Урок "Береза-русская краса"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гермонова Нина Николаевна

Урок чтения и развития в 3 классе в коррекционной школе 8 вида по рассказу С.Воронина "Березкины слезы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bereza-russkaya_krasa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

РГОУ « Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат









План

урока по чтению в третьем классе


                         


                                     Тема:

              «Белая берёза – русская краса».






                                                Учительница:

                                      Гермонова Нина Николаевна







                       Калинино                          2009



   Цели урока:


  1. Познакомить с рассказом С. Воронина «Берёзкины слёзы»

и вызвать читательский интерес детей к произведениям писателей и поэтов о природе.

   

  1. Совершенствовать навыки выразительного, беглого и

осознанного чтения.

     

  1. Развивать умение анализировать произведение, делать

выводы.


  1. Развивать память, внимание, воображение.


5. Способствовать воспитанию внимательного и бережного

    отношения к природе и ко всему живому.





Оборудование:

     Учебники по чтению, слайды из серии «Птицы      

     Нашего края», «Времена года», тест ,карточки

     с произведениями поэтов о берёзе.      






План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.
  3. Постановка учебных целей.
  4. Разминка для языка.
  5. Проверка домашнего задания.
  6. Загадка.
  7. Сообщение темы урока.
  8. Стихотворения о берёзе.
  9. Работа со слайдами «Времена года».
  10.  Рассказ С. Воронина «Берёзкины слёзы».
  11.  Тестирование .
  12.  Физкультминутка.
  13.  Отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Передышка».
  14.  Домашнее задание.
  15.  Обобщение.

   

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости – учителя  нашей  школы. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке.

  1. Психологический настрой.

 Давайте, ребята, повернёмся к ним, ласково улыбнёмся и скажем дружно

«Здравствуйте!», а теперь повернулись ко мне, пожелаем друг другу удачи на уроке и тихо сядем.

  1. Постановка   учебных целей.

  Сегодня на уроке мы продолжим нашу большую тему «Весна в окно стучится». Ознакомимся с новыми произведениями. Будем работать над тех-

никой чтения, говорения и слушания.

                      Мы будем разговаривать,

                      Мы будем выговаривать

                      Так правильно и внятно,

                      Чтоб было всем понятно.

  1. Разминка для языка.

  Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нам надо завести наш весёлый язычок.

  1. Прочитайте эти слоги на одном дыхании.

                тру – тры – тра – тро

                три – тре – тря – трю

                дро – дру – дры – дра

  1. речевая гимнастика

Чио-чио,

                 Фью-фью-фью!        

                 Чик-чирик,                                  

                 Чью-чью-чью!  

                   - Это что за птица на слайде? (Воробей)

                        - Хотите узнать, как она поет?

                   - Она какая птица? (Перелетная)

 

- А это что за красавец такой? (Соловей)

Прочитайте сначала про себя глазами, как она поёт.

                         Тимох – тимох!

                   Клёх – клёх!

                   Сурик – ко – ко!

                   Сурик – ко – ко!

А теперь прочитаем хором.

- А соловей какая птица? (Перелётная.)

  1. Проверка домашнего задания.

  Да, весной возвращаются к нам перелётные птицы. Об одной из них, о скворце мы говорили на прошлом уроке. К сегодняшнему уроку вы должны были выучить стихотворение М. Матусовского «Скворцы прилетели». Да-вайте его вспомним.

   

  1. хоровое чтение;
  2. чтение 2 -3 учениками.
  3. обобщение.

   С прилётом птиц весной природа начинает обновляться. Земля одевает свой зеленый наряд. А что же составляет зелёный наряд нашей планеты?

- Ну конечно же это растения, цветы и деревья. А о каком дереве мы будем говорить на уроке, вы узнаете, если правильно отгадаете мою загадку.

    6. Загадка.

                   Тонкий, белый стан,

                 Зелёный сарафан

                 И очень модные серёжки

                 У красавицы  ……….(берёзки)

  1. Сообщение темы урока.

   Да, ребята, сегодня мы будем говорить о берёзе. Тема урока – «Белая берёза – русская краса».

     По дороге в школу я сегодня случайно под ногами увидела эту веточку берёзы, наверно её ветер обломил, и решила взять её к нам в класс , ведь мы же как раз о ней и будем говорить. Пусть и она будет у нас гостьей. А пока её поставлю на подоконник.

    Берёза – это одна из самых красивых деревьев. Ствол у неё гладкий, бе-лый с чёрными чечевичками. Ветки тонкие, очень гибкие.

 Она достигает высотой до 20 метров. Известно более 120 видов берёз.

Берёзку сравнивают  со стройной девицей-красавицей.

 Из бересты делают посуду.

 Берёзовые веники помогают выгонять хворь в бане.

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом нашей страны.  Её воспевают поэты и писатели , композиторы и художники. Россия и берёза! Эти два понятия не разделимы. (Слайды

  1. Стихотворения о берёзе.

   Давайте прочитаем отрывки из стихотворений  поэтов М. Ерохи и А. Про-кофьева.  Что они пишут о берёзе?

             На поляне, на пригорке,

           Под окном, среди полей

           Белокорая берёзка –

           Символ Родины моей.

                                                 М. Ероха.

-Где растёт берёзка?

- Какой видит её автор?

Словарная работа :

       Белокорая –

                                             Берёза.

                     Люблю берёзку русскую,

                     То светлую, то грустную,

                     В белёном сарафанчике,

                      С платочками в карманчиках,

                     С красивыми застёжками,

                      С зелёными серёжками.

                     Люблю её,  нарядную,

                     Родную, ненаглядную,

                      То ясную, кипучую,

                        То грустную, плакучую.

                                                                    А. А. Прокофьев.

