Разработка урока по литературному чтению
материал по чтению (4 класс) по теме

Бегенова Ботагоз Калижановна

Разработка урока по литературному чтению на тему В. Гаршин  "Сказка о жабе розе ". 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._garshin.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Цель: продолжение работы над произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";

повышение уровня восприятия литературного произведения; развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

развивать творческие способности, навыки работы в группе;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование:

мультимедиа оборудование;

презентация к уроку;

листы для работы в группе;

маркеры;

толковый словарь;

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методический приём: кластеры.

Ход урока

Слайд 1.

I стадия: "Вызов". (мотивация, актуализация, целеполагание).

1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".

Слайд 2.

- В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:" Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы продолжаем работу над "Сказкой о жабе и розе", с которой познакомились на прошлом уроке.

2.- Вспомните, о чём эта сказка?

Слайд 3.

(Ответы детей: о жабе и розе, о прекрасном и безобразном, о добре и зле).

3. - Какие цели и задачи мы поставили вчера на уроке?

Слайд 4.

Цели:

1. Знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе".

2. Выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.

3. Осмысление мира как воплощение добра и зла.

Слайд 5.

Задачи:

1. Познакомиться с содержанием сказки и её героями.

2. Раскрыть образ героев сказки:

Внешний вид героев.

Характер героев

Взаимоотношения героев

Мечты героев

Характеристика действий и поступков героев

3. Определить художественные особенности сказки.

- Какие задачи мы уже выполнили на прошлом уроке?

- Чтобы определить цели и задачи сегодня на урок, я предлагаю прочитать следующее стихотворение.

Слайд 6.

Мир жабы злобен;

 Нам предстоит его раскрыть.

 А роза, милое создание,

 Она сотворена любить.

 Вот эти два противоречья

 Без них никак нельзя нам быть.

 Задача наша на сегодня -

 Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").

- Таким образом, задача нашего урока:

Слайд 7.

Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

II стадия: "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).

1. - Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?

(Ответы детей: добро - это:; зло - это:).

- Как эти понятия определяет толковый словарь?

Слайд 8.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему? (Ответы детей)

- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.

2. Групповая работа.

(Класс делится на 4 микро групп, каждая группа получает лист бумаги и маркер).

- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 9.

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.

- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".

1 группа - Окружающая обстановка.

(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").

- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)

- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)

Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.

2 группа - Внешний вид.

(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").

- Вам нравится роза?

Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

3 группа - Действия.

(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").

- А почему роза плачет?

(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).

- Разве роза может плакать?

(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).

- Какой литературный приём использует автор?

(Ответы детей: олицетворение).

- О чем могла молиться роза?

(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)

Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

4 группа - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").

- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)

Значит, главное для розы - это счастье жить:

- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)

- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?

(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).

- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза - это символ добра? (да).

Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".

- Расскажите, как показана жаба.

1 группа - Окружающая обстановка.

(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)

- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?

(Ответы детей: неуютно, угнетённо).

2 группа - Внешний вид.

(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").

- Вам нравится жаба?

(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).

3 группа - Действия.

(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").

- Оцените её действия.

(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).

4 группа - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?

- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).

-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.

- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

- Значит, жаба - это символ зла? (да).

Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.

Слайд 10.

III стадия " Рефлексия".

- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.

Слайд 6.

Мир жабы злобен? (да)

 Нам предстоит его раскрыть.

 А роза, милое созданье? (да)

 Она сотворена любить.

 Вот эти два противоречья

 Без них никак нельзя нам быть.

 Задача наша на сегодня -

 Добро и зло разоблачить.

- Выполнили эту задачу? (да).

- О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).

Слайд 11.

- Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....