Слоговые таблицы.
материал по чтению (1 класс) по теме

Митрофанова Елена Вячеславовна

Слоговые таблицы можно использовать на уроках обучения грамоте в 1 классе для отработки навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshie_slog._tablicy.rar8.33 КБ
Microsoft Office document icon bukva_v.doc115 КБ
Microsoft Office document icon bukva_e.doc117.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_k.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_m.doc125 КБ
Microsoft Office document icon bukva_n.doc95 КБ
Microsoft Office document icon bukva_p.doc116.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_p.doc116.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_r.doc112 КБ
Microsoft Office document icon bukva_s.doc117.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_t.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ё

Ю

Э

Ь

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

НЬ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

МЬ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

ТЬ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

КЁ

-

КЭ

КЬ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

ХЬ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

БЬ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

ВЬ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

ГЁ

-

ГЭ

ГЬ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

ЖЬ

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

ЗЬ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

ЛЬ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

ПЬ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

РЬ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

СЬ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

ФЬ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

ЧЬ

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

ШЬ

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-

ЩЬ

Й

ЙА

-

ЙО

-

ЙИ

ЙЕ

-

-

ЙЮ

-

-

www.razumniki.ru – обучение и развитие детей.



Предварительный просмотр:

Буква В

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Что объединяет все элементы таблицы? Одинаковы ли они?

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

АВ

ОВ

УВ

ЫВ

ИВ

АВА

ОВО

УВУ

ЫВЫ

ИВИ

ВАВ

ВОВ

ВУВ

ВЫВ

ВИВ

АВВА

ОВВО

УВВУ

ЫВВЫ

ИВВИ

ВААВ

ВООВ

ВУУВ

ВЫЫВ

ВИИВ

ВАВА

ВОВО

ВУВУ

ВЫВЫ

ВИВИ

АВВО

ОВВА

УВВЫ

ЫВВИ

ИВВО

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно все столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Составь слова из элементов таблицы.

 

ВО

НА

РОН

КАР

ЛАТ

ЛО

ВЫ

ТИ

ТЫК

НЫ

ТИЛ

РО

ТА

КА

КИ

ВА

КО

ЛИ

ЛА

ТЫ

РАС

ВИ

РОС

СА

ТИН

         

Ответ:  ворота, ворона, лови, ворон, тыква, корова, корона, выросла, вырос, вырастил, вырастили, картинка, картинки, корова, салат, вороны, киты.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно все строки таблицы.
  2. Прочитай заданные в левом столбике таблицы слова.
  3. Раздели слова на группы. Объясни свой выбор.
  4. Найди в таблице слово, соответствующее схеме:

ВОРОТА

ВЫРОС

КОРОВЫ

КОРОНЫ

ЛОВИЛ

КОРОВА

ВОРОНА

ТЫКВА

КРАСИЛ

ТЫКОВКА

РАСТИЛ

НОСИЛ

ВОРОН

КРАСИЛИ

НОСИЛИ

ТЫКОВКИ

КОРОНА

ВЫРОСЛИ

ВОРОНЫ

РАСТИЛИ

ЛОВИЛИ

ТЫКВЫ

ВОЛОК

КОСА

ВОЛОКЛИ

               

Пояснения:           Группы слов:

  1. слова единственного числа и слова множественного числа;
  2. слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие действия предметов.

К данной схеме подходит слово КРАСИЛИ.

Упражнение 4

Задание:

  1. Прочитай все слова таблицы. Выделяя ударные гласные.
  2. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.

ВОРОНА

КОРОВА

ВОРОНЫ

УТКА

КОРОВЫ

Вова

Слава

Стасик

Лариса

Тарас

КОНИ

КОТЫ

ЛИСА

ЛОСИ

СИЛА

Пояснения: в первой строке таблицы лишним является слово утка, так как у него нет пары; во второй – Лариса, так как это женское имя; в третьей – сила, так как оно не обозначает животное.

Упражнение 5

Задание: Найди заданное слово. Чем похожи слова левого столбика данной таблицы?

РОСЛА

РОССА              РОСЛА               РОЛСА

ВЫРОСЛА

ВЫРСОЛА        ВОРЫСЛА         ВЫРОСЛА

ВЫРАСТИЛ

ВЫРСАТИЛ      ВЫРАСТИЛ      ВЫРАСИТЛ

Пояснения:        все слова левого столбика обозначают действия предметов.

Упражнение 6

Задание:

  1. Прочитай все элементы таблицы.
  2. Найди лишнее буквосочетание в каждой строке таблицы.