- Давайте в этом стихотворении будем искать слова – признаки,   которыми автор характеризует березу.  

   Словарная работа:       ненаглядную  

                                          кипучую                  

                                          плакучую  

8. Физкультминутка.

    Мы берёзку посадили,

   Мы водой её полили.

   И берёзка подросла ,  

   К солнцу ветки подняла ,

   А потом их наклонила

   И ребят благодарила.    

  1. Работа со слайдами «Времена года»

Красива берёзка в любое время года. Вот какой показывают её художники в своих произведениях.

- Какое время года на первой картине?

-Что изобразил художник?

- Какими показаны берёзки?

                         

- На второй картине как изменилась берёза?

Тут берёзовая роща. (Роща – это маленький лесок.) Летом берёзы стоят зелёные. Они белокорые, стройные. В таком лесу светло, красиво.

   - А на этой картине  …………(продолжайте дальше)

  1. Рассказ С. Воронина «Берёзкины слёзы».

1)чтение учителем;

- Что называет дедушка «Березкиными слезами»?

2) чтение по цепочке и составление картинного плана;

3) работа над содержанием

- Почему берёза плакала?

- Как спасли дед и внук берёзку?

- Каким человеком растит дед внука?

4) Тест по рассказу С. Воронина «Берёзкины слёзы».

1. Куда ходили дед и внук?

      А.  в поле

      Б.   в огород

      В.  в  лес

      Г.  В магазин

2. Про кого рассказывал дедушка сказку?

       А.  про кота Мурзика

       Б.  про петуха Золотое перо

       В.  про Красную Шапочку

          Г.  Про трёх поросят

  1. Откуда капала вода?

    А.  из тучки дождевой

    Б.  из крана

    В.  с крыши дома

    Г.  С берёзовой ветки

  1. Каков на вкус берёзовый сок?

        А.  солёный, пахнет рыбой

        Б.  кисловатый, как сок лимона

        В.  сладковатый, пахнет сырой землёй

        Г.  Безвкусная

  1. Кто обломил сучок берёзы?

        А.  лось рогом обломил

        Б.  сильный ветер во время бури

        В.  ребята во время экскурсии

        Г.  Коза обгрызла

  1. Как дедушка поступил с берёзкой?

         А.  замазал пластилином рану

         Б.   верёвкой перевязал сучок

         В.  помазал рану зелёнкой

         Г. Не оказал помощь

4)обобщение

   Мы как этот дедушка и внук тоже должны всегда быть защитниками при-

роды. И природа нам за это отблагодарит.

  1. Физкультминутка.

               Мы словно берёзки в чаще лесной,

                Ветвями качаем под ветром зимой.

                Весною мы выше и выше растём,

                И тянемся к солнышку ночью и днём.

                А осенью листья стряхнём постепенно,

                И кружит, и кружит их ветер осенний.

                Затем, тихо и легко стелет их на землю.

  1. Отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Передышка».

1)аудирование;

 - Почему рассказ называется «Передышка»?

2) придумать конец рассказа;

 -  А что же на самом деле случилось с берёзой, вы сможете узнать прочи-тав рассказ «Передышка» в учебнике «Родничок» на стр.42.

3) обобщение

- Как видите, ребята, наши необдуманные поступки часто приводят к плохим последствиям. Чаще в этом виноватыми бываем мы, люди.

   .12.  Домашнее задание.(по выбору)

  1. «Берёзкины слёзы» (стр. 197 «Чтение 3 класс»)
  2.  «Передышка» (стр.42 «Родничок» 1 класс)

  1. Обобщение.

- Что мы узнали о берёзе?

-  Какая она?

-  Что мы должны делать, чтобы красавицы берёзки вечно радовали нас своей красотой?

Я надеюсь, что вы вырастете настоящими защитниками , любителями природы, окружающего нас мира. Нынешний 2009г. наше правительство объявило годом земледельца. Это для того, чтобы наша земля была ещё краше, радовала не только нас , но и наших детей и внуков.

    Действительно, где бы не росла русская берёзка, везде она людям в радость, везде она людям свет. Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно.

        И не найти её красивей,  

        На радость нам она цветёт.

             В ней образ матери – России

             Неугасаемый живёт.

Я надеюсь, что вы вырастете настоящими защитниками , любителями природы, окружающего нас мира. Нынешний 2009г. наше правительство объявило годом земледельца. Это для того, чтобы наша земля была ещё краше, радовала не только нас , но и наших детей и внуков.

      -  Посмотрите-ка, ребята, на нашу веточку берёзы. У неё зацвели серёжки, появились маленькие нежные листочки . Наверно ей у нас понравилось. Она так благодарит вас за усердную работу на уроке. И я вас тоже благодарю за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леса и горы - краса природы.

Цель: расширить представление детей об особенностях природных богатств, знакомство с небычными и удивительными явлениями происходящие в природе, раскрыть "тайны" известных и неизвестных морей....

Урок по окружающему миру "Листвы прощальная краса" (1 класс УМК "Гармония")

Урок проводится с целью систематизировать значения учащихся об осенних месяцах; знать причину изменения окраски и опадения листьев осенью; уметь различать лиственные и хвойные деревья....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Краса степей - сайгак"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Краса степей - Сайгак"...

Урок чтения по теме "Белая береза-русская краса"

Это урок чтения в 3 классе в коррекционной школе 8 вида по произведению С.Воронина "Березкины слезы"....

Урок "Береза-русская краса"

Урок чтения и развития речи "Белач береза-русская краса" в коррекционной школе 8 вида в 3 классе по рассказу С.Воронина "Березкины слезы"...

Весенний конкурс "Коса - девичья краса"

Праздничная конкурсная программа для девочек начальной школы с1 по 4 классы к 8 марта...