Рабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс ФГОС 2 УМК "Школа России"Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Карнаухова Светлана Николаевна

 

Планируемые результаты освоения ООП  на предметном содержании курса « Литературное чтение»,  календарно-тематическое  планирование уроков, пояснительная записка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oop.docx102.05 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Советского района г. Красноярска

                    Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

                            Средняя общеобразовательная школа № 115

 

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

МБОУ СОШ №115

Протокол №  ___    от « __»_____2012г.

Секретарь педсовета  _______________

«Рассмотрено»

 на заседании  МО

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №115

Протокол №  ___    от « __»_____2012_г.

Рук. МО _______________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 115



___________ 2012 г.

                                               

                                               Рабочая программа

                                  по предмету литературное чтение

                                     4 часа  в неделю  (всего 136 часов)

                                                             

                                                                                                                  Программу составила:

 Карнаухова С.Н

                                               2012 — 2013 учебный год

Тематическое  планирование уроков  по литературному чтению во 2 классе

Название раздела

Количество

1

Самое великое чудо на свете 1 час

1

2

Устное народное творчество»   12 ч.

12

3

Люблю природу русскую 8 ч.

8

4

Русские писатели 17 ч.

17

5

 О братьях наших меньших 10 ч.

10

6

Из детских журналов 9 ч.

9

7

Люблю природу русскую 9 ч.

9

8

Писатели детям  18 ч.

18

9

 Я и мои друзья  16ч.

16

10

Люблю природу русскую   9ч.

9

11

И в шутку и в серьёз  17ч.

17

12

Литература зарубежных стран. 10 ч.

10

Итого 136

                             

Планируемые результаты освоения ООП  на предметном содержании курса « Литературное чтение»

Содержание курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Самое великое чудо на свете 1 час

Читателю. Р. Сеф.

Научится ориентироваться в

 учебнике

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по! лесу идет...»  Ю.  Мориц,  «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев»,  «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Научится выразительно читать целыми словами, определять главных персонажей, работать с текстом, выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела, загадывать и отгадывать загадки,

рассказывать по плану.

УЗНАЕТ  разновидности и отличительные особенности народного творчества, отличительные особенности народной сказки.

Получит возможность научиться звукоподражанию, сочинять загадки,

Рифме, определять характер героев.

Личностные

 Освоит роль ученика; сформирует интерес (мотивации) к учению.

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Люблю природу русскую. Осень.8 часов

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы»,| «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».|

УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,

познакомиться с устаревшими словами.

Личностные

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Русские писатели 17 часов

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка! о рыбаке и рыбке».  И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей».  Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

Научится различать понятия «писатель», «автор», «произведение», выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения

 делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность научиться звукоподражанию, создавать свои двустишия,, познакомиться с рифмой, устаревшими словами, кириллицей, узнать понятие «действующие лица», получит возможность определять характер героев.

Личностные

 Ценит и принимает базовые ценности:   «родина», «природа».

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

О братьях наших меньших 10 часов

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним, ; анализировать произведение.

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, рифмой,

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, определять характер героев, игрой в слова.

Личностные

 Ценит и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение, «семья» .

Уважает  свою семью, родственников, любит  родителей.

 Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

 Из детских журналов 9 часов

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Мар шак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Влади миров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Научится  читать выразительно целыми словами, уметь анализировать поступки героев, анализировать произведение, читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, рассуждать и делать выводы

Получит возможность определять характер героев, познакомиться с устаревшими словами, производить звукозапись

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

Люблю природу русскую. Зима 9 часов

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза».

УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,

познакомиться с устаревшими словами.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «природа»,..

Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

Определят цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

. Определят план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется  в учебнике: определят умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает  героев, их поступки: находит общее и различия.

Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему.

Комуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

Писатели — детям 18 часов

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым  («Затейники», «Живая шляпа»).

Научится различать понятия «писатель», «автор», «произведение», выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения

 делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность научиться звукоподражанию, создавать свои двустишия,, познакомиться с рифмой, устаревшими словами, кириллицей, узнать понятие «действующие лица», получит возможность определять характер героев.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

Я и мои друзья 16 часов

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним, ; анализировать произведение.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

Люблю природу русскую   9ч.

Весенние загадки

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», « Весенние воды»

А. Плещеев «Весна» «Сельская песенка»

Маршак «Снег уж теперь не тот», А. Блок «На лугу»

Стихи И.Бунина, А. Плещеева

Произведения

Е. Благининой, Э. Мошковской

В.Васильев «Белая берёза»

УЗНАЕТ одно стихотворение по выбору наизусть, научится анализировать произведения, выразительно читать стихотворения, передавая при чтении различные интонации.