ВАВ

ВОВ

ВУВ

ВИИ

ВЫВ

АВА

ОВА

УВУ

ИВИ

ЫВЫ

АВВА

ОВВО

УВУВ

ИВВИ

ЫВВЫ

ВАВА

ВОВО

ВУВУ

ВИИВ

ВЫВЫ

Пояснения:        в первой строке лишним является элемент ВИИ, так как гласные И стоят рядом, во второй – ОВА, так как имеет две разных гласных буквы, в третьей – УВУВ, так как не имеет удвоенной согласной В, в четвертой – ВИИВ, так как содержит удвоенную гласную И.



Предварительный просмотр:

Буква Е

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки и столбики таблицы.
  2. Прочитай первые две строки таблицы с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай все остальные строки таблицы с ударением на выделенных гласных.
  4. Прочитай второй и третий столбики с ударением на выделенных гласных.
  5. Можно ли считать похожими элементы третьей строки таблицы?

СЕ

РЕ

ЛЕ

ВЕ

НЕ

ТЕ

КЕ

ЕС

ЕР

ЕЛ

ЕВ

ЕН

ЕТ

ЕК

ЕСЕ

ЕРЕ

ЕЛЕ

ЕВЕ

ЕНЕ

ЕТЕ

ЕКЕ

ЕССЕ

ЕРРЕ

ЕЛЛЕ

ЕВВЕ

ЕННЕ

ЕТТЕ

ЕККЕ

СЕСЕ

РЕРЕ

ЛЕЛЕ

ВЕВЕ

НЕНЕ

ТЕТЕ

КЕКЕ

СЕЕС

РЕЕР

ЛЕЕЛ

ВЕЕВ

НЕЕН

ТЕЕТ

КЕЕК

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно каждую строку таблицы на одном выдохе.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

РО

КИ

СЕ

НИ

ЛА

ЕТ

ДЕ

СА

ВО

ЛЕ

КА

НО

РЕ

ТО

РЕВ

ЛО

Ответ:        роет, лает, воет, река, леса, реки, лето, село, деревни, роса, сено.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Объедини слова таблицы в группы.
  4. Задай вопросы к словам третьего столбика.
  5. Выбери слова, соответствующие данным схемам:

РОЕТ

ЕЛА

ЛЕСА

КАРАСИ

ВЕТКА

ЕЛИ

ВЫСОКИЕ

ТОНКИЕ

МОСТИК

СЕЛО

ВОЕТ

СТАРЫЕ

ВЕТКИ

РЕКА

ТРАВА

СОСНЫ

ОСИНЫ

НЫРНУЛ

ВЕТВИ

ЛЕТНИЕ

ЛАЕТ

СОСНОВЫЕ

РАКИ

ВЕСЫ

ЛИСТКИ

Пояснения:        все слова таблицы можно разделить на три группы:

  1. слова, обозначающие предметы,
  2. слова, обозначающие действия предметов,
  3. слова, обозначающие признаки предметов.

Первой схеме соответствует слово ВЫСОКИЕ (буква Е стоит после гласной И, обозначает два звука: йэ), второй – КАРАСИ.

Упражнение 4

Задание:

  1. Найди заданное слово среди буквосочетаний.
  2. Составь со словами левого столбика словосочетания, предложения.
  3. Что общего между словами таблицы?  

СТАРЫЕ

СТАРАЕ            СТАРЫЕ              САТРЫЕ              СТАРАЕ          

ВЫСОКИЕ

ВЫСОКАЕ       ВЫСКОИЕ           ВЫСОКИЕ

ТОЛСТЫЕ

ТЛОСТЫЕ        ТОЛСТЫЕ           ТЫЛСТОЕ

СОСНОВЫЕ

СОСНОВЫЕ     СОНСОВЫЕ        СОНОСВЫЕ

ЕЛОВЫЕ

ЕЛВОВЫЕ        ЕЛОВЫЕ              ЕВЛОВЫЕ

ОСИНОВЫЕ

ОСИНОВЫЕ     ОСНИОВЫЕ        ОНСИОВЫЕ

Ответ:        все слова данной таблицы употреблены во множественном числе, обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос КАКИЕ?

Упражнение 5

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай столбики таблицы, выделяя ударный гласный.
  3. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы. Объясни свой выбор.

ЛЕСА

РЕКА

ГОРЫ

ЕЛИ

МЕЛИ

КАРАСИ

ОКУНИ

ЛИНИ

АКУЛЫ

РАК

Вера

Сева

Света

Лена

Лина

ЕЛИ

ВЕЛИ

НЕСЛА

ВНЕСЛИ

КАТАЛИ

ЛЕС

ЛЕСНИК

ЛЕСОК

ЛЕСНЫЕ

ЛЕСКА

Пояснение:        в первой строке лишним можно считать слово РЕКА, так как это существительное единственного числа. Значение слова МЕЛИ зависит от ударения. Если читать его с ударением на первом слоге, то оно будет обозначать предмет. Если читать с ударением на втором слоге, оно будет обозначать действие предмета и его тоже можно считать лишним. Во второй строке – РАК, так как это существительное единственного числа; в третьей – Сева, так как это имя мальчика; в четвертой – НЕСЛА, так как употреблено в единственном числе. На слово ЕЛИ следует обратить особое внимание: оно может обозначать и предмет, и действие. Таких слов в русском языке достаточно много.

