Урок литературного чтения , 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Семкина Светлана Александровна

Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа 2100»

Тема: Гимназисты Корнея Чуковского.

(К.И. Чуковский «Телефон»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа 2100»

Тема: Гимназисты Корнея Чуковского.

(К.И. Чуковский «Телефон»)

автор: Семкина Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы №371

Московского района

Санкт-Петербурга

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Познакомить учащихся с отрывком из книги “Серебряный герб”

Задачи:

 предметные:

  1. систематизировать знания о литературных жанрах
  2. совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения
  3. создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы
  4. способствовать развитию речи, мышления учащихся
  5.  развивать коммуникативное взаимодействие в парах
  6. развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
  7. учить постановке учебной проблемы

метапредметные :

  1. познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
  2. регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
  3. коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
  4. личностные УУД: развитие интереса к литературному чтению, формирование мотивации его изучения

          Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование урока:

  1. компьютер
  2. мультимедийная доска
  3. цветные маркеры для работы на доске
  4. мультимедийный проектор
  5. мультимедийная презентация
  6. Портрет К.И.Чуковского
  7. выставка книг К.И. Чуковского

 Оборудование ученика:

  1. Учебник литературного чтения «В океане света» ч.2, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, тетрадь по литературному чтению
  2. чистые листы А4(для работы в группе: создание алгоритма)
  3. карточки самооценки

Способы реализации поставленной цели: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ своей работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ТСО

Образовательные технологии

  1. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжим наше Путешествие в мир детской литературы. Но прежде, я хочу узнать: удалось ли вам выполнить домашнее задание?

Удалось ли кому-нибудь завязать какой-либо морской узел?

Учитель создает выставку  морских узлов на доске.

-Ребята, в 30-е годы XX века дети нашей страны назвали самым любимым детским писателем Бориса Житкова.

А вас заинтересовало  его творчество? Появилось желание прочитать еще  его произведения?

Учащиеся рассказывают о капитане – герое рассказа Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин».

Дети демонстрируют узлы и рассказывают о трудностях, возникших при их завязывании.

Ответы детей.

  1. Работа с портретом писателя.

-На прошлом занятии вместе с Олей и Игорем, когда знакомились с            Б. Житковым, мы заглянули в квартиру к одному человеку. Найдите описание его в учебнике.

-Что вы можете сказать, судя по этим строкам,  о хозяине квартиры?

- А кто узнал его?

Верно, это Корней Иванович Чуковский. Но почему здесь его называют Николай Васильевич?

А откуда, по-вашему,  появился этот псевдоним?

Молодцы!

Родился Николай Корнейчуков в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 . Довольно часто встречается дата рождения его первое апреля, эта ошибка появилась в связи с переходом на новый стиль (было прибавлено не 12, а 13 дней).

Посмотрите на его портрет. Что можно сказать об этом человеке?

Действительно, К.И. Чуковский был именно таким человеком: добрый, веселый, мудрый, любящий детей. Он с радостью писал стихи для детей. А какие произведения вы можете припомнить?

Дети зачитывают описание Чуковского (с.33 в учебнике)

-Он веселый, добрый, любит детей...

Это Корней Чуковский.

Корней Иванович Чуковский - это псевдоним. Его настоящее имя  Николай Васильевич Корнейчуков.

Из фамилии писателя.

Ответы детей.          

Дети называют: «Мойдодыр», «Федорино горе», и др..

Слайд№1

Слайд№2/3(выставка книг)

Интегрированное обучение

  1. Физкульт-

минутка

Вот видите, как много произведений вы знаете!

Но это еще не все.

Встаньте и выйдите из-за парт. Начиная с нулевого класса мы с вами  рассказывали и показывали историю про мышь и кота. Кто помнит её?

У вас редкая возможность , прочитать это стихотворение вместе с К.И.Чуковским.