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,познакомиться с понятием олицетворение, сравнение,

познакомиться с устаревшими словами.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

И в шутку и всерьез 17 часов

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все го?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Научится читать целыми словами и выразительно, пересказывать по опорным словам, читать по ролям, разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним, ; анализировать произведение.

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, рифмой,

Получит возможность познакомиться с рифмой, звукоподражанием, определять характер героев, игрой в слова.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

Литература зарубежных стран (8ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Научится определять произведения зарубежной литературы.  

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Выразительное чтение,

использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

делить текст на части, составлять картинный план,  выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела; выразительно читать текст, передавая при чтении различные интонации.

Личностные

 Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение» и т. Д.

   Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные

Организовывает  свое рабочее место под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные

Ориентируется в учебнике

Отвечает  на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

Сравнивает героев, их поступки: находит общее и различия.

Коммуникативные

Участвует  в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдет простейшие нормы речевого этикета: здоровается , прощается, благодарит.

Слушает и понимает речь других.

Работает  в паре.

 

        

Календарно-тематическое  планирование уроков  по литературному чтению во 2 классе

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Самое великое чудо на свете 1 час

1

Книга – великое чудо

Знакомство с новым учебником. Чтение текста Р.Сеф «Читателю». Что такое «устное народное творчество», его жанры

Научиться ориентироваться по содержанию учебника.

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

                                                               «Устное народное творчество»   12 ч.

2

Русские народные песни, потешки и прибаутки

Чтение и анализ русских народных песен.

Научится выразительно читать целыми словами, определять главных персонажей, работать с текстом.

Узнает отличительные особенности народной сказки, Научится рассказывать по плану определять последовательность событий

Уметь загадывать и отгадывать загадки, Научится выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела.

Научится  выразительно читать небольшой текст, выполнять анализ и сравнение произведений одного раздела.

Научится определять характер героев

УЗНАЕТ  разновидности и отличительные особенности народного творчества, уметь загадывать и отгадывать загадки

Будет учиться сравнивать сказочных героев, их внешность , поступки

Пересказывать сказки, чтобы не упустить ни одного события

Получит возможность научиться звукоподражанию

возможность научиться сочинять загадки

научиться рифме

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

3

Считалки и небылицы, потешки

Загадки о животных

Чтение и анализ потешек, скороговорок, считалок, небылиц.

Темы загадок. Чтение и отгадывание загадок.

4

Народная мудрость пословиц и поговорок.

.

Чтение и анализ пословиц и поговорок.

5

Сказка«Петушок и бобовое зёрнышко»

Чтение и анализ сказки. Чтение сказки по ролям.

6

Сказка о животных «Лиса и волк

Чтение и анализ сказки.

7

Сказка«У страха глаза велики»

Чтение и анализ сказки.

8

Сказка «Лиса и тетерев»

Чтение и анализ сказки.

9

Сказка «Лиса и журавль»

Чтение и анализ сказки. Чтение сказки по ролям.

10

 Сказка «Каша из топора

Чтение и анализ сказки.

11

Сказка «Гуси-лебеди»

Чтение и анализ сказки.

12

Урок-обобщение по теме

«Устное народное творчество»

Беседа по вопросам учебника

13

Проверим себя и свои достижения

Выставка книг. Сообщение детей о прочитанных книгах. Иллюстрирование любимых сказок.

                                                                             Люблю природу русскую 8 ч.

14

Осннние загадки.Ф. Тютчев, К.     Бальмонт

Биография Ф.Тютчева. Выразительное чтение и анализ стихотворений .

Научится  выразительно читать стихотворения.

Научится  читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст

Получит возможность познакомиться с устаревшими словами

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,

понятием олицетворение, сравнение

 Будут учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

15

СтихиА. Плещеева, А. Фетаоб осени

Рассматриваний пейзажей разных художников на тему «Осень». Чтение и анализ стихотворения.

16

Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина

Биография С.Есенина. Чтение и анализ стихотворения

17

СтихиВ. Брюсова, И. Токмаковой

Чтение и анализ стихотворения.

18

Б. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы»

Отличие художественных текстов от научных. Чтение текстов этих двух видов.

19

М. Пришвин «Осеннее утро»,

И. Бунина«Сегодня так светло...»

Чтение и анализ рассказа. Беседа по вопросам учебника.

20

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую»

Беседа по вопросам учебника

21

Проверим себя и свои достижения

Выставка книг. Сообщение детей о прочитанных книгах. Иллюстрирование любимых сказок.

                                        Русские писатели 17 ч.

