Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.
методическая разработка по чтению по теме

Шевкова Светлана Михайловна

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельность своих учеников, я применяю различные виды работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельность своих учеников, я применяю следующие виды работы:

- Выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением;

- Выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма;

- Игры со словами.

- Использование инсценировок художественных произведений.

В дальнейшем, с ростом умений и навыков обучающихся,  виды упражнений и заданий усложняются.

Игры со словами очень нравятся детям. Это один из самых первых приемов, который я использую  на уроках литературного чтения. Для детей игровая деятельность понятна и естественна. Они легко включаются в нее, быстро схватывают основные правила, не боятся ошибиться, чувствуют себя свободно и раскованно. При проведении данных игр важно то, что суть игры не меняется, меняется речевая ситуация, что позволяет ребенку уловить алгоритм действий, исправить ошибку, чувствовать себя более уверенно, а в следующий раз четко знать ситуацию и действовать в согласии с новым заданием. Приведу примеры.

«Рассказ по кругу». Учителем определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом». Ведущий начинает рассказывать:

- Однажды я спросил своего товарища о том, что он больше всего любит. Петя начал рассказывать:

- Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел…

Дальше продолжает следующий ученик. Заканчивает рассказ учитель (ведущий).

«Игра мимики и жестов».  Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например, дети произносят фразу Я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:

1. Вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;

2. Вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость;

3. Вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите свою радость.

Можно предложить детям произнести слово, фразу, сопровождая их разными жестами, например Все было очень хорошо:

1. Приложите руку к сердцу (подтекст «Спасибо»)

2. Приложите обе руки к груди (подтекст: «Я говорю это от всей души, искренне»).

Можно попросить детей произнести слова с разной целевой установкой:

1. Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету);

2. Объявите новость на собрании.

Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки), предполагающие исполнение различных ролей  в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс – инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные) возможного вежливого диалога (ученики сами определяют речевую ситуацию, например: «В библиотеке», «В классе», «На улице», «В магазине»).

В игровой форме проходят также и упражнения на решение логических задач на уроках литературного чтения. Речь и мышление ребенка тесно связаны друг с другом и подобные задания не только повышают активность ребенка и развивают его логический потенциал, но и в значительной степени вызывают интерес к чтению. Задачи со сказочными сюжетами очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче. Нестандартность решения, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, вникнуть в него. Приведу пример:

В начале урока детям предлагается решить задачу логического характера: «Кто победил Змея Горыныча?».

«Змей Горыныч побежден! Такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:

1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.

2. Змея Горыныча победил не Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое – истинное.

После решения задачи, дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.

Таким образом, применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности.

Творческое сочинительство.  Формы и методы обучения в данном направлении связаны прежде всего с развитием детского речевого творчества. Выбор методических решений, направленных на развитие творческих возможностей, формирование чувства слова у младших школьников определяется представлением о слове с человеческой (эстетической)  точки зрения. Объясняю детям, что слово – это живое существо. Оно, подобно человеку,  может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым, содержать положительный, или отрицательный заряд (отталкиваясь от лексического значения). Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком или «+», или со знаком «–». После объяснения говорю: «Ребята, произнесите любое слово. Отметьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному слову». Подумав, дети называют. На основании этого следует задание: составить текст, определить его тип. Вариант выполнения задания:

Слово мир (+) : солнце, счастье, смех, радость, дружба, мама, голубое небо.

Текст: Все люди мечтают о мире. Мир – это голубое небо,  ласковое солнце. Это счастье людей и смех детей. Мир  - это моя любимая мама.

Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий (они могут выполняться как индивидуально, так и в группе) обеспечивается систематической, целенаправленной словарной работой.

Развитие связной устной и письменной речи, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных заданий с опорными словами (синонимическими рядами). Например, определяю тему задачи: «Я хочу тебя утешить» - и ее условие.

- Представь себе, что ты приходишь к другу (маме, сестре), а он грустит, в плохом настроении. Какие слова, выражения, речевые конструкции ты используешь?

