Знакомство с буквой я. Конспект урока по Обучению грамоте. Начальная школа XXI век.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока по Обучению грамоте для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI век". В архиве материал для Интерактивной доски Promethean.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с буквой «Я, я».

Цель урока: Познакомить  учащихся  с гласной буквой  «Я, я»  и  её  «работой» –  обозначать  звук  [а]  и  указывать  на  мягкость  стоящего  впереди согласного.

Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).

Развивать фонематический слух, речь учащихся.

Воспитание в детях интереса к познавательной деятельности и учению.

Оборудование: мультфильм «Буква Я»; интерактивная доска, флипчарт с квадратиками для звукового анализа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение.

Упражнение в слышании звука [а].

 - Если в слове есть звук [а] - хлопок в ладоши.

Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

III. Актуализация знаний.

- Давайте с вами вспомним, какие бывают буквы. (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие.)

- Как мы их обозначаем. (Гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.)

IV. Сообщение темы урока.

- Я задумала два слова, но  надо сначала составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч.

Схемы составляются на доске, и в блокнотах.

- В слове мак, звук [м] твердый, а в слове мяч – мягкий. Почему у нас так получилось. Это произошло потому, что буква «я» обладает волшебными свойствами, она делаем согласный звук, стоящий перед ней мягким. Звук [ч’] всегда мягкий и у этого мягкого согласного звука нет твердой пары.

- Какова же тема нашего урока?

(Знакомство с буквой «Я, я».)

Просмотр мультфильма «Буква Я».

V. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

Букварь (с. 32-33). (Работа на интерактивной доске).

- Давайте с вами запомним правило написания буквы «я»: Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем букву «я».

Звуковой анализ слов «пять», «дыня», самостоятельно, обозначить звук [а] после мягких согласных буквой «я».

- Буква «я» похожа на букву «а», но чем она отличается? (Она обозначает тот же гласный звук [а], но буква «а» указывает на твёрдость согласного, а буква «я» – на мягкость.)

VI. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке:

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы поскачем, словно зайки…

Стоп! Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

VII. Работа по учебнику.

 - Мы с вами немного передохнули, давайте попробуем составить рассказ по картинкам.

- Рассмотрите рисунки на с.33, каждое произнесённое предложение мы будем обозначить полоской.

- А теперь «прочитаем» эти предложения.

VIII. Закрепление нового материала.

- Следующие наше задание - разгадывание кроссворда.

VIII. Закрепление материала. Работа в печатной тетради.

Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 23.

Задание 1: раскрасить рисунок.

Задание 2: работа с моделями слов «мяч», «котята».

IX. Итог урока.

- О какой букве мы сегодня говорили на уроке?

- Какими звуками обозначают данную букву?

Буква а и буква я

Нам нужны для звука [а].

X. Рефлексия.

- Что особенно понравилось и запомнилось?

- С каким настроением вы уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"

Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и  соответствующие требован...

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквой Ц,ц"

На уроке дети знакомятся  с новым звуком [ц], буквами Ц,ц. Задания направлены на развитие  фонематического слуха и речи, умения обобщать, внимания и памяти, познавательного инт...

Конспект урока по "Обучению грамоте" в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [г], [г’]. Буквы Гг"

урок обучения грамоте 1 класс сотавитель учитель начальных классов Хрущева Наталья Николаевна...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте. УМК "Школа России ". По теме: Буквы Юю, обозначающие звуки "й’у".

ТемаБуквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами, обозначающими два звука; развития речи, памяти, логического мышленияПланируем...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф\']».

           Технологичекая карта. Конспект урока по обучению грамоте на тему     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф\']»....