Молодцы, садитесь. Так вот это стихотворение не было написано К.И.Чуковским. Это английская песенка, которую он перевел на русский язык.

Двое детей выходят к доске (они ведущие) остальные повторяют за ними.Дети рассказывают стихотворение «Котауси и Мауси» и сопровождают рассказ жестами: 

Жила-была мышка Мауси(ладошки над головой изображают ушки мышки)

И вдруг увидала Котауси.(растопыренные в стороны пальчики около рта изображают усы кота)

У Котауси злые глазауси(большой и указательный пальцы каждой руки смыкаются в кольцо , прикладываются к глазам, а остальные пальчики рук касаются друг друга около носа, изображая сдвинутые «злые» брови кота )

И злые-презлые зубауси.(растопыренные пальцы изображают зубы кота)

Подбежала Котауси (усы) к Мауси (ушки)

И замахала хвостауси(одна рука иметирует движение хвоста):

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,(плавное движение «лапок» кота)

Подойди ко мне, милая Мауси! ,(плавное движение «лапок» кота)

Я спою тебе песенку, Мауси, ,(плавное движение «лапок» кота)

Чудесную песенку, Мауси!" ,(плавное движение «лапок» кота)

Но ответила умная Мауси(указывают пальчиком):

"Ты меня не обманешь, Котауси! (грозят пальчиком)

Вижу злые твои глазауси (большой и указательный пальцы каждой руки смыкаются в кольцо , прикладываются к глазам, а остальные пальчики рук касаются друг друга около носа, изображая сдвинутые «злые» брови кота )

И злые-презлые зубауси!" (растопыренные пальцы изображают зубы кота)

Так ответила умная Мауси (ушки)-

И (бегут на месте)скорее бегом от Котауси.

http://www.1001skazka.com/poemhtml/chuk.html

Здоровьесберегающая

  1. Работа с текстом до чтения.

Прекрасно, я рада, что вы так много знаете и помните. Но обратите внимание на эту картинку.

Почему этот телефон так выглядит, какую историю напоминает?

А теперь посмотрите на этот телефон. Рядом с ним книга. Кто догадался , как называется  произведение Чуковского, с которым мы сегодня познакомимся?

Сегодня мы познакомимся с первой главой из повести «Серебряный герб», которая называется  «Телефон».

Перед вами несколько вариантов издания этой повести : старые(61 и 63 г.) и новые. Вы можете понаблюдать, как изменилась обложка.

А кто мне скажет, чем отличается повесть от рассказа и романа?

Повесть «Серебряный герб»  автобиографичная. Что это значит?

Действительно.

Родители Коли Корнейчукова прожили в Петербурге вместе три года, была у них старшая дочь Маруся. Вскоре по рождении второго ребёнка, отец оставил семью. Женился он  на другой женщене, мать Коли переезжает в Одессу. Мальчик отдан в гимназию, однако в пятом классе происходит отчисление из-за низкого его происхождения. Такие события описал он в автобиографической повести под названием «Серебряный герб».

Посмотрите на картинку. Что можно предположить, глядя на нее?

Сказку «Телефон», где все без остановок звонили, и каждый что-то хотел узнать или получить.

Предположения детей (необходимо вывести их идеи на название «Телефон»)

-Рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий.

-Автор пишет о себе.

Ответы детей.

Слайд №4(веселый телефон)

Слайд№5

Слайд№6(книга «Серебряный герб»)

Проблемное обучение

V. Работа с текстом во время чтения.

1)Самостоятельное чтение главы «Телефон»

- Прочитайте главу «Телефон» самостоятельно. Как обычно работаем с карандашом и толковым словариком, т.е. непонятные слова подчеркиваем и ищем в словарике.

- Что напомнила вам глава из книги К.Чуковского?

-Что общего между ней и повестью Л.Чарской? Книги разных авторов с похожей темой друг друга дополняют или противоречат одна другой?

- Что общего между произведением К.Чуковского и известными вам рассказами о детях?

