Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Лапшина Любовь Петровна

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано "развитие инициативы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных способностей младших школьников

в условиях реализации ФГОС»

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

Слайд 3

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том  числе и  познавательной активности.

Слайд 4  

Что же такое познавательная активность?  Обратимся к словарю.

 « Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

Слайд 5

  Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Слайд 6

Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий.  Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..

Слайд 7  

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Слайд 8  

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь  им  включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Слайд 9 

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.

Слайд  

Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Слайд 10

Основная задача  учителя, формирующего познавательный интерес: 
- быть внимательным к каждому ребенку;

- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Слайд 11 

Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. 
Слайд 12 

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. 

Слайд 13
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса -
третье важное условие.
Слайд 14 

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». 
Слайд 15 - 21

ИГРЫ

Веселый счет

 Развития мышления  и  внимания у  школьников. 

Для проведения этого  упражнения  заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. 

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков. 

Нелогичные парные ассоциации

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не

имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

       Горшок - коридор      Солнце - палец
Ковер - кофе             Двор - ножницы
Кольцо - лампа         Котлета - песок
Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат. 

Ключ к неизвестном

  Развитие познавательной активности,                

целенаправленности    мыслительного      процесса.

    Детям  предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?                              Развитие познавательной активности,                

целенаправленности    мыслительного      процесса.

    Детям  предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Слайд 22  

И  хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной активности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС . Учитель начальных классов: Лапшина Любовь Петровна

Слайд 2

« Если хочешь воспитать в детях смелость ума , интерес к серьёзной интеллектуальной работе , вселить в них радость сотворчества , то создавай такие условия , чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей , дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами ». Ш . А . Амонашвили .

Слайд 3

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано « развитие инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации ».

Слайд 4

Понятие « познавательная активность » Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности .

Слайд 5

Показатели познавательной активности стабильность прилежание осознанность учения творческие проявления поведение в нестандартных учебных ситуациях самостоятельность при решении учебных задач и т . д .

Слайд 6

Уровни проявления активности нулевой относительно - активный исполнительно - активный творческий

Слайд 7

Нулевой уровень Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности . Как правило , они пассивны , с трудом включаются в учебную работу , ожидают привычного давления со стороны учителя .

Слайд 8

Относительно – активный уровень Для учащихся с относительно - активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях , связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания . Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы , однако , при затруднениях так же легко теряют интерес к учению .

Слайд 9

Активный уровень Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности , как правило , любимы учителями . Они всегда выполняют домашние задания , помогают учителям , главное в них - стабильность и постоянство . Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой ( непростой ) темы ; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях ( открытые уроки ).

Слайд 10

Задача учителя , формирующего познавательный интерес : быть внимательным к каждому ребенку ; уметь увидеть , подметить у ученика малейшую искру интереса к какой - либо стороне учебной работы ; создавать все условия для того , чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке , к знаниям .

Слайд 11

Первое условие состоит в том чтобы , осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся .

Слайд 12

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом .

Слайд 13

Эмоциональная атмосфера обучения , положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие .

Слайд 14

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе . Эта группа условий отношения « ученик – учитель », « ученик - родители и близкие », « ученик – коллектив ».

Слайд 15

«Веселый счет» Развития мышления и внимания у школьников . Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат , выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Слайд 16

«Нелогичные» парные ассоциации слов В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку". Примерные пары для тренировки: Горшок - коридор Солнце - палец Ковер - кофе Двор - ножницы Кольцо - лампа Котлета - песок Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Слайд 17

«Ключ к неизвестному» Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса. Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Слайд 18

234+12 426+24 158+36 1 уровень. Вычисли значения выражений. 2 уровень. Разгадай, по какому правилу записаны выражения, вычисли из значения. 3 уровень Разгадай правило, по которому составлены выражения и составь свои выражения поданному правилу .

Слайд 19

1 уровень. Соедини текст задачи с нужным выражением: В купейном вагоне 36 мест , а в плацкартном – на 18 мест больше. Сколько мест в плацкартном и купейном вагонах вместе? 36+(36+18) 36-(36+18) (3618)+36 2 уровень Составь выражение к задаче 3 уровень Составь выражение и придумай свою задачу к выражению .

Слайд 20

ВСТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ЧИСЛО 196 (25) 324 325 ( ) 137 1+9+6= 16 3+2+4= 9 16+9= 25 16 (27) 43 29 ( ) 56 43-16= 27

Слайд 21

Геометрический материал Посмотрите на рисунок и скажите, сколько у хозяйки цыплят. Ответ подскажет сам цыпленок. Если кто-то из ребят затрудняется, на помощь приходят товарищи

Слайд 22

Формирование познавательной активности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

выступление на городском методическом объединении  на тему "Развитие познавательных способностей в условиях реализации ФГОС" ....

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....

Выступление на тему: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС....

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Доклад на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Доклад для выступления на МО учителей начальных классов на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...