работа над интонацией.

7

А.Шибаев «Всегда вместе».  Работа над синонимами.

8

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. М.Пришвин «Лисчкин хлеб»

9

Г.Цыферов «Маленький тигр»

С.Чёрный «Кто». Обсуждение проблемных вопросов.

10

Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина». Сравнение прочитанных произведений по сюжету.

11

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…».

Украинская народная сказка «Рукавичка». Подбор пословиц к содержанию прочитанного.

12

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Г.Скребицкий «Пушок». Проверка навыка чтения.

13

Г.Остер «Спускаться легче». Определение основной мысли произведения.

14

В.Сутеев «Под грибом». Различие авторской и народной сказок. Сравнение сказок с похожими сюжетами.

15

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. К.Чуковский «Муха – Цокотуха»

16

А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». Обсуждение комичности ситуации

17

Б.Житков «Как меня называли», А Кушнер «Большая новость». Обсуждение характеристик героев.

18

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». Обсуждение проблемных вопросов.

19

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Ёлка»

20

Е.Чарушин «Яшка»

А.Кушнер «Что я узнал». Работа над интонацией.

21

Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата». Работа по подбору заголовков к рассказам.

22

Развитие восприятия художественного произведения.

23

М.Карем «Растеряшка»

В.Драгунский «Заколдованная буква». Обсуждение поступков героев.

24

Н.Носов «Ступеньки». Соотнесение текста с иллюстрацией.

25

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. В.Сутеев «Палочка – выручалочка» Проверка навыка чтения.

26

О.Дриз «Горячий привет», Г.Остер «Привет Мартышке». Сравнение произведений по жанру и сюжету.

27

Е.Чарушин «Зайчата», Н.Сладков «Сорока и Заяц», «Лиса и Заяц». Объяснение фразеологизмов в сказках.

28

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Е.Пермяк «Пичугин мост»

29

Н.Носов «Затейники». Определение основной мысли прочитанного.

30

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот». Работа над антонимами.

31

Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Определение жанра произведения.

32

Развитие восприятия художественного произведения. Слушание. Н.Саконская «Мы с мамой», В.Чаплина «Мушка»

33

А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярён», Г.Цыферов «Зелёный заяц». Различать жанры произведений.

34

В.Драгунский «Он живой и светится». Оценивание правильности поступка главного героя.

35

Русская народная сказка «Лиса и журавль», Н.Сладков «Лиса и мышь». Выработка оценочных суждений о литературных героях. Проверка навыка чтения.

Литературное чтение 27 часов.

Читаем загадки, сказки, скороговорки 3 часа

1

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа над нахождением описания.

2

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Выделение зачина в сказке.

3

В.Сутеев «Кораблик», К.Булычёв . Скороговорка.  Сравнение авторской скороговорки с народными.

Учимся уму-разуму  4 часа

4

К.Ушинский «Играющие собаки». Л.Толстой «Косточка», В.Осеева «Кто наказал его?»Составление плана.

5

В.Осеева «Потерянный день» В.Осеева «Три товарища», «Печенье». Сравнение моделей рассказов.

6

А.Барто «Я лишний», Я Аким «Мама». Сравнение стихотворений. Заучивание.

7

Э.Успенский «Всё в порядке». Определение жанра произведения. Сравнение со стихами, прочитанными на предыдущих уроках. Обобщение по разделу.

Читаем о родной природе 4 часа

8

Л.Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки «Синичкин календарь». Размышление над заголовком.

9

Э.Мошковская «Лёд тронулся». И.Соколов-Микитов «Русский лес», Загадка. Песенка. Работа над выразительностью

10

С.Маршак «Апрель». Работа над выразительностью, заучивание наизусть. М.Пришвин «Лесная капель». Определение темы произведения, сравнение с другими произведениями этой же темы.

11

Библиотечный урок. Книги о родной природе.  Проверка навыка чтения вслух  

О наших друзьях-животных 4 часа

12

И Мазнин «Давайте дружить» Коваль «Бабочка». Загадка. Сравнение произведений.