22

А. С. Пушкин  – «Солнце русской поэзии»

Биография А.С.Пушкина Чтение и анализ стихотворения.

Получит возможность определять характер героев

Получит возможность познакомиться с устаревшими словами

Научится читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, рассуждать и делать выводы, гордиться русскими писателями

Сравнивать рассказы и стихотворения, басни

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения, басни

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

23

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелены

Чтение и анализ стихотворения.

24

А. С. Пушкин о зиме «Вот север…»,«Зима»

Чтение и анализ стихотворения

25

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Умение отвечать на поставленные вопросы. Чтение наиболее интересные отрывки сказки.

26

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выполнение иллюстрации к сказке

27

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Составление картинного плана

28

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Чтение по ролям

29

Обобщение.  Произведения А.С.Пушкина

Составление библиотечки

30

Басня. А.И. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Биография И.Крылова. Что такое «басня»? Чтение и анализ басен.

31

Басня. И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Чтение и анализ басен.

32

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Биография Л.Толстого . Чтение и анализ рассказа.

33

Рассказ Л. Н. Толстого «Филипок»

Чтение и анализ рассказа.

34

Рассказ Л. Н. Толстого «Филипок»

Чтение и анализ рассказа.

35

Обобщение  произведения Л.Н.Толстого

Чтение и анализ рассказа.

36

Л. Н. Толстой«Правда всего дороже», «Котенок»

Чтение и анализ рассказа.

37

Обобщение по теме «Русские писатели»

Беседа по вопросам учебника

38

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                                                   О братьях наших меньших 10 ч.

39

Стихи Н.Сладкова, А.Шибаев

Чтение и анализ стихотворения.

Научатся: сравнивать художественные и научно- познавательные тексты, сказки и рассказы о животных, определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение

Научатся выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения. Научатся выразительно читать небольшой текст, определять главную мысль произведения.

Будут учиться: видеть красоту природы; определять героев произведения, рассказывать о них, выражать своё отношение к ним

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Определять основные особенности художественного текста ; сравнивать художественные и научно- познавательные тексты, сказки и рассказы о животных Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Определять последовательность событий, составлять план и подробно пересказывать по этому плану произведение

40

Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова        «Жила-была собака…»

. Общее знакомство с творчеством Б.Заходера. Чтение и анализ стихотворения. Беседа о том, как человек может помочь бездомным животным. Беседа на тему» Собака – друг человека». Чтение стихотворения. Беседа по вопросам к стихотворению.

41

В. Берестов «Кошкин щенок»

Чтение рассказа учителем. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. Беседа по вопросам.Составление плана.

42

 М. Пришвин «Ребята и утята»

Чтение рассказа учителем. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. Беседа по вопросам.Составление плана.

43

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Беседа о творчестве Чарушина. Чтение, анализ произведения. Словарная работа.

44

 Б. Житков «Храбрый утёнок»

Беседа о творчестве Б.Житкова. Чтение , анализ произведения. Словарная работа. Ответы на вопросы к произведению.

45

«Музыкант». В. Бианки

Беседа о жизни и творчестве В.Бианки. Чтение рассказа, ответы на вопросы.

46

В. Бианки «Сова»

Выборочное чтение. Словарная работа.

47

Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших»

Беседа по вопросам учебника

48

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                                                      Из детских журналов 9 ч.

49

Из детских журналов.

Знакомство с журналами детских изданий. Чтение, выборочное чтение стихов,

Научатся: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

50

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Весёлые чижи»

Чтение стихотворений, анализ. Словарная работа. Ответы на вопросы.

51

Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет

Выступления детей.

52

Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Чтение стихотворений с постановкой недостающих слов. Ответы на вопросы.

53

Ю. Владимиров «Чудаки»

Чтение и анализ стихотворений. Словарная работа. Ответы нам вопросы.

54

А. Введенский «Учёный Петя»

Чтение и анализ стихотворений. Словарная работа. Ответы нам вопросы.

55

А. Введенский «Лошадка»

Чтение и анализ стихотворений. Словарная работа. Ответы нам вопросы.

56

Урок-обобщение по теме

«Из детских журналов»

Беседа по вопросам учебника

57

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                                                   Люблю природу русскую 9 ч.

58

Зимние загадки

Беседа о зиме. Чтение и отгадывание

Научится  выразительно читать стихотворения.

Научится  читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст

Получит возможность познакомиться с устаревшими словами

Получит возможность познакомиться с литературными жанрами,

понятием олицетворение, сравнение

 Будут учиться: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

59

Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение уч-ся.

60

Природа в стихах. С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

Чтение и анализ стихотворений. Ответы на вопросы.

61

С. Есенин «Берёза»

Чтение и анализ стихотворений. Ответы на вопросы.

