О развитии познавательных способностей младших школьников во время проведения экскурсий
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

 

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом развитии наблюдается незрелость эмоционально-волевой  сферы, есть проблемы с памятью, вниманием, сужен кругозор, низкая познавательная активность.

Все впечатления, которые ребёнок получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются и воспроизводятся.  Экскурсии помогают частично решить эти проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

О развитии познавательных способностей

младших школьников во время проведения экскурсий

Санкт-Петербург 2012 г.

                        В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом развитии наблюдается незрелость эмоционально-волевой  сферы, есть проблемы с памятью, вниманием, сужен кругозор, низкая познавательная активность.

                         Все впечатления, которые ребёнок получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются и воспроизводятся.

                          Экскурсии помогают частично решить эти проблемы.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения на экскурсиях, посещение культурно-развлекательных мероприятий  развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

                     Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.

               Во время проведения экскурсий образ воспринятого сохраняется в памяти. А здесь приходиться узнавать, вспоминать, что-то припоминать. Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. У детей включаются особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

             Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой, предметами старины - это могучий источник развития эмоций. Во время мероприятия у ребят есть нередкая возможность пофантазировать.  Это способствует формированию  эстетических вкусов. Ребята с помощью взрослых делают выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

Наблюдение характеризуется большой активности личности. Конечно, не всё дети способны  воспринимать, даже и из того, что бросилось в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. В единое целое объединяются Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. Благодаря развитию наблюдательности ребята учатся выделять существенное,

В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего.  Во время экскурсий ребята получают яркие впечатления и представления. Отсюда и развивается их кругозор, повышается познавательная активность. пытливость.

                  К любой экскурсии, к любому мероприятию ребят нужно готовить.

Перед началом экскурсии проводится  инструктаж о правилах поведения в природе,  в музее, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. За несколько дней  проводятся беседы, заочные экскурсии, презентации к тому месту, где побывают ребята. На данном этапе необходимо заинтриговать детей, вызвать желание поскорее узнать, увидеть.

                    До посещения экскурсии я всегда беседую с экскурсоводом об особенностях группы Наших детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Поэтому я  прошу как можно чаще дать возможность слушать экскурсовода сидя. Так дети отдыхают и лучше воспринимают материал.  Ребята лучше воспринимают  нового для них человека (экскурсовода)  и его слово всегда бывает более  значимым.

                     После проведения экскурсии ребята выполняют задания экскурсовода  (об этом надо договариваться заранее). Ребятам могут дать в подарок небольшие буклеты с загадками, кроссвордами, раскрасками, играми по теме. Иногда даже сладости вызывают неописуемый восторг у ребят. После экскурсии возникает  большая потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что увидели, что удивило, заинтересовало. Конечно, самым трудным моментом в работе, это привезти их домой. Они переполнены эмоциями, расслабились и очень возбудимые  гиперактивные дети теряют над собой контроль. Я всегда прошу быть рядом со своим ребенком «трудных» детей.

                      В 1 классе лучше всего проводить пешеходные экскурсии по улицам около школы, по Дворцовой, Петропавловской крепости, ботаническому саду, парку. Со 2 класса я планирую экскурсии в связи с изучением материала по окружающему миру, литературному чтению , знаменательными датами.

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

Фамилия, имя ученика__________________________________

Класс________________________________________________

Название музея___________________________________________

Адрес музея______________________________________________

«Растения парка-дендрария».

В 1714 на берегу речки ____________________ по указу Петра I для выращивания лекарственных растений был заложен Аптекарский огород, впоследствии превратившийся в крупное научно-исследовательское и просветительское учреждение - Ботанический сад и Ботанический музей. Музей носит имя Владимира   Леонтьеича__________________________.

В ботаническом саду насчитывается  свыше _____тысяч  образцов, сюда вошли гербарии петровской Кунсткамеры и коллекции, собранные многими отечественными ботаниками и путешественниками.


             В парке собраны лиственные и хвойные деревья с различных континентов, способные жить в наших широтах. Много пород хвойных.
Помимо деревьев, присутствуют кустарники, мхи цветники, альпинарий, питомники и водоемы.

В основном растут дереья местной флоры. Это 225 деревьев клена остролистного, 157 – дуба черешчатого, около 200 – вяза гладкого, более 100 – туи  западной, 55 – лиственницы сибирской. А также липы мелколистная, крупнолистная и европейская,  березы повислая и пушистая. Среди растений есть древесные Красной книги России и Ленинградской области, а также впервые введенные в мировую культуру Садом.

Напиши  5 видов хвойных  растений_____________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши 5 видов широколистных растений_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В Красную книгу природы Санкт-Петербурга включены 164 вида животных, 79 видов растений, 16 видов лишайников, 29 видов грибов

Запомни  растения, занесеные  в Красную книгу

                                                          

Ясень обыкновенный                                                         Тис остроконечный

                                                     

                                                                                    Венерин башмачок настоящий

                                                                     

Гусиный жёлтый лук                                                                 Медуница

                                                                   

Фамилия, имя ученика__________________________________

Класс________________________________________________

Название музея___________________________________________

Адрес музея______________________________________________

Дата посещения___________________________________________

       

         

Музей открыт к восьмисотлетию со Дня рождения Александра НевскогоЭкскурсии по музею включают в себя экскурсии по историко-мемориальной зоне в посёлок  Усть-Ижора.
В музее находится  диорама  Невской битвы.