13

Е.Чарушин «Томкины сны», И.Жуков «Нападение на зоопарк». Создание комиксов по теме чтения.

14

М.Пришвин «Ёжик», Ю.Могутин «Убежал», Б.Заходер «Ёжик». Сравнение произведений.

15

Г Скребицкий «Самые быстрые крылья». Использование полученных при чтении знания для составления рассказа.

Учимся уму-разуму 3 часа

16

М.Пляцковский «Добрая лошадь».Чтение по ролям. В.Осеева «Кто хозяин?» Составление плана текста.

17

В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», е.Пермяк «Самое страшное». Определение главной мысли произведения.

18

С. Востоков «Кто кого», И.Бутман «Клоун». Развитие эстетического восприятия произведений.

Читаем сказки, пословицы, считалки 3 часа

19

М.Пляцковский  «Урок дружбы», В.Орлов «Как малышу нашли маму». Сравнение произведений

20

А.Усачёв «Грамотная мышка», М.Яснов «В лесной библиотеке». Поисковое чтение . Проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

21

В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок». Характеристика главных героев.С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».Анализ поведения главных героев.

О наших друзьях-животных 3часа

22

А.Барто «Жук», Н.Сладков «На одном бревне». Сравнение героев сказки.

23

В.Орлов «Большие уши», Е.Чарушин «Томка и корова». Сравнение текстов

24

В. Берестов «Выводок». Работа над выразительностью.

Читаем о родной природе 3 часа

25

И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо». Сравнение произведений по модели.

26

И.Шевчук «Ленивое эхо», К.Чуковский «Загадка». Работа над выразительностью. Сравнение народной и авторской загадок.

27

Я.Тайц «Всё здесь», «По ягоды». Раскрытие нравственного смысла произведения.

М.Есеновский «Моя небольшая родина». Соотнесение иллюстрации и произведения.

План проведения проверочных  и диагностических работ.

№ п/п

Содержание программного материала

Виды проверки

1

Добуквенный период

Стартовая диагностическая работа.

2

Основной период.

Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). Техника чтения.

3

Основной период.

Навык чтения вслух ( способ чтения, правильность, понимание). Техника чтения.

4

Послебуквенный период.

Сформированность учебной и читательской деятельности.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание)

5

Послебуквенный период.

Выразительность чтения.

6

Послебуквенный период.

Навык чтения вслух  ( способ чтения, правильность, понимание).

«Литературное чтение»

№ п/п

Содержание программного материала

Виды проверки.

1

О наших друзьях-животных.

Выразительность.

2

Читаем о родной природе.

Навык чтения вслух  ( способ чтения, правильность, понимание).

3

Читаем сказки, пословицы, считалки.

Сформированность учебной и читательской деятельности.

                                                   

                                                Литература, используемая учителем:

  1. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
  3. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
  4. Литературное чтение. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012
  5. Уроки слушания. 1 класс. Рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
  6. Литературное чтение. Программа. Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012
  7. Литературное чтение. Методическое пособие. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2012
  8. Литературное чтение. Методичка для учителя. Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2012

Наглядность.

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала;
  2. Алфавит;
  3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  4. Наборы сюжетных, предметных картинок;
  5. Портреты писателей;
  6. Репродукции картин;
  7. Иллюстрации к литературным произведениям;
  8. Детские книжки и журналы.

ТСО

  1. Интерактивная доска;
  2. Компьютер;
  3. Презентационное оборудование;

Литература, используемая учеником:

  1. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
  3. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011
  4. Литературное чтение. 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012
  5. Уроки слушания. 1 класс. Рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего...

Рабочая программа По Обучению грамоте (чтение, письмо) 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по Обучению грамоте - чтение 1 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по Обучению грамоте (Чтению) 1 класс "Школа России" 2015-2016

Рабочая программа по Обучению грамоте (Чтению) 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) 1 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец "Азбука", Т.М.Андрианова "Тетради по письму" 1 класс...

Рабочая программа по обучению грамоте ( чтение) 1 класс, "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для 1 класса, УМК "Школа России"...