2)Выборочное чтение.

Какая сцена вам показалась самой смешной? Зачитайте.

-Расскажите о каждом из «спасенной» шестерки.

-Где вы видите улыбку автора?

-Нарисуйте план «спасения» товарищей.

-Не возникло ли у кого-нибудь желание опробовать это изобретение?

-Представьте, что вам срочно потребовалась такая связь. Найдутся в ваших карманах необходимые средства?

-Докажите, что учителя  здесь тоже нарисованы с иронией.

Что можно сказать о взаимоотношениях в классе?

Бывало ли, чтобы у кого-нибудь из вас «от благодарности болели ребра»?

-Найдите строчки, которые можно отнести и к сегодняшней школе, жизни.

Первичное чтение. (Дети читают, подчеркивают незнакомые слова, работают с толковым словарем).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выборочное чтение

Выборочное чтение

Выборочное чтение

1 человек у доски, остальные по очереди зачитывают текст.

Ответы детей.

-нет

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд№7(трудные слова)

Проблемное обучение

Работа в парах

Решение творческих задач

  1. Работа с текстом после чтения

-Как автор относится к  гимназии и товарищам по классу?

-Как вы думаете, почему повесть называется «Серебряный герб»?

-Глава заканчивается словами о том, что наш герой совсем забыл о телефоне. Но я могу вам сказать, что уже, будучи взрослым, он писал другу…(цитирую слайд №9).

Так забыл ли он о телефоне?

- Что нового у Чуковского вы открыли для себя?

-Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу?

Ответы детей.

Дети читают отрывок из текста  на слайде №8 и делают вывод.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд№8

Слайд№9

Проблемное обучение

  1. Домашнее задание.

Дома вспомните и запишите историю, произошедшую с вами в школе. Лучшие работы будут помещены  редколлегией в вашу еженедельную газету .

Решение творческих задач

  1. Рефлексия

Возьмите  карточку самооценки. Укажите в ней свои достижения и затруднения, возникшие на прошедшем уроке, и поставьте себе оценку за работу на уроке. Все карточки оставьте на столе. Я их проверю и сообщу вам результат на следующем уроке.

Дети заполняют карточки самооценки.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корней Иванович Чуковский / Никола́й Васильевич( Эмануилович ) Корнейчуко́в , 31 марта 1882 , Санкт-Петербург — 28 октября 1969 , Москва /

Слайд 7

Директор Бургмейстер Полдюжины – 6 (половина 12) Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения. Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих . Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области. Доблестный – героический, способный на подвиг. Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией.

Слайд 8

Герб у меня на фуражке был такой: два дубовых листочка, между ними две буквы и цифра - название нашей гимназии. Был он сделан из белого металла " фраже " и потому назывался серебряным. Цена гербу - тридцать копеек, но мама готова отдать за него несколько лет своей жизни, лишь бы он блестел у меня на фуражке.

Слайд 9

« Ты помнишь, привязал бечевку / К его ноге, пиша диктовку, / Дабы при каждой запятой / Он дергал связанной ногой. / Вы это звали телефоном… / Но сей полезный телефон / Начальством не был оценен…»

Слайд 10

« Мойдодыр » (1923), « Тараканище » (1923), «Муха-цокотуха» (1924, первоначальное название – «Мухина свадьба»), « Бармалей » (1925), «Айболит» (1929, под названием «Приключения Айболита»)

Слайд 11

Спасибо за урок! Молодцы!

Слайд 12

Читайте! «…Прочитала « Серебрянный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга достойна внимания, читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство…»

Слайд 13

Источники : Собрание Сочинений в 15 т., М., Книжный Клуб "Терра", т.2 ДТ: 2001 год http :// www.livelib.ru http:// images.yandex.ru http:// www.chukfamily.ru http:// www.stihi-rus.ru http:// bse.chemport.ru http:// www.chertyaka.ru http:// www.vokrugsveta.ru http:// video.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...