Святой благоверный великий князь Александр Невский.

Александр Невский

Александр Невский

(1220-1263)

Почти 750 лет назад берега Невы, где сейчас стоит Санкт-Петербург, были безлюдны и пустынны. Но 15 июля 1240 г. звон мечей разорвал вековую тишину.

Незадолго до этого дня здесь к болотистому берегу пристали шведские корабли. С них высадилось неприятельское войско. Враги решили воспользоваться тем, что русский народ изнемогал под ордынским игом, и напасть на Русь с севера.

Командовал шведским войском ярл Ульф Фаси. Захватчики были уверены, что победа достанется им легко. Но это вторжение не застало Новгород и Новгородское государство врасплох. У новгородского князя Александра Ярославича была очень хорошая разведка, и она вовремя сообщила о вражеских кораблях. Это помогло князю хорошо подготовиться.

Получив известие о приходе шведской армии в устье Невы, Александр срочно принял решение остановить движение врага как можно раньше, пока захватчики не успели дойти до Новгорода. В состав войска Александра кроме его конной дружины входили рядовые новгородцы – пешцы, а также наскоро собранное ополчение ладожан.

Поскольку шведские силы значительно превосходили по своей численности русских, очень важен был фактор внезапности нападения, который мог обеспечить успех, Молодой полководец использовал его в полной мере. Русское нападение застигло шведское войско врасплох, и это предрешило успех боя в пользу Александра.

Натиск был так яростен, что шведы смешались и стали отступать. Русские теснили их шаг за шагом, поражая своими быстрыми мечами. Сам князь Александр Ярославич на лихом коне бесстрашно вел вперед своих храбрых воинов. Его конная дружина, как важная ударная сила, действовала одновременно с пешей дружиной во главе с новгородцем Мишей. О нем известно, что он со своей дружиной напал на шведские корабли, а затем умело маневрируя, потопил три вражеских судна.

В результате сражения шведское войско, понеся большие потери, потерпело сокрушительное поражение.

За славную победу на Неве русский народ дал князю Александру прозвище Невский.

Через два года на русскую землю вторгся новый враг – немецкие рыцари. Где бы они не появлялись, после них оставались дымящиеся развалины и руины, трупы людей. «Пойдем на Александра и, победив его, возьмем в плен!» - хвастливо заявляли рыцари.

Князь Александр с войском вышел на встречу врагу и стал поджидать его на льду Чудского озера. Зная, что рыцари сильны и опытны, Александр мудро расставил свои войска: послабее дружину – в центре, а сильные – на флангах. Кроме того, спрятал в засаде сильный полк под началом Гаврилы Олексича. Новгородские дружинники не сомневались в своей победе над немецкой «свиньей» - так назывался боевой строй ливонских рыцарей.

5 апреля 1242 г., на восходе солнца, произошла знаменитая битва, получившая в истории название Ледового побоища. Сеча была великая. Грохот битвы слышали за много верст окрест. Лед покрылся кровью. Храбро сражался с врагом головной полк русских, но все же не устоял против закованных в железные доспехи рыцарей. Глубоко вклинились они в расположение войск Александра Невского. Великий князь только и ждал этого момента. Загремели над полем боевые трубы, и сразу с двух сторон помчались на врага свежие дружины русских. Смяли «свинью» и погнали по льду.

На помощь шведам двинулись тяжело вооруженные рыцари. Но спасти положение не смогли. С тыла на них внезапно обрушился засадный полк Гаврилы Олексича. Рыцари смешались, сбились в кучу. Весенний лед под ними не выдержал и стал ломаться. Много тут погибло захватчиков. Сам магистр бросился в бегство…

Семь верст преследовали врага новгородские воины – до западного берега озера. Победа была полная.

Так русские войска во главе с Александром Невским разбили грозные силы европейского рыцарства.

Раскрась рисунок и подпиши доспехи рыцаря

                                               

  1. Кольчуга - боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных железных колец.

  1. Шею воина укрывала сетка.  К кольчужным чулкам, шоссам, добавили пластинчатую защиту колена. Эти приспособления, названные наколенниками, крепились к нижней кромке плотных стеганых штанов, прикрывавших бедра.

  1. Шелом (шлем) - воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем 

  1. Меч являлся основным оружием русского воина-дружинника, символом княжеской власти и военной эмблемой древней Руси. Древнерусский меч - оружие рубящее

  1. Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. 

  1. Для защиты воины использовали щиты. На смену древнейшему русскому круглому щиту в XII в. приходит миндалевидный, защищавший всадника от подбородка до колен.

Блиц-опрос «Рыцари»

Вопросы: 1. Что защищало тело рыцаря?

(Кольчуга с капюшоном, позднее – латы).

2. Чем закрывали рыцари ноги и руки?

(Металлическими чулками и перчатками).

3. Что надевал рыцарь на голову?

(Железный шлем с подвижным забралом).

4. Чем был вооружён рыцарь?

(Меч или копьё).

5. Что можно было увидеть на щите рыцаря?

(Герб и девиз рыцаря).

6. Что надевал юноша сразу
 после посвящения его в рыцари?

(Шпоры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...