 



Предварительный просмотр:

Буква К

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно каждую строку таблицы, четко произнося гласные.
  2. Прочитай первую строку таблицы, понижая голос.
  3. Прочитай вторую строку таблицы, повышая голос.

КА

КО

КЫ

КИ

КУ

АК

ОК

ЫК

ИК

УК

Ответь на вопросы:

1. Что общего в слогах первой строки?

2. Что общего у слогов второй строки?

3. Что общего у слогов всей таблицы?

4. Найди в первой строке лишний слог.

Пояснения: В первой строке слоги начинаются с согласного К. На втором месте находятся гласные. Во второй строке слоги начинаются с гласных. На втором месте стоит согласный К. Во всех слогах таблицы содержится согласный К. Все слоги состоят из двух букв. В первой строке таблицы лишний слог КИ, так как гласный И обозначает мягкость согласного К. Во всех остальных слогах согласный К твердый.

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  2. Прочитай первые три строки таблицы, делая ударение на выделенных гласных.
  3. Найди лишний слог во второй строке.
  4. Составь слова из элементов таблицы.

КА

КО

КУ

КИ

КЫ

СА

СО

СУ

СИ

СЫ

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

АК

ОК

УК

ИК

ЫК

АС

ОС

УС

ИС

ЫС

АН

ОН

УН

ИН

ЫН

Пояснения:  Лишним во второй строке таблицы является слог СИ, так как гласный И обозначает мягкость согласного С. В других слогах С твердый. Коса, коси, киса, соки, носы, сыны, окно, усни, кони, Нина, Анна, Инна.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.

АКА

ОКО

ЫКЫ

УКУ

ИКИ

АККА

ОККО

ЫККЫ

УККУ

ИККИ

КАК

КОК

КЫК

КУК

КИК

КАКА

КОКО

КЫКЫ

КУКУ

КИКИ

КААК

КООК

КЫЫК

КУУК

КИИК

Упражнение 4.

Задание: Найди слово среди похожих буквосочетаний. Чем похожи слова и буквосочетания в каждой строчке? Чем они отличаются?

КОНИ

КИНО          КОНИ            НИКО         НОКИ

КИНО

КОНИ          КОНО            КИНО         НИКО

ОКНО

ОКНО          ОНКО            ОКОН         ОНОК

СОКИ

СИКО          СОИК            СОКИ          СКИО

СОСНА

СОНСА       СОСНА         САСНО        СОСАН

СЫНОК

СЫКОН      СОНЫК         СНЫОК       СЫНОК

        

Пояснения: Слова и буквосочетания  каждой строки содержат одинаковые буквы, но они расположены в разном порядке. Если порядок букв нарушен, то получается не слово, а сочетание букв (слогов).



Предварительный просмотр:

Буква М

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные.  Отхлопай получившийся ритм.
  2. Прочитай оставшиеся строки, выделяя ударные гласные.
  3. Прочитай  выборочно столбики таблицы.

МА

МО

МЕ

МЫ

МИ

МУ

АМ

ОМ

ЕМ

ЫМ

ИМ

УМ

АМА

ОМО

ЕМЕ

ЫМЫ

ИМИ

УМУ

МАМ

МОМ

МЕМ

МЫМ

МИМ

МУМ

АММА

ОММО

ЕММЕ

ЫММЫ

ИММИ

УММУ

МААМ

МООМ

МЕЕМ

МЫЫМ

МИИМ

МУУМ

МАМА

МОМО

МЕМЕ

МЫМЫ

МИМИ

МУМУ

АММО

ОММА

ЕММЫ

ЫММЕ

ИММУ

УММЫ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение.

СУМ

МО

МА

МОР

СЛО

ЛАМ

МИР

МОС

МЕТ

КОВ

МАС

КА

ЛО

МУ

КОС

ПА

МРА

МИС

ВО

РО

РАМ

МЫ

МА

КО

НЫЙ

Ответ:        сумка, молоко, рамка, масло, мама, миска, мыло, метро, слово, мука, космос, мирный, мрамор, морковка, лампа.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери, если это возможно, пары к словам таблицы.

Рома

Сева

Максим

Лариса

Виктор

Светлана

Вова

Вероника

Света

Елена

Нина

Марина

Лана

Полина

Роман

Инна

Лина

Нона

Клава

Алла

Тарас

Рита

Павлик

Ирина

Слава

Ответ:    Группы слов:

Вариант 1

  1. имена мужские
  2. имена женские

Вариант 2

  1. имена, образующие пару (например: Лена – Елена)
  2. имена, которые всегда звучат одинаково (например: Нина, Алла).

