" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Салова Виктория Федоровна

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знакомит с порядками в школе, старательно учит тому, что предусмотрено программой, водит всех на одни и те же экскурсии. Но дети очень отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения, что существенно осложняет работу учителя. Приведу типичные характеристики детей, в разной степени готовых к школьному обучению. I. Дети, готовые к обучению в школе. Приведем для примера характеристику Лены С. (7 лет). Общий уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме. У нее хорошо развито наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Кратковременная и логическая память сформирована в пределах возрастной нормы. Произвольная сфера развита на высоком уровне, однако не всегда следит за правильностью выполнения задания, иногда не доводит его до конца. Графические навыки (письмо, рисование по образцу) развиты хорошо. Уровень речевого развития довольно высок, словарный запас богатый. Однако фонематический слух сформирован недостаточно (ребенок плохо выделяет гласные звуки а и о в середине слова). Одной из характерных особенностей ребенка является низкая социальная контактность, чрезмерная скованность в общении. Отмечаются трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Имеет место сильная зависимость от опеки родителей, тревожность. Необходимы специальные упражнения, направленные на развитие этих психических функций. Основное внимание при работе с данным ребенком нужно уделить организации его полноценного общения, что позволит ему легче адаптироваться в группе сверстников, включиться в учебный процесс и реализовать свой природный потенциал. Главное, в чем нуждается этот ребенок, и особенно на первых порах, — это дополнительное поощрение и эмоциональная поддержка со стороны взрослого. II. Дети, частично готовые к обучению в школе. Например, характеристика Никиты К. (7 лет). Ребенок имеет среднее для своего возраста умственное развитие. Нагляднодейственное мышление соответствует возрастным показателям. Объем кратковременной памяти не соответствует возрастной норме, ребенок не удерживает цель задания, не видит допущенных ошибок и не корректирует их, однако способен к выполнению привычных манипулятивных действий. Графические навыки (письмо, рисование по образцу) и развитие тонкой моторики не соответствуют возрастным требованиям. Словарный запас беден. Ярко выражен дефект речи. Фонематический слух не сформирован: плохо выделяет в словах как гласные, так и согласные звуки. У ребенка отмечается высокая тревожность, неуверенность в себе, выраженная зависимость от оценок взрослого, однако в неформальной, безоценочной обстановке (игровые ситуации) он может быть общителен, раскован. Отмеченные особенности в развитии ребенка требуют целенаправленной работы со стороны педагогов, воспитателей, психологов. Такая работа, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную форму занятий, позволяющую осуществлять пошаговую, дозированную помощь со стороны взрослого. III. Дети, не готовые к обучению в школе. Например, характеристика Виталий С. (6лет 7 мес.). Общий уровень психического развития ребенка значительно отстает от возрастных показателей и соответствует нормативам для детей 4—5 лет. Не развито наглядно-действенное мышление. Объем кратковременной памяти ниже возрастной нормы. Функция произвольности не развита. Ребенок не способен к самостоятельному выполнению простейших заданий. Их осуществление возможно лишь при непосредственной помощи и участии педагога. Графические навыки не сформированы. Тонкая моторика не развита; мышечный тонус резко повышен. Общая координация движений слабо развита. Речь примитивна, словарный запас скуден. Фонематический слух не сформирован. Поведение ребенка в ситуациях общения как со взрослыми, так и со сверстниками преимущественно неадекватно. Для него характерна выраженная демонстративность, а также потребность в физическом, телесном контакте (требует постоянного внимания, ласки, поощрения, «виснет» на взрослом). Ребенок нуждается в приучении к элементарным навыкам самообслуживания. В связи с чрезмерной педагогической запущенностью и недостатками психофизиологического развития данный ребенок нуждается в специальной, систематически проводимой развивающей работе с привлечением педагога, психолога, логопеда, психоневролога. Требуется разработка