отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"
материал по чтению по теме

Некрут Ольга Александровна

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

      Над своей темой по самообразованию я начала работать с 2010 года

Почему я выбрала именно тему по литературному чтению?

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

     Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  1. уметь понимать содержание читаемого текста;
  2. это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  3. это выразительность – умение интонировать знаки препинания

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основными задачами на своих уроках считаю:

  1. воспитание любви к чтению;
  2. формирование потребности читать;  
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Хочется рассказать о наиболее полюбившихся приёмах на уроках чтения.

С первого класса на уроках чтения провожу «Поэтическую минутку», на которой дети не просто читают и заучивают наизусть стихотворение, а необходимо прочитать эмоционально, с интонацией. Эти стихотворения как правило простые и заучиваются очень легко. Для знакомства со стихотворением использую такие формы:

     * чтение в полголоса;

     * чтение по строчкам;

     * выразительное чтение по памяти.

Для правильности дикции использую такие упражнения – скороговорки

     ТРИ СОРОКИ – ТРИ ТРЕЩЁТКИ

     ПОТЕРЯЛИ ПО ТРИ ЩЁТКИ:

     ТРИ СЕГОДНЯ,

     ТРИ – ВЧЕРА,

     ТРИ – ЕЩЁ ПОЗАВЧЕРА.

  1. произнести шёпотом, чётко артикулируя;
  2. произнести беззвучно;
  3. произнести вполголоса;
  4. произнести голосом, постепенно увеличивая темп.

     

      Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Большое внимание уделяю  словарной работе, стараюсь использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

   Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения.

1.     Чтение произведения и определение его жанра.

2.     Чтение и пометка непонятных слов.

3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

С большим интересом учащиеся разгадывают «Кроссвордики»

        

Сколько слов вы нашли? Назовите их.

На какие вопросы отвечают данные слова?

    Для развития творческих способностей, обогащение словарного запаса, правильного подбора рифмы провожу на уроках литературного чтения «Творческую работу в группах», а также индивидуально дома.

Даётся две строки из любого малоизвестного стихотворения и необходимо продолжить их.

    Получаются очень удачные четверостишия. Некоторые из них были напечатаны в краевой газете «Солнышко».

Два раза в месяц я провожу конкурсы чтецов или литературные викторины.

Для создания единого читательского пространства  школа - библиотека - семья применяем «Читательские дневники», где ученики записывают ежедневно дополнительно прочитанную литературу. Всё это на добровольной основе, без принуждения. Многие родители заметили, что благодаря совместной работе учитель – ученик – родитель появились хорошие результаты.

  Для родителей на родительских собраниях провожу практикумы для правильной работы с текстами.

С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели.

      Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.

Основная моя задача как педагога — воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак.

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

                           СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 6

 

        

        Учитель начальных классов

                                                                                                                 Некрут О.А.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности....

"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"

Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....

РЕФЕРАТ «Совершенствование форм и методов работы на уроках литературы и внеклассного чтения»

Вспомните русскую народную пословицу: «Испокон века книга растит человека» Задумайтесь, почему из всех великих изобретений человечества цель и способность растить человека издревне и до сих пор ( и ,в...

Методы и приёмы работы на уроках чтения учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках чтенияучителя начальных классов Токаревой Л.Н. Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На...

«Метод проектов на уроках чтения в начальной школе».

выступление на ШМО учителей начальных классов....

Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе

Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...

Разнообразие методов, используемых на уроках чтения в школе для слабослышащих и позднооглохших детей

В материале представлены основные методы, используемые на уроках чтения при обучении детей с нарушением слуха с ркомендациями использования в зависимости от класса. Разработка содержит виды стения с т...