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

Москва

Моксва                     Мосвка                     Москва                  Мсоква

СЛОВА

СОЛВА                    СОВЛА                    СЛОВА                  СВОЛА

СТРОИЛИ      

СРТОИЛИ               СТРОИЛИ                СТРИОЛИ             СТОРИЛИ

СМОТРЕЛА

СТОМРЕЛА            СМОРТЕЛА             СМОТРЕЛА          СМОТЛЕРА

КОСМОНАВТ

КОМСОНАВТ        КОСМОНАВТ          КОСМОВАНТ

Упражнение 5

Задание:  Найди границы слов в каждой строке таблицы.

МОЛОКОМЫЛОСУМКАМАМАРАМКАКОРМ

КАПУСТАМОРКОВКАКРОЛИКИКЛЕТКАСЕСТРА

РУКИНОСМЫЛОКОТИКРОТИККРАНСЛОВОМЕТРО

Упражнение 6

Задание: Из слогов левого столбика таблицы составь слова. Запиши полученные слова в правом столбике.

РОМЕТ

КАСУМ

ЛОМОКО

СИСОСКИ

КОВМОРКА

Упражнение 7

Задание: Прочитай каждую строку таблицы. Подумай, какое слово надо убрать, чтобы получилось предложение.

Клава встала сумка рано утром.

Вырастет Слава и молоко станет строителем.

Максим кормит кроликов Москва.

Клава вымыла сосиска руки с мылом.

Упражнение 8

Задание:

  1. Прочитай вслух последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай шепотом последовательно столбики таблицы.
  3. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слова к схемам:

МОЛОКО

ЛЕС

ПИР

ЛИСА

ЛОМ

КОТ

СЛОНЫ

СОСИСКИ

МЕЛ

РЕПКА

СОМ

МАСЛО

ЛОСИ

КАПУСТА

МИР

СЛОВА

КОРОВА

КОМ

ТОМ

УКРОП

МЕТРО

СЛАВА

СЕСТРА

МОРКОВКА

РАК

Ответ: Группы слов:

Вариант 1

  1. слова, обозначающие один предмет
  2. слова, обозначающие множество

Вариант 2

  1. слова, состоящие из трех букв
  2. слова, состоящие из большего количества букв

Возможны и другие варианты.

К первой схеме подходит слово МЕТРО и РЕПКА, ко второй – СЕСТРА.        



Предварительный просмотр:

Буква Н

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Прочитай выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса. 
  4. Составь имена из элементов таблицы. Кого можно так назвать?

Пояснения: Если ребенок затрудняется самостоятельно составить имена из элементов таблицы, можно это сделать вместе с ним вначале устно, а затем предложить ему самостоятельно соединить карандашом слоги в имена.

 Анна, Нина, Инна.

НА

НО

НЫ

НУ

НИ

АН

ОН

ЫН

УН

ИН

ОНА

ОНИ

ОНЫ

ОНУ

АНА

АНО

АНИ

АНЫ

АНУ

ОНО

ИНО

ИНА

ИНЫ

ИНУ

ИНИ

УНА

УНО

УНИ

УНЫ

УНУ

ЫНА

ЫНО

ЫНИ

ЫНУ

ЫНЫ

Ответь на вопросы:

  1. Чем похожи все элементы таблицы?
  2. Чем они различаются?

Пояснения: каждый элемент включает согласный Н. В первой таблице все элементы образуют один слог, так как в каждом есть только одна гласная буква.

Во второй таблице все элементы состоят из двух слогов, так как содержат две гласных.  

В первой строке первой таблицы на первом месте согласный Н. Во второй строке первой таблицы на первом месте гласные.

Во второй таблице согласный Н находится между гласными.

Упражнение 2.

Задание: Найди в правом столбике каждой  строки таблицы элемент, как в левом столбике. Выдели его.

ОНА

АНА                ОНА                ОНН

ИНО

ИИН          ИНА            ИНО

УНА

УНА         УНИ               УНО

АНО

ОНА          АНА            АНО

ЫНА

ЫНИ               ЫНН                  ЫНА



Предварительный просмотр:

Буква П

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитайте первую строку таблицы с ударением на выделенном слоге.
  2. Прочитайте последующие строки, выделяя ударные гласные.
  3. Прочитайте выборочно столбики таблицы, соблюдая ударение.

ПА

ПО

ПЕ

ПЫ

ПИ

ПУ

АП

ОП

ЕП

ЫП

ИП

УП

АПА

ОПО

ЕПЕ

ЫПЫ

ИПИ

УПУ

ПАП

ПОП

ПЕП

ПЫП

ПИП

ПУП

АППА

ОППО

ЕППЕ

ЫППЫ

ИППИ

УППУ

ПААП

ПООП

ПЕЕП

ПЫЫП

ПИИП

ПУУП

ПАПА

ПОПО

ПЕПЕ

ПЫПЫ

ПИПИ

ПУПУ

АППО

ОППА

ЕППА

ЫППЕ

ИППУ

УППИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай столбики, затем строки таблицы.
  2. Составь из элементов таблицы слова.