комплексной программы индивидуального обучения и развития, ориентированной на начальном этапе на уровень развития детей 5—6 лет. Только после реализации такой подготовительной работы можно приступать к обучению по программе первого класса общеобразовательной школы. Задача эта чрезвычайно сложная. Работая с детьми, не готовыми к школе, педагог, по существу, берет на себя те функции, которые традиционно входят в круг обязанностей родителей или воспитателей детского сада. Таким образом, педагог, по сути дела, вынужден сначала заниматься не столько обучением по школьной программе, сколько восполнением тех пробелов в развитии, которые обнаруживаются к моменту поступления в школу. Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть развиты и хорошо воспитаны. А развитие ребенка происходит только в деятельности. Процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. 1. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Учителю следует обратить внимание на детей, жалующихся на частые головные боли. Нередко это состояние обусловлено ослабленным зрением. Плохо видящий ребенок медленнее других работает на уроке, подолгу вглядывается в то, что написано на доске, ошибается при списывании с доски и т. п. Поэтому, анализируя причины слабой успеваемости того или иного ученика, нельзя не принять во внимание возможные нарушения в работе зрительного анализатора. Слуховые ощущения формируются в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Развитость фонематического слуха у младшего школьника можно определить при помощи методики «звуковые прятки». Взрослый предлагает ребенку поиграть в «прятки» со звуком, показав предварительно, как нужно выделять звук, который ребенок должен будет отыскать в словах, и произносит несколько слов. Нелишним будет и проведение таких игровых занятий со всеми первоклассниками на уроке. Особое значение для первоклассников имеет развитие двигательных ощущений. Успешность овладения письмом прямо зависит от работы двигательного анализатора, от способности ребенка совершать тонкие и точные движения. Способы развития тонкой моторики ребенка хорошо известны: это лепка, штриховка, вырезание из бумаги, нанизывание бисера на нитку, рисование различных узоров, конструирование и работа с мозаикой, вышивание и пр. Все эти виды деятельности полезно включать в уроки технологии и изобразительного искусства. Без ощущений невозможно восприятие. Младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребенка, вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию и, следовательно, к познанию предметов и явлений. Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя специальные игровые занятия. Игра «Самые наблюдательные» Участники игры делятся на две команды. К доске прикрепляют две репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 мин ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию каждой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. Членов команд подробно расспрашивают обо всех деталях их картин. Воспринять учебный материал — это всегда значит, как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведения, за этими внимательными глазами кроется сугубо индивидуальная мыслительная деятельность. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по-разному. В одном первом классе провели такое занятие: прочитали детям сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попросили ее пересказать. Герои сказки — цифры, с которыми производятся определенные математические действия (математическое содержание). В то же время в ней есть сюжет, характеристики действующих лиц (литературное содержание). Кроме того, это сказка, значит, имеется простор для фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как выполняют его дети? «На помощь! На помощь! – кричит, убегая, бедняжка Пятерка. – Что с тобой? Что случилось? – Разве не видите? За мной гонится Вычитание! Беда, если догонит! – Скажешь тоже, беда!