Перед этим заданием прорабатывался синонимический ряд: переживание – волнение, огорчение, тревога; сочувствие -  утешение, забота.

Вариант выполнения:

Дорогой друг! У тебя болит живот?

Не волнуйся, он пройдет. Не грусти и подожди немного. Мы все любим тебя и ждем.

Традиционной на уроке стала рубрика «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).  Сначала это была игра «Слоговой аукцион»:

Ба – барабан, банан, басня, бабушка.

Са – оса, небеса, чудеса, голоса.

Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

Следующий этап – сочинить чистоговорку со слогом. Дети тренируются в правильном произнесении звука, в том числе в сочетании с другими звуками в словах и предложениях. Чистоговорки способствуют выработке хорошей дикции, усвоению норм литературного произношения и ударения. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а этот уже начало стихосложения. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.

Простором для речевого творчества обучающихся является работа с творческими тетрадями на уроках и дома. Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство (стихи, песни, загадки и т.п.).

Школа актерского мастерства – еще одно  направление в обучении связной выразительной речи младших школьников. Это более сложный этап развития речевой активности. Здесь я использую такие приемы  как  инсценирование художественного произведения, создание живых картинок по прослушанному произведению и словесное рисование.

1. Использование инсценировок художественных произведений. Этот метод является хорошим показателем тог, как дети воспринимают текст, уровень их речевого развития и умения владеть собой. Выражения детских лиц, жесты, интонация при инсценировании  говорят сами за себя. Игры – инсценировки по содержанию прочитанного организуются отдельными группами (по желанию). Учитывая психологические особенности детей этого возраста, путем инсценирования пытаюсь оживить в воображении младших школьников прочитанную сказку, рассказ. Здесь развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи. Дети с удовольствием участвуют в этой деятельности. При этом не отказываются и от так называемых отрицательных ролей, хотя понимают, что некоторые персонажи читаемого произведения не заслуживают похвалы, а вызывают осуждение. Но детям нравиться играть. С увлечением выступают в роли   Красной Шапочки  и Волка («Красная Шапочка»), Пети Зубова и злых волшебников («Сказка о потерянном времени»). Школьники проявляют порой незаурядное творчество, придумывая за своих героев слова и жесты, помогают друг другу, пробуя себя в разных ролях, и многократно проигрывают произведение.

Дети продолжают эту работу и во внеучебное время: на переменах, во время проведения утренников, любят выступать перед родителями на родительских собраниях.

2. Живые картинки по прослушанному произведению. По заданию учителя дети могут изобразить какой-то момент из произведения: принять нужные позы, придать лицам необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что их окружает, и рассказать об этом. Этот прием я использую на уроках, привлекая застенчивых, молчаливых детей. Чаще над живыми картинками работает группа учеников. Дети самостоятельно находят эпизод, который могут изобразить, выбирают «фигуру», и предлагают классу отгадать ее. Затем эпизод комментируется кем-то из группы.

3. Прием словесного рисования дает богатую пищу для накопления детьми личного опыта. Смысл словесного рисования: привитие детям способности воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства. Дети часто ограничиваются простым указанием того, что они нарисуют. Учитель должен помочь детям детально представить себе картину, уточнить, что делает герой произведения, каков он, в каком окружении находится. Оформляя возникающие пространственные представления в словесную картину, на первых порах главным образом говорит учитель, но опирается на ответы детей. Учитель должен быть очень внимателен к речи школьников, описывающих картины, чтобы своевременно, настойчиво и тактично исправлять ее, уточнять.

Обеспечивая системность и эффективность данной работы  необходимо отметить  важность тесного сотрудничества с родителями младших школьников. На родительский собраниях, я часто поднимала вопрос о развитии речи детей, показывая при этом огромную ответственность в первую очередь родителей, а не школы, рассказывала  какими средствами можно этого добиться. И родители заинтересовались. При подготовке домашнего задания по литературному чтению родители сами стали вовлекаться  в процесс словотворчества, выступать  в  роли соавтора, помощника своего ребенка. Часто родители  предлагают помощь в подготовке декораций, костюмов для сценок,  пишут сценарии детских праздников, принимают в них участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...