ПИ

КУ

КОН

ПЕ

ПАВ

ТОР

ЛИТ

НИК

ЛИН

ПЛАС

ПЛОТ

ПАЛ

ПОЛ

ВАР

ПУС

ПАП

ПО

ЛА

ПИЛ

ЛОТ

КУРС

ТРАК

КА

НАЛ

ТИ

ТА

РОП

КИС

ВЕРТ

УК

Ответ:        пила, пилит, плотник, повар, пилот, конкурс, трактор, папка, купил, палка, пенал, пластилин, павлин, капуста, укроп, полка, конверт.

Упражнение 3

Задание:

  1. Узнай заданное слово в ряду буквосочетаний.
  2. Раздели слова левого столбика таблицы на группы.
  3. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слово к схеме:

ТОПОР

ПОПОР                ТОПОР               ТОРОП           ТОПОТ

ПОВАР

ПОВАР                ПАВОР               ПОРАВ           ПОВОР

КАПИТАН

КАТИПАН          КАПИТАН         КАПАТИН

ПЛОТНИК

ПТОЛНИК          ПЛОНТИК         ПЛОТНИК

ТРАКТОРИСТ

ТКАРТОРИСТ    ТРАКРОТИСТ   ТРАКТОРИСТ

 

Пояснение:        слова ПОВАР, КАПИТАН, ПЛОТНИК, ТРАКТОРИСТ можно объединить в одну группу, так как они обозначают профессии, ТОПОР – в другую группу.

Лишним можно считать слово ТОПОР, так как это орудие труда.

Заданной схеме соответствует слово ПЛОТНИК.

Упражнение 4

Задание:

  1. Из сочетаний слогов левого столбика составь слова.
  2. Составь с полученными словами словосочетания, предложения.
  3. Запиши полученные слова в правом столбике.
  4. Что общего между словами левого столбика таблицы? Найди лишнее слово.

ЛИНПАВ

ПИЛКУ

НАЛПЕ

ТОРТРАК

ПИТАНКА

       

Ответ:        получились слова: павлин, купил, пенал, трактор, капитан.            

 Лишним можно считать слово КУПИЛ, так как оно обозначает действие. Все остальные слова обозначают предметы.

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы. Обозначь их.

РИСУНОКПЕНАЛКУПИЛКРАСКИ

КУКЛАПЛОТНИКПОВАРПИЛИТ

КРАСОТАПАВЛИНКАПИТАНТОПОР

КАРТИНКАПАПКАПОЛКАКРАН

Упражнение 6

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, затем выборочно строки.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.

Вера

ПЕНАЛ

Полина

ЛУК

УКРОП

КАПУСТА

Павел

РЕПА

ПЛАСТИЛИН

Лена

ПАПКА

ТЫКВА

КИСТИ

Виктор

ПЛОТНИК

ПОВАР

КРАСКИ

ТРАКТОРИСТ

КАПИТАН

САЛАТ

Ответ:       Группы слов:

  1. имена
  2. овощи
  3. учебные вещи
  4. профессии



Предварительный просмотр:

Буква П

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитайте первую строку таблицы с ударением на выделенном слоге.
  2. Прочитайте последующие строки, выделяя ударные гласные.
  3. Прочитайте выборочно столбики таблицы, соблюдая ударение.

ПА

ПО

ПЕ

ПЫ

ПИ

ПУ

АП

ОП

ЕП

ЫП

ИП

УП

АПА

ОПО

ЕПЕ

ЫПЫ

ИПИ

УПУ

ПАП

ПОП

ПЕП

ПЫП

ПИП

ПУП

АППА

ОППО

ЕППЕ

ЫППЫ

ИППИ

УППУ

ПААП

ПООП

ПЕЕП

ПЫЫП

ПИИП

ПУУП

ПАПА

ПОПО

ПЕПЕ

ПЫПЫ

ПИПИ

ПУПУ

АППО

ОППА

ЕППА

ЫППЕ

ИППУ

УППИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай столбики, затем строки таблицы.
  2. Составь из элементов таблицы слова.

ПИ

КУ

КОН

ПЕ

ПАВ

ТОР

ЛИТ

НИК

ЛИН

ПЛАС

ПЛОТ

ПАЛ

ПОЛ

ВАР

ПУС

ПАП

ПО

ЛА

ПИЛ

ЛОТ

КУРС

ТРАК

КА

НАЛ

ТИ

ТА

РОП

КИС

ВЕРТ

УК

Ответ:        пила, пилит, плотник, повар, пилот, конкурс, трактор, папка, купил, палка, пенал, пластилин, павлин, капуста, укроп, полка, конверт.