… Но беда случилась. Вычитание настигло Пятерку и стало кромсать ее своей острейшей шпагой – знаком «минус». Ну и досталось же нашей Пятерке… Но тут, по счастью, мимо проезжала длинная заграничная машина – вот такая длинная! Вычитание отвернулось на секунду, чтобы посмотреть, нельзя ли ее укоротить немного, и Пятерка мигом скрылась в подъезде. Только это была уже не Пятерка, а Четверка, и вдобавок с разбитым носом. – Бедняжка, что с тобой? Ты подралась с кем-нибудь? Боже правый! Спасайся, кто может! Какой медовый голосок! Конечно, это Деление собственной персоной. Несчастная Четверка еле слышно прошептала: «Добрый вечер!» – и попыталась шмыгнуть в сторону, но Деление оказалось гораздо ловчее и одним взмахом ножниц – • вжик! – разделило Четверку пополам: Двойка и Двойка. Одну Двойку оно спрятало в карман, а другая, улучив момент, выбежала на улицу и вскочила в трамвай. – Еще минуту назад я была Пятеркой! – плакала Двойка. – А теперь, смотрите, во что я превратилась! Вагоновожатый проворчал в ответ: – Некоторые люди сами должны понимать, что им лучше ходить пешком, а не ездить в трамвае. – Но это же не моя вина! Я тут ни при чем! Я же не виновата! – краснея, воскликнула Двойка. – Да, конечно, дядя виноват! Так все говорят. Двойка вышла на первой же остановке, пунцовая, как обивка на кресле. И тут… ей опять не повезло: она отдавила кому-то ногу. – Ах, простите, пожалуйста, синьора! Но синьора, оказывается, нисколько не рассердилась, напротив, она даже улыбнулась. Смотри-ка, да ведь это синьора Умножение! У нее очень доброе сердце, и она очень жалеет людей, когда те попадают в беду, – она тут же умножила Двойку на три, и вот уже перед нами великолепная цифра – Шестерка. Почему великолепная? Да это же Пять с плюсом! Ни один учитель никогда не напишет шесть, а припишет к Пятерке плюсик. – Ура! Теперь я Пять с плюсом! И меня обязательно переведут в следующий класс». Оказалось, что дети восприняли сказку совершенно по-разному. Каждый первоклассник выделил, вычленил в сказке самое существенное со своей точки зрения, расставил свои смысловые акценты в зависимости от того, что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание. Вот как передает содержание сказки Саша: «От Пятерки отняли единицу, получилась Четверка. Деление разделило Четверку на два, получилось два. Умножение умножило два на три, но получилось пять с плюсом, потому что это сказка, шесть должно получиться». Саша передал только математическое содержание сказки. А вот рассказ Лены: «На улице была Пятерка. Она бежала. Кто-то закричал: «Пятерка! Что с тобой?» Пятерка крикнула, что за ней гонится Деление, и если Деление ее догонит, то случится несчастье. Ей не поверили. Но, правда, случилось большое несчастье. Ее догнало Деление и стало колоть острой шпагой. Потом из нее получилась Четверка, и то с отрезанным носом. Когда она забилась в парадное, в уголто, кто-то ласково сказал, а Четверка пропищала тоненьким голосом: «Здравствуйте», — и только 3 хотела протиснуться к выходу, как ее кто-то там схватил и разрубил, получилась Двойка. Двойка, не теряя ни минуты, выскочила и прыгнула в трамвай. Когда ее увидели ребята, все отбежали от нее подальше. Никто не хотел связываться с Двойкой. Потом кондуктор посмотрел на нее сердито и сказал: «Ездят тут разные». Двойка даже покраснела от стыда. На первой же остановке она выскочила и как раз наступила кому-то на ногу и жалобно пропищала: «Ах! Простите, пожалуйста». Но человек не рассердился, а даже улыбнулся. А потом Двойка присмотрелась хорошенько и заметила, что это Умножение. Ни у кого нет такого доброго лица, как у Умножения. Все». Здесь есть и эмоциональность, и образность, и последовательность. Так, Костя Ч. на вопрос, что нужно сделать, чтобы получить из пятерки четверку, ответил: «Нужно шпагой отсечь от пятерки кусочек». Задания на развитие восприятия. Игра «Измеряем на глазок». Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу. Игра «Развиваем глазомер» Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным. Игра «Угадай голоса». Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.). «Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. Учителям можно дать следующие рекомендации: — работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой организации деятельности; — следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение; — во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски; — ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднения; — учебные занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку; — гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем; — задания, предлагаемые на уроке, учителю следует писать на доске; — на определенный отрезок времени дается только одно задание. Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Упражнение «Снежный ком».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx11.88 КБ

Предварительный просмотр:

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знакомит с порядками в школе, старательно учит тому, что предусмотрено программой, водит всех на одни и те же экскурсии. Но дети очень отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения, что существенно осложняет работу учителя. Приведу типичные характеристики детей, в разной степени готовых к школьному обучению. I. Дети, готовые к обучению в школе. Приведем для примера характеристику Лены С. (7 лет). Общий уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме. У нее хорошо развито наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Кратковременная и логическая память сформирована в пределах возрастной нормы. Произвольная сфера развита на высоком уровне, однако не всегда следит за правильностью выполнения задания, иногда не доводит его до конца. Графические навыки (письмо, рисование по образцу) развиты хорошо. Уровень речевого развития довольно высок, словарный запас богатый. Однако фонематический слух сформирован недостаточно (ребенок плохо выделяет гласные звуки а и о в середине слова). Одной из характерных особенностей ребенка является низкая социальная контактность, чрезмерная скованность в общении. Отмечаются трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Имеет место сильная зависимость от опеки родителей, тревожность. Необходимы специальные упражнения, направленные на развитие этих психических функций. Основное внимание при работе с данным ребенком нужно уделить организации его полноценного общения, что позволит ему легче адаптироваться в группе сверстников, включиться в учебный процесс и реализовать свой природный потенциал. Главное, в чем нуждается этот ребенок, и особенно на первых порах, — это дополнительное поощрение и эмоциональная поддержка со стороны взрослого. II. Дети, частично готовые к обучению в школе. Например, характеристика Никиты К. (7 лет). Ребенок имеет среднее для своего возраста умственное развитие. Нагляднодейственное мышление соответствует возрастным показателям. Объем кратковременной памяти не соответствует возрастной норме, ребенок не удерживает цель задания, не видит допущенных ошибок и не корректирует их, однако способен к выполнению привычных манипулятивных действий. Графические навыки (письмо, рисование по образцу) и развитие тонкой моторики не соответствуют возрастным требованиям. Словарный запас беден. Ярко выражен дефект речи. Фонематический слух не сформирован: плохо выделяет в словах как гласные, так и согласные звуки. У ребенка отмечается высокая тревожность, неуверенность в себе, выраженная зависимость от оценок взрослого, однако в неформальной, безоценочной обстановке (игровые ситуации) он может быть общителен, раскован. Отмеченные особенности в развитии ребенка требуют целенаправленной работы со стороны педагогов, воспитателей, психологов. Такая работа, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную форму занятий, позволяющую осуществлять пошаговую, дозированную помощь со стороны взрослого. III. Дети, не готовые к обучению в школе. Например, характеристика Виталий С. (6лет 7 мес.). Общий уровень психического развития ребенка значительно отстает от возрастных показателей и соответствует нормативам для детей 4—5 лет. Не развито наглядно-действенное мышление. Объем кратковременной памяти ниже возрастной нормы. Функция произвольности не развита. Ребенок не способен к самостоятельному выполнению простейших заданий. Их осуществление возможно лишь при непосредственной помощи и участии педагога. Графические навыки не сформированы. Тонкая моторика не развита; мышечный тонус резко повышен. Общая координация движений слабо развита. Речь примитивна, словарный запас скуден. Фонематический слух не сформирован. Поведение ребенка в ситуациях общения как со взрослыми, так и со сверстниками преимущественно неадекватно. Для него характерна выраженная демонстративность, а также потребность в физическом, телесном контакте (требует постоянного внимания, ласки, поощрения, «виснет» на взрослом). Ребенок нуждается в приучении к элементарным навыкам самообслуживания. В связи с чрезмерной педагогической запущенностью и недостатками психофизиологического развития данный ребенок нуждается в специальной, систематически проводимой развивающей работе с привлечением педагога, психолога, логопеда, психоневролога. Требуется разработка комплексной программы индивидуального обучения и развития, ориентированной на начальном этапе на уровень развития детей 5—6 лет. Только после реализации такой подготовительной работы можно приступать к обучению по программе первого класса общеобразовательной школы. Задача эта чрезвычайно сложная. Работая с детьми, не готовыми к школе, педагог, по существу, берет на себя те функции, которые традиционно входят в круг обязанностей родителей или воспитателей детского сада. Таким образом, педагог, по сути дела, вынужден сначала заниматься не столько обучением по школьной программе, сколько восполнением тех пробелов в развитии, которые обнаруживаются к моменту поступления в школу. Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть развиты и хорошо воспитаны. А развитие ребенка происходит только в деятельности. Процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. 1. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Учителю следует обратить внимание на детей, жалующихся на частые головные боли. Нередко это состояние обусловлено ослабленным зрением. Плохо видящий ребенок медленнее других работает на уроке, подолгу вглядывается в то, что написано на доске, ошибается при списывании с доски и т. п. Поэтому, анализируя причины слабой успеваемости того или иного ученика, нельзя не принять во внимание возможные нарушения в работе зрительного анализатора. Слуховые ощущения формируются в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Развитость фонематического слуха у младшего школьника можно определить при помощи методики «звуковые прятки». Взрослый предлагает ребенку поиграть в «прятки» со звуком, показав предварительно, как нужно выделять звук, который ребенок должен будет отыскать в словах, и произносит несколько слов. Нелишним будет и проведение таких игровых занятий со всеми первоклассниками на уроке. Особое значение для первоклассников имеет развитие двигательных ощущений. Успешность овладения письмом прямо зависит от работы двигательного анализатора, от способности ребенка совершать тонкие и точные движения. Способы развития тонкой моторики ребенка хорошо известны: это лепка, штриховка, вырезание из бумаги, нанизывание бисера на нитку, рисование различных узоров, конструирование и работа с мозаикой, вышивание и пр. Все эти виды деятельности полезно включать в уроки технологии и изобразительного искусства. Без ощущений невозможно восприятие. Младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребенка, вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию и, следовательно, к познанию предметов и явлений. Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя специальные игровые занятия. Игра «Самые наблюдательные» Участники игры делятся на две команды. К доске прикрепляют две репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 мин ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию каждой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. Членов команд подробно расспрашивают обо всех деталях их картин. Воспринять учебный материал — это всегда значит, как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведения, за этими внимательными глазами кроется сугубо индивидуальная мыслительная деятельность. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по-разному. В одном первом классе провели такое занятие: прочитали детям сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попросили ее пересказать. Герои сказки — цифры, с которыми производятся определенные математические действия (математическое содержание). В то же время в ней есть сюжет, характеристики действующих лиц (литературное содержание). Кроме того, это сказка, значит, имеется простор для фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как выполняют его дети? «На помощь! На помощь! – кричит, убегая, бедняжка Пятерка. – Что с тобой? Что случилось? – Разве не видите? За мной гонится Вычитание! Беда, если догонит! – Скажешь тоже, беда!