Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Панкова Татьяна Александровна

Данная программа содержит разделы: Пояснительная  записка Содержание учебного материала, Учебно- тематический план,  Список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

   Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального базисного учебного плана и  учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089),  программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

   Составитель рабочей программы Панкова Т.А., учитель начальных классов.               Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

   Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания программ начального общего образования.
  2. Базисный учебный план.
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся с учетом регионального компонента.
  4. Стандарт начального общего образования.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Рабочая программа выполняет две основные функции.

  Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса литературного чтения в начальной школе.

Структура документа

   Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

 Цель  курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а также в конкретных задачах, решение  которых помогает осуществить главные идеи.

Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (самим термином мы, безусловно, пользоваться не будем).

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

    Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников.
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о музыке, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

   Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

   Типы рока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Рефлексия.
  3. Урок закрепления изученного материала.
  4. Урок повторения и обобщения.
  5. Урок контроля.

  Формы организации работы обучающихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

  Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии). 

  Формы учебных занятий:

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Проектные работы 

  Виды деятельности обучающихся:

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций.

Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественней культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений

  Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы по литературному чтению на ступени начального общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.

  Место предмета в базисном учебном плане

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа  для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального  общего образования.

Для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Из них 17 часов на внеклассное чтение, 17 часов на Тамбовские писатели - детям.

  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля 

  1. вводный;
  2. текущий;
  3. тематический;
  4. итоговый.

  Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

 Формы контроля 

  1. тесты;
  2. устный опрос;
  3. проверка техники чтения

 Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литературное чтение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: различать произведение по жанрам, составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений, характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений, выявлять авторское отношение к герою, рассказывать о любимом литературном герое.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

СОДЕРЖАНИЕ  

Устное народное творчество

Сказка о животных.

 Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы.

 Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни.

Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Формирование представлений о жанре рассказа

Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа

Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Умения и навыки осознанного и выразительного чтения

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Провер. работы

Контр работы

1.

Учимся наблюдать и копим впечатления

16

1

2.

Постигаем секреты сравнения

12

3.

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

8

4

Учимся любить

6

1

5

Набираемся житейской мудрости

6

6

Продолжаем разгадывать секреты смешного

7

7

Как рождается герой

6

8

Сравнивая прошлое и настоящее

7

1

Итого

68

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По курсу  «Литературное чтение» к концу третьего года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

  1. наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
  2. имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  1. читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  2. различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
  3. различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
  4. характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  5. выявлять авторское отношение к герою;
  6. рассказывать о любимом литературном герое;
  7. находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
  8. ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
  9. составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
  2. самостоятельного чтения выбранных книг;
  3. высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
  4. работы со словарями.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  9. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  10. Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 2 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.
  11. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2009.
  12. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2009.
  13. Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Сказки народов мира о животных

  1. Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;
  2. бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»;
  3. бурятская сказка «Снег и заяц»;
  4. венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;
  5. индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке», «Хитрый шакал»;
  6. корейская сказка «Как барсук и куница судились»;
  7. кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;
  8. шведская сказка «По заслугам и расчет»;
  9. хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;
  10. сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля

Авторская литература народов мира

  1. Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»;
  2. Ж. Лафонтен «Волк и журавль»;
  3. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;
  4. японские хокку: Басе, Бусон, Дзесо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

  1. Пушкин А.С. «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»;
  2. И. Крылов «Волк и журавль», «Квартет», «Ворона в павлиньих перьях», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Лебедь, рак и щука»;
  3. Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);
  4. И. Бунин «Листопад»;
  5. К. Бальмонт «Гномы»;
  6. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»;
  7. Маяковский В. «Тучкины штучки».

Проза 

  1. А. Куприн «Слон»;
  2. К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей»;
  3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

Классики советской и русской детской литературы 

Поэзия

  1. В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад», «Урок листопада», «Отражение»;
  2. Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;
  3. B.        Шефнер «Середина марта»;
  4. C.        Козлов «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;
  5. Д. Дмитриев «Встреча»;
  6. М. Бородицкая «На контрольной»;
  7. Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек», «Осенняя вода», «Нужен он...», «Когда я уезжаю»;
  8. Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

  1. ГайдарА. «Чук и Гек»;
  2. Л. Пантелеев «Честное слово»;
  3. Б. Житков «Как я ловил человечков»;
  4. Саша Черный «Дневник фокса Микки»;
  5. Н. Тэффи «Преступник»;
  6. Н. Носов «Мишкина каша»;
  7. Б. Заходер «История гусеницы»;
  8. B.        Драгунский «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»;
  9. Ю. Коваль «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»;
  10. C. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»;
  11. К. Чуковский «От двух до пяти»;
  12. Л. Каминский «Сочинение»;
  13. И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков

Поэзия

  1. В. Лунин «Идем в лучах зари», «Ливень»;
  2. Д. Дмитриев «Встреча»;
  3. Л. Яковлев «Для Лены»;
  4. М. Яснов «Подходящий угол»;  «Гусеница — бабочке»; «Мы и птицы»;
  5. Г. Остер «Вредные советы»;
  6. Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

  1. Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»;
  2. Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»;
  3. Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»;
  4. О. Кургузов «Мальчик-папа»;
  5. С. Махотин «Самый маленький»;
  6. А. Иванов «Как Хома картины собирал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 1 класс классическая начальная школа

рабочая программа 1 класс математика классическая начальная школа...

Рабочая программа по математике 2 класс Классическая начальная школа

Рабочая программа по математике 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы В.Н. Рудницкой в проекте «Начальная школа 21 века» под ред. профессора Н.Ф. Вино...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....