Упражнение 3

Задание:

  1. Узнай заданное слово в ряду буквосочетаний.
  2. Раздели слова левого столбика таблицы на группы.
  3. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слово к схеме:

ТОПОР

ПОПОР                ТОПОР               ТОРОП           ТОПОТ

ПОВАР

ПОВАР                ПАВОР               ПОРАВ           ПОВОР

КАПИТАН

КАТИПАН          КАПИТАН         КАПАТИН

ПЛОТНИК

ПТОЛНИК          ПЛОНТИК         ПЛОТНИК

ТРАКТОРИСТ

ТКАРТОРИСТ    ТРАКРОТИСТ   ТРАКТОРИСТ

 

Пояснение:        слова ПОВАР, КАПИТАН, ПЛОТНИК, ТРАКТОРИСТ можно объединить в одну группу, так как они обозначают профессии, ТОПОР – в другую группу.

Лишним можно считать слово ТОПОР, так как это орудие труда.

Заданной схеме соответствует слово ПЛОТНИК.

Упражнение 4

Задание:

  1. Из сочетаний слогов левого столбика составь слова.
  2. Составь с полученными словами словосочетания, предложения.
  3. Запиши полученные слова в правом столбике.
  4. Что общего между словами левого столбика таблицы? Найди лишнее слово.

ЛИНПАВ

ПИЛКУ

НАЛПЕ

ТОРТРАК

ПИТАНКА

       

Ответ:        получились слова: павлин, купил, пенал, трактор, капитан.            

 Лишним можно считать слово КУПИЛ, так как оно обозначает действие. Все остальные слова обозначают предметы.

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы. Обозначь их.

РИСУНОКПЕНАЛКУПИЛКРАСКИ

КУКЛАПЛОТНИКПОВАРПИЛИТ

КРАСОТАПАВЛИНКАПИТАНТОПОР

КАРТИНКАПАПКАПОЛКАКРАН

Упражнение 6

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, затем выборочно строки.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.

Вера

ПЕНАЛ

Полина

ЛУК

УКРОП

КАПУСТА

Павел

РЕПА

ПЛАСТИЛИН

Лена

ПАПКА

ТЫКВА

КИСТИ

Виктор

ПЛОТНИК

ПОВАР

КРАСКИ

ТРАКТОРИСТ

КАПИТАН

САЛАТ

Ответ:       Группы слов:

  1. имена
  2. овощи
  3. учебные вещи
  4. профессии



Предварительный просмотр:

Буква Р

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Прочитай первые две строки таблицы с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.

РА

РО

РЫ

РИ

РУ

АР

ОР

ЫР

ИР

УР

АРА

ОРО

ЫРЫ

ИРИ

УРУ

РАР

РОР

РЫР

РИР

РУР

АРРА

ОРРО

ЫРРЫ

ИРРИ

УРРУ

РААР

РООР

РЫЫР

РИИР

РУУР

РАРА

РОРО

РЫРЫ

РИРИ

РУРУ

АРРО

ОРРА

ЫРРИ

ИРРЫ

ИРРУ

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выделенные элементы таблицы.
  3. Составь слова из элементов таблицы. Поясни кратко их значение.

РА

СИА

ТИ

КО

ТО

РУ

РАН

АСТ

ТУТ

НУ

ЛА

СИ

НА

ТРО

КАР

КА

РАС

КИ

КРА

РЫ

НЫ

КИС

ТИН

РИ

ЛИ

Пояснение:        Рана, ранка, рука, растут, астра, красила, кисти, картинка, картинки, краны, старики, корыто, растила, руки, растили, тронула, тронули.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Раздели слова таблицы на две группы. Объясни свой выбор.

Ната

Нина

Никита

Ира

Лара

Алла

Антон

Константин

Лариса

Стасик

Лина

Ирина

Рита

Алик

Анна

Тарас

Пояснение:

Вариант 1

В первую группу можно объединить имена мальчиков, во вторую – девочек.

Вариант 2

В первую группу можно отнести полные имена, во вторую – краткие.

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай слова второго и четвертого столбиков таблицы, выделяя ударный гласный.
  3. Расставь самостоятельно ударение в словах первого и третьего столбика. Проверь себя, прочитав слова вслух.
  4. Найди пары слов. Соедини их карандашом.
  5. Раздели слова на группы. Объясни свой выбор.

СТОЛ

СТАКАН

КРАСКА

АСТРА

НОС

РУКИ

КАРТИНКА

РАНКА

КУСТ

КАКТУСЫ

КОСА

РУКА

СТОЛЫ

ИРИСЫ

СТАКАНЫ

АСТРЫ

ИРИС

КАКТУС

КОНИ

КУСТЫ

НОСЫ

КОСЫ

КАРТИНКИ

КРАСКИ

РАНКИ

Пояснения: Стол – столы, рука – руки, астра – астры и т.д.