62

Сказка « Два Мороза»

Чтение и анализ сказки. Чтение по цепочке. Беседа по вопросам

63

С новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль»

Чтение и анализ стихотворения. Беседа о Новом годе.

64

Поэтическое изображение зимы.

А. Барто «Дело было в январе

Чтение наизусть стихов о зиме Чтение и анализ стихотворения.

65

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима»

Беседа по вопросам учебника

66

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                                                        Писатели детям  18 ч.

67

К. И. Чуковский «Путаница»«Радость»

Беседа о жизни и творчестве К.И Чуковского.Чтение и анализ произведения. Словарная работа. Ответы на вопросы

Научатся: понимать, в чём заключается смысл

Будут учиться: определять особенности авторского текста; рассказывать о героях произведений, выражать своё отношение к ним

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героев, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним.

Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение.

Планировать возможный вариант  исправления допущенных  ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение.

68

Литературная сказка.

К. И. Чуковский «Федорино горе»

Чтение и анализ текста. Беседа по вопросам

69

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе»

Чтение и анализ текста

70

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе»

Чтение и анализ произведения

71

С. Я. Маршак «Кот и ло-дыри»

Чтение и анализ произведения

72

В. Михалков «Мой секрет»

. Беседа о творчестве С.Михалкова. Чтение и анализ стихотворения.

73

В. Михалков «Мой щенок»

Проверка домашнего задания. Чтение и анализ произведения. Выполнение рисунка к стихотворению

74-75

Поэтическая речь в произведениях.

А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука»

Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»

Беседа о творчестве А. Барто Чтение об авторе. Чтение и анализ стихотворения Выраз. чтение детьми.

76

Творчество А.л.Барто

Чтение, анализ стихотворения. Словарная работа. Выраз. чтение детьми. Вежливые слова.

77

Н. Н. Носов «Затейники»

Чтение, анализ стихотворения. Словарная работа. Чтение по ролям, по цепочке. Выборочное чтение

78

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Чтение анализ произведения.

79

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Чтение анализ произведения.

80

Н. Н. Носова «На горке»

Чтение и анализ произведения. Выполнение иллюстрации к рассказу.

81

Н. Н. Носова «На горке»

Составление картинного плана

82

Обобщение. Произведения н.Н.Носова

Беседа по вопросам учебника

83

Урок – обобщение по теме «Писатели – детям»

Составление проекта

84

Проверим себя и свои достижения

                                                                                 Я и мои друзья  16ч.

85

Я и мои друзья.

Беседа о дружбе. Чтение стихотворения, анализ. Выраз. чтение учащихся.

Научатся: определять последовательность событий в произведении, придумывать продолжение рассказа, соотносить основную мысль рассказа с пословицей

Будут учиться: поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек; объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним

Прогнозировать содержания раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.

Выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

86

В. Берестов «За игрой»,

Чтение и анализ стихотворения. Чтение детьми. Рассказы детей о своих друзьях.

87

В. Лунин «Я и Вовка»

Чтение и анализ произведения. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

88

Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Чтение и анализ произведения. Выборочное чтение. Чтение по ролям

89

Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Беседа о вежливых словах. Чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Чтение по цепочке.

90

Н. Булгакова «Анна, не грусти!»

Пересказ по коллективно составленному плану

91

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Чтение и анализ произведения. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

92

Осеева «Волшебное слово»

. Чтение и анализ произведения.

93

Осеева «Волшебное слово»

Подобрать пословицы и поговорки к прочитанному произведению. Анализ поступков главных героев.

94

В. Осеева «Хорошее»

Чтение и анализ произведения.

95

В. Осеева «Хорошее»

Пересказ по коллективно составленному плану

96

В.Осеева «Почему?»

Чтение и анализ произведения.

97

В.Осеева «Почему?»

Чтение и анализ произведения.

98

В.Осеева «Почему?»

Пересказ по коллективно составленному плану

99

Урок-обобщение по теме

«Я и мои друзья»

Беседа по вопросам учебника

100

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                     Люблю природу русскую   9ч.

101

Весенние загадки

Чтение и отгадывание загадок

Научатся: читать стихотворения выразительно, передавая настроение с помощью голоса, интонации; наблюдать за жизнью слова, передавать картины весенней природы

Будут учиться: находить в стихотворении слова, которые помогают представить героев; сравнивать стихотворения о весне разных поэтов

Прогнозировать содержания раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение  с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения.

102

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», « Весенние воды»

Чтение и анализ стихотворения. Выполнение рисунка «Весна»

103

А. Плещеев «Весна» «Сельская песенка»

Выразительное чтение и анализ произведения. Беседа о маме. Чтение и анализ произведения.

