Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования
статья по математике (4 класс) по теме

Пелевина Надежда Григорьевна

 

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

        Педагогический стаж моей работы 40 лет, из них 25 лет я работаю учителем начальных классов. Последние два выпуска сделала по УМК «Начальная школа XXI века», а с этого года начала работать по УМК «Школа России» ФГОС второго поколения.

Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстаивать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных занятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля, развивается ученическое самоуправление.

        Личностное развитие означает, что растущий человек постепенно учится управлять  на основе интересов и потребностей своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом собственной жизни.

        Развитие личности – это процесс становления  готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.

        Это означает, что в период модернизации образования процесс обучения должен строиться на других психологических основаниях: не только на учёте возрастных и типологических особенностей школьников, но необходимы конкретные условия для самораскрытия заложенных в ребёнке природных сил и возможностей.

        В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных и около профессиональных проблем. С одной стороны добиться  соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классе и в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.

        Полноценное развитие ученика обеспечивают:

        - изучение его индивидуальных характеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими и психическими  состояниями  - саморегуляция;

        - предоставление возможностей для личностного самоопределения – высказывание собственного мнения и формирования отношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни;

        - раскрытие индивидуальности – осознание человеком себя, своих особенностей – самосознание – в творчестве;

        - признание ученика субъектом, то есть способным ставить цели и осуществлять их – обучение способам  деятельности.

        Организуя учебный  процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой  по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учёбе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, способствующий организации возможностей каждого из них.

        Дифференцированный подход создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными. В мире, нигде, ни в чём нет равенства, так и нет совершенно одинаковых  детей. Нет даже двух равных листочков на одном дереве.

        Главная цель моей работы с детьми научить их мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием  принимают участие  в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.

Дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Стараюсь подбирать материал так, чтобы ориентировать на развитие мышления, как логического, так и творческого. Особое внимание  уделяю развитию пространственного мышления. Развитие словесно-логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделения существенных признаков происходит в течение всей начальной школы. Усложнение происходит за счёт материала: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражению.

Продуктивным считаю в системе метод чередования задач,  решаемых разными способами, составление задач, различные  преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Стараюсь не «разжёвывать», создаю проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли  исследователя, открывая для себя новые знания.

Приведу конкретные примеры таких задач: «Выбери нужное число», «Найди недостающее число»,  «Что должно быть нарисовано?», «Какая буква лишняя?», «Не вопрос, а …Какие числа и почему вы поставите вместо вопросов?», «Сколько квадратов?», «Сколько треугольников?», «Какое слово лишнее?» и другие.

        Такие задания ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.

        Особенная ценность таких задач состоит в том, что при  их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова  по этому поводу сказал Б.Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.

        Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, зашифрованные слова, арифметические ребусы).

        Например: Сколько треугольников изображено?

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник.

 Но совсем другое дело

Быстро, точно и умело треугольники считать.

Например, в фигуре этой –

Сколько разных рассмотри,

Всё внимательно исследуй

И по краю и внутри.

Ответ: на  рисунке – 20.

        Таких заданий  на определение количества треугольников и квадратов в фигурах придумано много.

        Большой наблюдательности требуют от учащихся логические  цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого нужно установить закономерность.

        а) …6,12,18…(6,12,18,24,30,…)

        б) …6,12,24…(6,12,24,48,96…)

        Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а значит и качество работы учителя.

        Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей.

        Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны предлагаться систематически.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию.

        Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности.

        При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются  особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Примером таких заданий могут упражнения: «Прочитай пословицу, используя соответствие знаков и букв», «Арифметика по-марсиански».

        В работе  с детьми часто используют развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.  При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное  представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.

        Накоплен большой опыт материала на разгадывание анаграмм и их расшифровку.

        Большой интерес у ребят вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.

        Например:  навес – (весна), сосна – (насос),  мышка – (камыш),  банка – (кабан),  книга – (книга).

        Или «Прочитай эти слова и найди «лишнее»:

нубар – буран; гурпа – пурга; ювьга – вьюга; темлье – метель; урдара – радуга.        Таких слов может в заданиях несколько.

        Большой азарт испытывают дети в заданиях вида «Отними букву».

        Из каждого слова удали одну букву, а остальные переставь так, чтобы получились названия различных животных.

Например:        купол – клоп;  бульдог – (птица) голубь;         берёза – (африканское непарнокопытное) зебра; Калуга – (морская рыба-хищник) акула; шарлотка – (кит) кашалот; короста – (птица) сорока;        кабель – (пушной зверь) белка; воронка – (домашнее животное) корова; крупа – (насекомое) паук.

        Среди задач проблемного характера ввожу в уроки так называемые «философские задачи».

        Например:

  1. Дополни высказывания

                Труд – награда, а лень - ____________.

                Ночь – тишина, а день - ____________.

                Весна – рассвет, а осень -___________.

  1. Соедини линиями слова, противоположного значения.

                доброта                трудолюбие                                        

                справедливость        трусость

                честность                лживый

                правдивый                несправедливость

                леность                бесчестный

                смелость                злой

  1. Соедини линиями начало и конец пословиц.