В одну группу можно объединить слова, обозначающие один предмет, в другую – слова, обозначающие множество предметов.

Упражнение 5.

Задание:

  1. Найди заданное слово среди буквосочетаний.
  2. Чем похожи слова в данной таблице?
  3. Задай вопрос к каждому слову левого столбика.

УКОЛОЛ

УКООЛ              УКОЛОЛ          УКОЛЛО           ОКУЛОЛ

ТРОНУЛ

ТРУНОЛ            ТРОНОЛ           ТРОНУЛ            ТНУРОЛ

РАСТИЛА

РАСТАЛИ          РАСТИЛА        РАТСИЛА         РАСИТЛА

КРАСИЛА

КРАИСЛА          КРАЛИСА        КРАСИЛА        КРИСАЛА

РАСКРАСИЛ

РАСКРАСИЛ     РИСКРАСИЛ   РАСКРИСАЛ

Пояснения:     Все слова данной таблицы обозначают действия и отвечают на вопросы: Что сделал? Уколол, тронул, раскрасил. Что делала? Растила, красила.



Предварительный просмотр:

Буква С

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы, четко произнося согласный С.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы, четко произнося все гласные.
  3. Прочитайте выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
  4. Найди среди элементов таблицы. Составь слова из двух элементов. Поясни значение этих слов.

    Пояснения:     Ус, соус, ас.

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

АС

ОС

УС

ЫС

ИС

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай последовательно строки таблицы.
  3. Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах.
  4. Прочитай заданное сочетание.
  5. Найди слова среди буквосочетаний.

    Пояснения:    Оса, оси, осы, усы.

АСА

АСО

ОСА

УСА

ИСА

ЫСА

ОСО

АСУ

ОСУ

УСО

ИСО

ЫСО

УСУ

АСИ

ОСИ

УСИ

ИСУ

ЫСУ

ИСИ

АСЫ

ОСЫ

УСЫ

ИСЫ

ЫСИ

СИСЫ

САСА

СОСО

СУСУ

СЫСЫ

СИСИ

САСО

СОСА

СЫСИ

СИСЫ

СУСА

СОСЫ

Ответь на вопросы:

1.Чем похожи все элементы таблицы? Чем они отличаются?

           

Пояснения:         Все элементы таблицы содержат согласный С.

Все элементы таблицы состоят из двух слогов. Элементы 5 и 6 строки содержат по две согласных С.  Отличаются элементы таблицы гласными.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики и строки таблицы, понижая, а затем повышая голос.
  2. Прочитай выборочно строки (столбики) таблицы на одном выдохе.
  3. Составь слова из элементов таблицы.

Пояснения:     Сани, насосы, соус, носы, сыны, усни, Нина, Инна, Анна.

СА

СО

СУ

СИ

СЫ

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

АС

ОС

УС

ИС

ЫС

АН

ОН

УН

ИН

ЫН

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай столбики таблицы, выделяя голосом согласный Н.
  2. Прочитай строки таблицы, четко произнося гласные звуки.
  3. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.

НАН

НОН

НЫН

НИН

НУН

НАНА

НОНО

НЫНЫ

НИНИ

НУНУ

АННА

ОННО

ЫННЫ

ИННИ

УННУ

АССА

ОССО

ЫССЫ

ИССИ

УССУ

АНАН

ОНОН

ЫНЫН

ИНИН

УНУН

АСАС

ОСОС

ЫСЫС

ИСИС

УСУС

Ответь на вопросы:

  1. Что общего у элементов четвертой строки таблицы?
  2. Чем различаются элементы третьего столбика таблицы?
  3. Назови сочетание, в котором слышится мягкий согласный [Н`] дважды.
  4. Назови сочетания, в которых слышится твердый согласный [Н] дважды.

Пояснения: Все элементы четвертой строки содержат удвоенную букву С. Все элементы третьего столбика содержат гласную Ы, но различаются согласными. [ Н`] слышится дважды в сочетании НИНИ.                         [Н] слышится дважды в сочетании НЫНЫ, НАНА, НОНО, НУНУ, ЫНЫН, АНАН, ОНОН, НЫНЫ, УНУН.

Упражнение 5.

Задание 1: Найди в каждой строке таблицы элемент, соответсвующий выделенному в первом столбике.

Чем похожи все элементы таблицы?

Чем они отличаются?

ОСА

АСА

ОСА

ОСО

АСА

ОСИ

ИСО

ОСО

ОСИ

ИСИ

ОСЫ

ОСЫ

ЫСО

ЫСЫ

ОСО

УСЫ

УСЫ

УСИ

УСО

УСА

       

Пояснения: Все элементы таблицы состоят из двух слогов, так как включают две гласных. Среди элементов таблицы можно выделить слова (смотри первый столбик), каждое из них имеет свое значение, и сочетания      букв (осо, ысо, ысы и др.), которые лексического значения не имеют.

