Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"
рабочая программа (1 класс) по теме

Трефилова Марина Александровна

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobr..docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию и её реализация.

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения, всё это не меняет общего положения, что ученик должен обладать определённым потенциалом необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как, память, мышление, речь, внимание, воображение и восприятие.  С поступлением в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. Но практика показывает, что процесс  этот развивается очень медленно.(диаграмма)

(сравнительные результаты сформированности  ПС на начало и конец 1 класса)

А изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов.

Поэтому считаю важной необходимостью , создание условий обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Этим и определяется АКТУАЛЬНОСТЬ моей темы по самообразованию.

Работу по своей теме я начала в 2007году. Для этого определила следующие задачи:

-изучить характеристики познавательных процессов;

-выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

-определить комплекс заданий, способствующих развитию познавательных способностей ;

Работу над темой я спланировала в несколько этапов.

На 1 этапе мною осуществлялось знакомство с характеристиками всех познавательных процессов, изучение теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников.

Были использованы труды и исследования таких авторов как:

В.А. Сухомлинский, Н.Н. Подъяков, Ф.А.Сохина, Р.С. Немов.-

психолого -педагогические закономерности развития познавательных процессов младших школьников.

Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн–

 психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте.

В.А.Николаев, Л.А.Вегнер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин –

условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников.

Анализ показал:

-что, память, внимание, мышление, воображение, восприятие и речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.

-в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения  в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность.

На 2  этапе проводилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного экспериментального материала по проблеме исследования,

по нескольким ступеням:

1.Наблюдения из опыта работы.

Многолетние наблюдения показали, что дети существенно различаются по уровню психологического развития

Следовательно, они по - разному могут реагировать на одни и те же инструкции и ситуации. Поэтому необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

2. Диагностика

Отслеживание результатов проводилась по  разным методикам:

Л.Ф.Тихомировой, И.Ю.Матюгина, С. Немова, Е.Е.Туник.

3. Систематизация материала

Весь используемый на уроках  материал, по развитию познавательных способностей был систематизирован и собран в рабочую тетрадь. Все задания  отобраны с учётом возрастных особенностей данного возраста, по принципу «от простого к сложному»   с этапами контроля и оценки.

ВЫВОД:

На основе анализа результатов данного этапа мною был сделан вывод, что для повышения уровня развития познавательных способностей необходима специально организованная  и систематическая  работа. Мною была выдвинута следующая гипотеза:

Что развитие познавательных способностей младших школьников будет происходить более эффективно и результативно,   если:

1.организовать систематический процесс, способствующий  интеллектуальному развитию каждого ребёнка;

2.учитывать возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в процессе развития познавательных способностей;

3.педагог- носитель интеллектуальных ценностей;

4.содержание занятий будет наполнено такими упражнениями, которые будут повышать уровень развития познавательных способностей.

Поэтому следующим этапом моей работы стала разработка программы  кружка «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»,

Основными задачами данной программы я определила:

-создание условий для расширения кругозора

-развитие мотивации к познанию и творчеству

-формирование логического и творческого мышления, речи учащихся

-обучение младших школьников работате с различными видами информации

-развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

 

В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний.

В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляю. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Важно и то , что на данном кружке помимо коррекции интеллектуальных способностей детей, можно решить и ещё две проблемы- диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.

 

Организация кружка и проведение занятий по развитию познавательных способностей определила следующий опытно- экспериментальный этап (исследование)

МНОЮ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Апробировать программу развития ПС детей младшего школьного возраста.

2.Подтвердить выдвинутую гипотезу.

3.Выполнить сравнительный анализ всех результатов.

 

Исследовательская работа рассчитана на 1 уч.год.

Возраст детей 6-7 лет.

Данная работа будет проводится в 3 этапа:

1.Проведения первичной диагностики ПС.

(проверка уровня развития ПС)

2.Проведение кружка.

(занятия с использованием разработанных упражнений)

3.Проведение повторной диагностики.

Итогом моей работы над темой будет

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

который  будет представлять анализ исследования по развитию ПС:

  1. составление индивидуальных карт на каждого ребёнка
  2. сопоставление и сравнение результатов на начало и конец исследования

(для сравнения и анализа уровня развития ПС)            Обобщение опыта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...