… Но беда случилась. Вычитание настигло Пятерку и стало кромсать ее своей острейшей шпагой – знаком «минус». Ну и досталось же нашей Пятерке… Но тут, по счастью, мимо проезжала длинная заграничная машина – вот такая длинная! Вычитание отвернулось на секунду, чтобы посмотреть, нельзя ли ее укоротить немного, и Пятерка мигом скрылась в подъезде. Только это была уже не Пятерка, а Четверка, и вдобавок с разбитым носом. – Бедняжка, что с тобой? Ты подралась с кем-нибудь? Боже правый! Спасайся, кто может! Какой медовый голосок! Конечно, это Деление собственной персоной. Несчастная Четверка еле слышно прошептала: «Добрый вечер!» – и попыталась шмыгнуть в сторону, но Деление оказалось гораздо ловчее и одним взмахом ножниц – • вжик! – разделило Четверку пополам: Двойка и Двойка. Одну Двойку оно спрятало в карман, а другая, улучив момент, выбежала на улицу и вскочила в трамвай. – Еще минуту назад я была Пятеркой! – плакала Двойка. – А теперь, смотрите, во что я превратилась! Вагоновожатый проворчал в ответ: – Некоторые люди сами должны понимать, что им лучше ходить пешком, а не ездить в трамвае. – Но это же не моя вина! Я тут ни при чем! Я же не виновата! – краснея, воскликнула Двойка. – Да, конечно, дядя виноват! Так все говорят. Двойка вышла на первой же остановке, пунцовая, как обивка на кресле. И тут… ей опять не повезло: она отдавила кому-то ногу. – Ах, простите, пожалуйста, синьора! Но синьора, оказывается, нисколько не рассердилась, напротив, она даже улыбнулась. Смотри-ка, да ведь это синьора Умножение! У нее очень доброе сердце, и она очень жалеет людей, когда те попадают в беду, – она тут же умножила Двойку на три, и вот уже перед нами великолепная цифра – Шестерка. Почему великолепная? Да это же Пять с плюсом! Ни один учитель никогда не напишет шесть, а припишет к Пятерке плюсик. – Ура! Теперь я Пять с плюсом! И меня обязательно переведут в следующий класс». Оказалось, что дети восприняли сказку совершенно по-разному. Каждый первоклассник выделил, вычленил в сказке самое существенное со своей точки зрения, расставил свои смысловые акценты в зависимости от того, что ему интереснее, понятнее, на что было направлено его внимание. Вот как передает содержание сказки Саша: «От Пятерки отняли единицу, получилась Четверка. Деление разделило Четверку на два, получилось два. Умножение умножило два на три, но получилось пять с плюсом, потому что это сказка, шесть должно получиться». Саша передал только математическое содержание сказки. А вот рассказ Лены: «На улице была Пятерка. Она бежала. Кто-то закричал: «Пятерка! Что с тобой?» Пятерка крикнула, что за ней гонится Деление, и если Деление ее догонит, то случится несчастье. Ей не поверили. Но, правда, случилось большое несчастье. Ее догнало Деление и стало колоть острой шпагой. Потом из нее получилась Четверка, и то с отрезанным носом. Когда она забилась в парадное, в уголто, кто-то ласково сказал, а Четверка пропищала тоненьким голосом: «Здравствуйте», — и только 3 хотела протиснуться к выходу, как ее кто-то там схватил и разрубил, получилась Двойка. Двойка, не теряя ни минуты, выскочила и прыгнула в трамвай. Когда ее увидели ребята, все отбежали от нее подальше. Никто не хотел связываться с Двойкой. Потом кондуктор посмотрел на нее сердито и сказал: «Ездят тут разные». Двойка даже покраснела от стыда. На первой же остановке она выскочила и как раз наступила кому-то на ногу и жалобно пропищала: «Ах! Простите, пожалуйста». Но человек не рассердился, а даже улыбнулся. А потом Двойка присмотрелась хорошенько и заметила, что это Умножение. Ни у кого нет такого доброго лица, как у Умножения. Все». Здесь есть и эмоциональность, и образность, и последовательность. Так, Костя Ч. на вопрос, что нужно сделать, чтобы получить из пятерки четверку, ответил: «Нужно шпагой отсечь от пятерки кусочек». Задания на развитие восприятия. Игра «Измеряем на глазок». Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу. Игра «Развиваем глазомер» Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным. Игра «Угадай голоса». Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.). «Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. Учителям можно дать следующие рекомендации: — работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой организации деятельности; — следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение; — во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски; — ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднения; — учебные занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку; — гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем; — задания, предлагаемые на уроке, учителю следует писать на доске; — на определенный отрезок времени дается только одно задание. Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Упражнение «Снежный ком».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

О развитии познавательных способностей младших школьников во время проведения экскурсий

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...