Задание 2: Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННА

АНАН             АНАН            НАНА                АННА

НИНА

ИННА             НАНИ            НИНА                АННИ

САНИ

СИНА             САНИ             НАСИ                САИН

СОУС

СУОС             СОСУ              СОУС                СУСО

АНАНАС

АНАНАС       АНСАНА        НАСАНА          САНАНАС

НАСОС

НОСАС          НСОСА            НАСОС             НАСАС



Предварительный просмотр:

Буква  Т

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки первой таблицы с повышением голоса.
  2. Прочитай последовательно столбики второй таблицы.
  3. Составь слова из элементов второй таблицы.

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

ТУ

АТ

ОТ

ЫТ

ИТ

УТ

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

ТУ

НА

НО

НЫ

НИ

НУ

СА

СО

СЫ

СИ

СУ

КА

КО

КЫ

КИ

КУ

АТ

ОТ

ЫТ

ИТ

УТ

АН

ОН

ЫН

ИН

УН

АС

ОС

ЫС

ИС

УС

АК

ОК

ЫК

ИК

УК

Ответь на вопросы:

  1. Что общего у всех элементов таблиц?
  2. Что общего у слогов первого столбика второй таблицы?
  3. Какой столбик второй таблицы можно считать лишним?

Пояснения: Все элементы таблицы состоят из одного слога. Каждый элемент содержит только две буквы. Все слоги первого столбика второй таблицы содержат букву А. Лишним можно считать четвертый столбик второй таблицы, так как только в нем есть гласный И, обозначающий мягкость предшествующего согласного.

Утка, киты, нити, соки, коты, носы, ус, ты.

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно каждую строку таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Найди лишний элемент в каждой строке.
  4. Что общего у всех элементов таблицы?

ТАТ

ТОТ

ТЫТ

ТУТ

УТУ

ТИТ

СЫС

СУС

САС

СОС

СИС

АСА

ОКО

КАК

КИК

КЫК

КУК

КОК

НУН

УНУ

НОН

НАН

НЫН

НИН

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай строки таблицы, выделяя удвоенные согласные и гласные.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.

АТТА

ОТТО

ЫТТЫ

ИТТИ

УТТУ

ТААТ

ТООТ

ТЫЫТ

ТИИТ

ТУУТ

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки и столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Прочитай выделенные элементы таблицы, следуя от первого столбика к последнему.
  4. Найди сходство всех элементов таблицы.

АТА

АТО

ОТА

ЫТА

УТА

ИТА

ОТО

АТУ

ОТУ

ЫТО

УТО

ИТО

УТУ

АТЫ

ОТЫ

ЫТУ

УТЫ

ИТУ

ЫТЫ

АТИ

ОТИ

ЫТИ

УТИ

ИТЫ

ИТИ

АТТА

ОТТО

ЫТТЫ

УТТУ

ИТТИ

ТААТ

ТООТ

ТЫЫТ

ТУУТ

ТИИТ

ТУИТ

Пояснения: Все элементы таблицы содержат согласный Т. Каждый элемент таблицы содержит две гласных, следовательно, состоит из двух слогов.

Упражнение 5.

Задание:

  1. Найди слово среди схожих буквосочетаний.

     2.  Подбери слово из таблицы к данной схеме:

  1. Раздели слова левого столбика таблицы на две группы. Обоснуй свой выбор.
  2. Найди среди слов левого столбика таблицы лишнее.

АИСТ

АСИТ          АИСТ             АИТС             АИСТ

КУСТ

КСУТ           СКУТ             КУСТ             КУТС

КОТИК

КОТИК        КИТОК          КОТОК          КОТКИ

КУСТЫ

КСУТЫ        КУТСЫ         КУСТЫ         КУСЫТ

ОСИНА

ОСИНИ        ОСИНА         ОНИСА        ОСИНА            

 

Пояснения: Данной схеме соответствует слово ОСИНА. В одну группу можно объединить слова АИСТ, КОТИК, они обозначают животных. В другую группу можно объединить слова КУСТ, КУСТЫ, ОСИНА. Лишним можно считать слово КУСТЫ, оно обозначает не один предмет, а множество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слоговая таблица.

Слоговая таблица.Поможет учителю в период обучения грамоте с плохо читающими детьми....

слоговая таблица

для индивидуальной работы на уроках обучения грамоте...

слоговая таблица

Слоговая таблица позволяет детям не только с интересом читать слоги, но и складывать слова...

слоговая таблица

Очень удобная слоговая таблица...

слоговая таблица

слоговая  таблица для обучения чтению...

Слоговые таблицы 1 класс

Презентация . Материал можно использовать на любом уроке обучения грамоте....

Слоговая таблица (Н)

Для урока обучения грамоте...