Любишь кататься…                …имей сто друзей.

Труд человека кормит, а…        …люби и саночки возить.

Не имей  сто рублей, а…        …лень портит.

  1. Соедини русскую народную пословицу с подходящей по смыслу немецкой.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

С красноречивым языком не пропадёшь.

Язык до Киева доведёт.

Тухлое яйцо портит всё тесто.

Молчание – знак согласия.

Кто много начинает, очень  мало осуществляет.

Ложка дёгтя портит бочку мёда.

Отсутствие ответа тоже ответ.

         Характер  таких заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей.

        На уроках и внеклассных занятиях применяю задачи, в которых содержится увлекательная головоломка, разгадывание фокуса. Они обладают особой, притягательной силой, ибо с ними связано нечто загадочное, неприятное, поражающее воображение.

        Уделяю большое внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, учебника или других пособий. От уровня зрительного восприятия детей  зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный  их подбор, время и место их применения на уроке. Ученики любят разгадывать греческую головоломку («Тайнопись»).

        Дети очень любят фокусы, и сами рады любому случаю научиться этому искусству. Я очень люблю давать математические фокусы, так как они содержат  интересный и доступный детям познавательный материал.

        Вот один из таких фокусов «Предсказывание суммы».

        Предлагаю кому-либо написать число из нескольких знаков. Это  число переписываю на бумагу, предварительно отняв  от единицы 2 и поставив двойку спереди. Листок с цифрой кладу на стол чистой стороной вверх.

        Пусть ученик записал число 4725, на бумаге записываю ответ 24723.

        Предлагаю кому-либо написать под первым числом, ещё одно, состоящее из такого же количества знаков. (Пусть он запишет число 5891.)

        Под ним ставлю сама третье число так, чтобы  цифра  дополняла стоящую под ней до 9. В данном случае под 5 - 4, под 8 - 1, под 9 - 0, под 1 - 8 (4108).

        Четвёртое число пишет ученик (пусть он записал 9810), пятое число пишет учитель, записывая цифры по тому же правилу, что описано выше. Если крайняя цифра слева была 9, то под ней ничего писать не надо (поэтому будет число 189).

        Затем предлагаю сложить столбик из пяти чисел (ребята проверяют правильность решения).

        Когда их сумма будет найдена, беру со стола лист с цифрой и показываю ребятам.

        - Каждый из вас писал числа какие хотел. Этих чисел я знать не могла. Тем не менее сумму предсказала.

        Опыт повторяем несколько раз. Можно  брать первоначально числа, состоящие из любого количества цифр.

        Если в арифметических действиях не будет ошибок, то результат сложения обязательно совпадёт с числом, которое было записано ранее на бумажке.

        Ребята настолько увлекаются этим фокусом, что каждому хочется быть в роли ведущего. Опыт повторяем в парах, а потом дети дома рассказывают его родителям и знакомым, сами выполняя роль ведущего.

        Такие примеры ребята решают с увлечением, при этом хорошо отрабатываются вычислительные навыки ребят, быстрота счёта.

        На уроках математики включаю арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.

        Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов  отличаются любознательностью и для них решение логической задачи – это поиск. Задач подобного типа для учащихся этого возраста в математической литературе недостаточно, поэтому я сама подбираю необходимый материал для своей работы.

        Формирование интереса  к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно  в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда  только  определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

        Поэтому я подбираю такие задания, которые имеют непосредственную связь с другими предметами. Например, ввожу такие  логические упражнения, которые не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще. Но каждое из упражнений  вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно.

        В последнее время я сама увлекаюсь разгадыванием  венгерских кроссвордов, и этому обучаю  своих учащихся. Расшифровав ребус, ребята объясняют значение трудных слов, проводится словарная работа. Ребята с удовольствием разгадывают такие кроссворды на уроках  и во внеурочное время, а также включают  в работу  и своих родителей и знакомых. Удачно проходит работа по таким кроссвордам: «Волга – Волга», «Сам себе мастер» (ребята  находят дюжину разных полезных в хозяйстве инструментов), «Федорино горе», «Виды транспорта», «Все слова – на букву «З» и стоит она первой»,  «Зарница» (предстоит отыскать дюжину «военных» слов,  «Морские жители» (их 14), и многие другие.

При разгадывании кроссвордов встречаются детям и непонятные слова, при этом им приходится обращаться к различным словарям, в которых они с удовольствием находят нужное слово и его значение.

Разгадывание кроссвордов предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, ведь путь  познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно с помощью педагога) и поэтому каждое «открытие» становится для него личностно важным.

Школьник не только приобретает  новые знания и умения, но и становятся  инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

Большое внимание на уроках и внеклассных занятиях уделяют решению заданий по выбору  учащихся, так как задания  такие  - это  один из видов дифференциации.

Для  выбора задания модно предлагать упражнения одного и того же содержания,  но разной формы, разного  объёма, разной сложности, то есть  задания, требующие разной умственной деятельности. Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него должна быть сформирована правильная самооценка (Кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? Кто считает, что понял этот материал? Кто научился решать такие уравнения, дай словесную оценку своей домашней работы) и т.д.