104

Маршак «Снег уж теперь не тот», А. Блок «На лугу»

Чтение и анализ произведения. Выразительное чтение.

105

Стихи И.Бунина, А. Плещеева

Чтение и анализ произведения. Выполнение рисунка к понравившемуся произведению раздела

106

Произведения

Е. Благининой, Э. Мошковской

Чтение и анализ произведения. Выразительное чтение.

107

В.Васильев «Белая берёза»

Чтение и анализ произведения. Выразительное чтение.

108

Урок-обобщение по теме

«Люблю природу русскую»

Беседа по вопросам учебника

109

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                                                                         И в шутку и в серьёз  17ч.

110

Б. Заходер «Товарищам детям»,

Знакомство с новым разделом. Чтение текста Чтение, анализ стихотворения.

Научатся: понимать особенности юмористических произведений

Будут учиться: кратко пересказывать весёлые рассказы; придумывать свои весёлые истории

Прогнозировать содержания раздела.

Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать веселые рассказы.

Придумывать собственные веселые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

111

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

Чтение и анализ стихотворения

112

Э. Успенский «Чебурашка»

Выразительное чтение стихотворения. Выполнение рисунка к понрав. отрывку

113

Э. Успенский «Чебурашка»

114

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

Чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

115

Э. Успенского «Над нашей квартирой»

Выразительное чтение произведения. Анализ.

116

Э. Успенского «Память»

Чтение и анализ произведения.

117

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники

Чтение учителем. Анализ. Чтение по цепочке. Деление на части, их озаглавливание.

118

В. Берестов «Кисточка»,

И. Токмакова «Плим»

Рисунок понрав. Произведения.

119

И. Токмакова

«В чудной стране»

Чтение и анализ произведения.

120

Г. Остер «Будем знакомы»

Чтение и анализ произведения.

121

Г. Остер «Будем знакомы»

Чтение и анализ произведения.

122

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Чтение и анализ произведения.

123

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Чтение и анализ произведения.

124

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

Беседа по вопросам учебника

125

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

Беседа по вопросам учебника

126

Проверим себя и свои достижения

Составление проекта

                                            Литература зарубежных стран. 10 ч.

127

Английские и американские народные песенки и загадки

Малые фольклорные жанры. Чтение и анализ произведения.

Научатся узнавать значение незнакомых слов; определять героев произведений; рассказывать о них; придумывать свои окончания сказок

Будут учиться: сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; инсценировать сказки; находить нужные произведения в библиотеке

Прогнозировать содержания раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой опыт работы с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

128

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Чтение песенок учителем.

129

Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах»

Чтение по цепочке, по ролям. Ответы на вопросы. Рисунок к сказке.

130

Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах»

Чтение сказки. Деление на части. Анализ. Инсценирование отрывков.

131

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Чтение сказки. Анализ. Ответы на вопросы после сказки Чтение по цепочке.

132

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Чтение и анализ произведения.

133

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Выразительное чтение.

134

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Рисунок к понрав. Произведению из раздела.

135

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Чтение сказки учителем,анализ произведения

136

Обобщение по теме «Литература зарубежных стран»

Беседа по вопросам учебника

                          Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования ,примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого .

    Программа по предмету «Литературное чтение» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 2 класса, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

         Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

        Общая характеристика учебного предмета

Содержание данного предмета направлено на решение следующих  задач:

  1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.

           2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной  культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное

мнение на основе прочитанного и услышанного.

         3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.

              4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности  произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий

                                 

                                                  Литературное чтение

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,  выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение  справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.  Книга  как источник необходимых знаний.  Первые книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение  содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев  с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для  восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая   пропедевтика   (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,  выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.  Сказки  (о животных,  бытовые,  волшебные). Художественные  особенности  сказок:  лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

  1. применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  2. осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  3. работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч

              Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения предмета «Литературное чтение».

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению

Уметь:

--Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе – не менее 50 слов/мин

--Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы

--Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.

4.Выработка умений работать с текстом:

Уметь:

--Подробно и выборочно пересказывать прочитанное  с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,

--Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,

--Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,

--Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,

--Различать тексты.

К концу 2класса учащиеся должны знать:

  1. наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  1. автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  2. имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Для детей

Литература

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение «Просвещение».2012 учебник
  2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение «Просвещение».2012 рабочая тетрадь
  3. Для учителя:

Литература

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение «Просвещение».2012 учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение базовый уровень УМК «Перспектива» под ред. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 1-4 Школа России

Материал содержит рабочую программу по литературному чтению на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

3 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса...