Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления
методическая разработка

Ханходжаева Гузаля Асгатовна

Семенар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.semenar.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках

литературного чтения посредством использования

технологии критического мышления

Слайд 2

  1. Актуальность

Уважаемые коллеги, свой семинар хочу начать со слов Джона Дьюи :

     «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». 

Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать.

Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.

   Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке  атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Слайд 3

         Но, к сожалению, не для всех учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается досягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

 Набрав в прошлом учебном году учащихся 1-х классов, столкнулась с рядом проблем:

- многие дети затрудняются последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- у некоторых учеников отсутствует интерес к чтению;

- невысокий уровень развития познавательных способностей школьников.

Несомненно, для решения данных проблем необходимо увеличить «продуктивность» обучения. Увеличение «продуктивности» обучения младших школьников вижу в использовании технологии развития критического мышления.

          Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию небольшой видеосюжет.

Слайд 4 (видео)-5

Говорю, если не пойдет видео!или звук!

 В видеосюжете два героя-друга. Между ними происходит  диалог. Один из героев утверждает, что научит другого играть в футбол по спец. бразильской системе и ставит его в критическую ситуацию: сооружает ворота напротив стеклянной витрины парикмахерской. И мальчику, стоящему на воротах, приходится действовать в ситуации для него критической, вратарь ловит мяч.

         Ув. коллеги, я не буду вам рассказывать о «бразильской системе», я расскажу о системе развития технологии критического развития. И снова хочу процитировать слова Джона Дьюи, он писал что «…только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает».

В этом сюжете ярко видна основная идея технологии развития критического мышления – создать такую ситуацию учения, при которой школьники активно действуют, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. При этом роль учителя - направляющий наблюдатель.  

   

Слайд 6

           Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных действий, познавательных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Слайд 7

2. Теоретическая база опыта

В основу технологии развития критического мышления положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

Слайд 8

 Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы. Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.

Слайд 9

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый  к ней интерес; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Здесь показаны такие приемы как: кластер, таблица ЗХУ, Таблица тонких и толстых вопросов, мозговой штурм и др.

Слайд 10

Вторая стадия– осмысление. Она дает возможность ученикам получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Здесь можно использовать такие приемы: чтение с остановками, инсерт, синквейн и др.

Для учителей начальных классов всегда существует проблема: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что  технология критического мышления на уроках литературного чтения особенно актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве. Опыт экономичен, оптимален в затратах и подготовке. Для достижения определенного результата больших затрат и подготовки не требуется.

Все это убедило меня в необходимости использования данной технологии на своих уроках.

4. Практическое применение опыта

 Рассмотрим использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Слайд 11

Уже с первого класса начинаю работу над словом, как синтаксической единицей речи. В работе использую различные словари, чтобы дети учились правильному произношению слов, узнавали о его происхождении, выстраивали ряд родственных слов, синонимов, антонимов. Находили фразеологические обороты со словом. Считаю, что подобную работу надо вводить постепенно, но систематически, постоянно усложняя и добавляя этапы, уже к 4–му классу складывается определенная система работы над словом – вот такой алгоритм.

Алгоритм работы над словом

I этап. Характеристика слова

  1. Произнеси правильно слово (ударение).

Орфоэпический словарь

2. Проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление)

Толковый словарь

Этимологический словарь

3. Подбери родственные слова, построй синонимический ряд, подбери антонимы

Словообразовательный словарь

Словарь синонимов

Словарь антонимов

4. Найди фразеологизмы

Словарь фразеологизмов

II этап. Размышляю о душе слова

  1. Воображаю, что слово – магнит.
  2. Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.
  3. Создаю мини-текст (этюд, мини-сочинение, эссе, клише,зарисовку).

Слайд 12-13

    На втором этапе, когда мы размышляем о душе слова, предлагаю детям сочинить рассказ или сказку по опорным словам; по предложенной ситуации; использовать «бином фантазии». Для этого берутся 2 слова (сущ.), находящиеся в конфликте, составляют словосочетания, сочиняется какая-либо ситуация, затем составляется законченный рассказ (сказка); перевирание сказки (рассказа); сказки наизнанку. В  качестве примера» Сказка о том, как заяц лису обманул».

Слайд 14

Далее, применение одного из приемов технологии критического мышления заполнение  «Таблицы ЗХУ». Это графический организатор, помогающий отследить понимание темы или текста во время занятия. При изучении нового раздела «О братьях наших меньших», на этапе вызова предложено ребятам заполнить таблицу. Причем только две её графы, на стадии осмысления мы дополнили графу «узнали».

Слайд 15

 Применение приема кластер. Напомню что, кластер – это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления и она связана с тем, как работает наш мозг. Работу по составлению кластера в первом классе мы выполняли фронтально. Когда дети овладевают навыками письма, я им предлагаю записывать самим кластер. При выполнении этой работы ученики руководствуются такими правилами:

  1. Записывать всё, что приходит на ум.
  2. Не обращать внимание на орфографию и другие факторы сдерживающие письмо.
  3. Не перестанем писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестают приходить на ум, то порисовать на бумаге, пока не появятся новые идеи.
  4. Не ограничивать поток идей и связей между ними.
  5. Когда вы первый раз даёте разбивку на кластеры, выбираете тему, которая будет известна всей группе.

В качестве примера тема урока по произведению К.Д.Ушинского «Кот Васька». Начала урок с вопроса «Что вы, ребята, уже знаете об авторе?»

Слайд 16

Следующий пример «инсерт». Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Для этого я познакомила учеников с рядом маркировочных знаков и предложила им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

 Знаком «плюс» (+) отмечается новое задание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

 Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

 Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Слайд 17

Часто на уроках литературного чтения  предлагаю учащимся  задание синквейн – Все присутствующие здесь коллеги знают, что это белый (нерифмованные) стих, помогающий синтезировать информацию. С французского языка - 5 строк. Перед Вами пример на слайд ученики составляли синквейн «Моя любимая мама

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА.

1 строка. Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка. Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка. Описания действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка. Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырёх слов)

5 строка. Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Слайд 18

5. Результативность опыта

Эффективность использования технологии развития критического мышления исследована в учебном процессе в начале и в конце первого года обучения. Для этого провела  диагностику интеллектуальных способностей учащихся по методике Замбицявичене Э.Ф. Эта методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет.

В ходе диагностики изучалось:
умение исключать лишнее;
умение обобщать;
умение анализировать.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Далее рассказываю, если будут вопросы

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого. пример1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Пример 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Пример лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. Пример: Придумай название к каждой паре:1. Шкаф, диван...- мебель

Ребята моего класса только учатся обобщать полученную информацию, выделять главное – анализировать. Пока это они делают с моей непосредственной помощью, но я планирую, через использование технологий, о которых рассказала выше, через выполнение домашних заданий в нетрадиционной творческой форме с применением новых методик, больше направить их деятельность на самостоятельный уровень.

Слайд 19

Результаты исследования познавательных способностей уч-ся представлены в диаграмме. Исследование показало уменьшение количества детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем познавательных способностей - 36,5%, что на 9% меньше, чем на начало учебного года.

Слайд 20

6. Заключение

          Уважаемые коллеги, на практике убедилась, что применение технологии развития критического мышления позволяет оживить урок литературного чтения, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Слайд 21

В заключении семинара предлагаю вам, коллеги, составить кластер об эффективности использования технологии развития критического мышления. Сердцем кластера будет слово критическое мышление. Какие у вас возникли ассоциации?

  Действительно, при использовании технологии развития критического мышления развиваются познавательные способности и познавательные интересы учащихся, разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной системы. Свой семинар я хотела закончить словами Лессинга: «СПОРЬТЕ, ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ОШИБАЙТЕСЬ, НО, РАДИ БОГА, РАЗМЫШЛЯЙТЕ, ХОТЯ И КРИВО ДА САМИ»

           Спасибо за внимание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...