На уроках используются и другие формы  оценивания детей: взаимооценка при работе в парах. (Кому понравилось работать в паре? Кому скажем «спасибо» за помощь?»)

Такая работа по формированию оценки, взаимопомощи,  самооценки важна для дифференцированного обучения.

Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация – это разделение детей по классам разных уровней (выделение классов коррекции, классов одарённых детей и т.д. или по группам в одном классе (сильных, средних, слабых)).

Внутренняя дифференциация – это создание условий для свободного выбора задания. Когда каждый день  ведётся работа по формированию правильной самооценки, ученик может взять нагрузку по силам, привыкает за годы обучения в начальной школе  рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ, специализации.

Безусловно, к такому выбору ученика, надо специально готовить. Нужна постоянная  воспитательная работа, в результате который ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться  успехов в учении, кто работает энергично, активен, на пределе своих возможностей.

В классе на первых порах приходится помогать детям в выборе заданий.

Некоторые переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор  можно давать почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинает происходить достаточно быстро и всё более правильно.

Сначала объясняю, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем дети сами оценивают трудность  задания за себя, т.е. определяют к выполнению какого задания они более подготовлены, и оно не вызывает у них затруднений и ошибок.

Если ребята выберут более трудное задание и сделают не так много, но желание сделать, азарт, интерес, с которым ученик работает приносят больше пользы, чем общая обязательная работа для всех, но безрадостная работа.

Не надо бояться того, что дети будут выбирать только лёгкие задания, наоборот они стремятся выбрать задания посложнее и учителю приходится либо тактично помогать в выборе, либо  без упрёков и назиданий помогать выполнять выбранное задание (помощь оказываю не только я, но и  ученики-помощники учителя). Важно предлагать задания на выбор не только  для работы в классе, но и дома.

Если задания на выбор предлагаются  систематически на всех уроках,  то у детей вырабатывается способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работы по силам,  умение объективно оценивать  свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи, без обид, которые возникают при делении класса на различные группы самим учителем.

Процесс овладения учебными предметами может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому в немалой степени способствует методика обучения средствами субъективизации.

Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации и осуществлении учебной деятельности – их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства  структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передаётся часть функций учителя. В  практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание  своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах,  принимают активное  участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.

Особенностью предлагаемой методики является  постоянное,  взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трёх высокоинтеллектуальных процессов: антипации  (предвидения, предопределения учеником  своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся, повышенной речевой активности.

Взаимодействие средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углублённое овладение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших  интеллектуальных качеств: речи,  внимания,  памяти, мышления, наблюдательности и др.

Содержание начального этапа урока, проводимого средствами субъективизации, составляют упражнения со специально подобранными материалами, с помощью которых можно решать следующие задачи:

- самостоятельно определение и формулирование учащимися предназначенной для изучения темы урока;

-  повторение материала и углубление знаний по конкретной теме;

- на этой основе совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшего развитие.

Для решения этих задач школьники осуществляют с предложенным материалом указанные учителем мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировку, классификацию, подведение под понятие и др.) и в результате подходят к нужному выводу. В зависимости от используемых в упражнениях  видов мыслительных операций возможны разные  варианты их сочетаний и соответственно  разные виды упражнений.

Небольшим, но очень  важным   структурным компонентом, является формулирование учащимися темы и цели урока. Он существенно повышает уровень субъективизации учебного процесса.  Подбираю так учебный материал  для  структурных компонентов урока и организую учебную деятельность, что дети получают возможность  самостоятельно,  с той или иной степенью точностью, назвать тему, предназначенную для изучения. У учащихся создаётся внутренняя установка и самоустановка на достижение цели. Она действует в течение всего урока и соответственно обеспечивает более  плодотворную учебную деятельность на остальных его структурных компонентах.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей  пользоваться приёмами, облегчающими  учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который  может делать трудные вещи лёгкими».

Труд учителя – тяжёлый труд, но труд радостный, когда  видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьёшь мыслительные  способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что мои дети будут всегда стремиться учиться хорошо.

Используемая литература.

1. Волина В. Занимательное  азбуковедение. – М.: Просвещение, 1997.

2. Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. – М.: Новая  школа, 1996.Бакулина Г.А.  Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров, 2000.

3. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребёнок». Развитие познавательных способностей  младших школьников. Теоретический аспект. – Киров, 2006.

4. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 1994.

Учитель начальных классов Пелевина Надежда Григорьевна

МОУ ООШ №7 г.Кирова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

выступление на городском методическом объединении  на тему "Развитие познавательных способностей в условиях реализации ФГОС" ....

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано "развитие инициативы"...

Выступление на тему: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС....

Развитие познавательных способностей младших школьников через участие в дистанционных мероприятиях в условиях ФГОС.

Развитием познавательных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости....

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Доклад на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Доклад для выступления на МО учителей начальных классов на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...