урок чтения 1 класс по теме"Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука" по УМК "Планета знаний"
материал по чтению (1 класс) по теме

чаусова Лариса Игоревна

Урок по этой теме разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ,составлен в виде технологической карты и может быть полезен в подготовке к урокам подобного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_znak.docx80.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение(чтение по «Букварю»).

Класс: 1 «А», МОУ гимназия №24

Программа: Планета Знаний

Учитель: Чаусова Лариса Игоревна

Тема: Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Тип урока: комбинированный.

                           Обучающая цель и задачи: 

                                                           1)познакомятся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.

                                                           2)научатся сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы, рассуждать на заданную тему.

                                                          3)научатся составлять анаграммы.

Развивающая цель и задачи:

                              1)формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;

                              2)развивать слуховую и зрительную память, продолжать работу над развитием фонематического слуха;

                             3)развивать  умение анализировать, сравнивать, наблюдать

Воспитывающая цель и задачи:

                              1)воспитание усидчивости, взаимопомощи, любви к чтению;

                              2)поддерживать добрые отношения, взаимовыручку;

                             3)создавать условия для личностного роста каждого ученика и его самооценки.

Оборудование: «Букварь» Андриановой Т.М., (в электронном виде),  интерактивная доска,WEB-камера,персональные компьютеры.

Этап урока

УУД

Технологии, методы и приемы достижения УУД

Удалось(+),не удалось(-) применить технологии и т.д.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

II.Актуализация знаний.

1.Познавательные:

а) Ставить и формулировать проблему; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

б) Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понятие целого и его части. 

в) Группировать ,классифицировать предметы на основе существенных признаков.

2.Регулятивные

а) Формулировать и удерживать учебную задачу.

б) В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

3.Коммуникативные:

а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

I.Информационно-коммуникационная технология.(на протяжении всего урока используется электронный букварь, слайды из презентации)

1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из букваря, через экранное пособие в "готовом" виде:

а) прием слушания, рассматривания (рассматривают рисунок «Маршрутная карта)

б) прием словесного описания (составляют связный рассказ из 2-3 предложений о том, что увидели на рисунке.)  

2.Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила:

а) приемы развития внимания, запоминания (ученики в ходе просмотра рисунка «Маршрутная карта» запоминают, какие есть виды букв, умеют потом рассказать об этом и осознанно ответить на вопросы 2 этапа урока.

Зачитываю детям стихотворение:

 -Громко прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Повторение изученного на предыдущих уроках.

-Мы путешествуем по г. Алфавитинску и видим, что там живут?...

-А на какие две большие группы делятся буквы?

-Почему гласные и согласные живут в разных домах? Чем они отличаются друг от друга?

-А почему согласные М, Н, Л, Р, Й живут в отдельном домике?

-А что же значит иметь пару? Какие вы знаете парные согласные звуки? Сейчас несколько человек на компьютерах будут  решать грамматическую задачу и потом сверят с доской свои решения, а мы  продолжим нашу беседу. Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Почему букв больше, чем звуков?  Сделайте транскрипцию слов ЯМА, Юра, ЁЖ. (по 1 человеку дети выходят к интерактивной доске и делают транскрипцию слов .За это время дети ,работающие на компьютере успевают выполнить и проверить свою работу.)

Слушают, настраиваются на рабочий лад.

Дети отвечают на вопросы ,происходит фронтальный опрос(беседа)

-В Алфавитинске живут буквы.

- На гласные и согласные.

-Гласные произносим голосом, нам ничто не мешает их пропеть ,а согласные образуются при помощи звука и шума, во рту они находят препятствие.

-Они живут в отдельном домике, потому, что не имеют пары. Они непарные согласные и всегда звонкие.

-Мы знаем парные Б-П ,Д-Т,Г-К,З-С, В-Ф,Ж-Ш. Звонкие согласные Б ,В,Д,Г,З и Ж, а глухие  П,Т,К,С,Ш и Ф.

(3 человека получают компьютеры и работают на них, затем сверяют свои ответы с доской и вносят исправления, если необходимо).

 В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв. Буквы Е, Ё, Ю,Я дают два звука, когда стоят в начале слова или после гласной буквы.

III.Постановка учебной задачи и ее поэтапное решение:

1.Ь знак-показатель мягкости предшествующего согласного звука. Ь знак придает слову новое значение.

2.Развитие речи. Продолжи предложение.

1.Познавательные:

а) Понимать информацию, представленную в виде текста и рисунков;

б) Создавать алгоритм деятельности.;

в) Выполнять работу по аналогии.

2.Регулятивные:

а) В сотрудничестве с учителем определять последовательность действий; б) Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

в) Вносить необходимые изменения, исправления в свою работу;

г) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

3.Коммуникативные:

а) Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;

в) Вступать в диалог, отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;

г) Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе.

Технология проблемного обучения (постановка познавательной задачи)

1.Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, учитель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем вместе с учениками формулирует цель и задачу урока:

а ) прием тренировочного, изучающего, выразительного чтения.

2.Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения ( заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач под руководством учителя.)

а) путем беседы(форма организации работы на уроке) формируется умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Давайте попробуем все вместе сделать транскрипцию слова ЕЛЬ. Сколько в этом слове букв? А сколько в нем звуков? А какая же буква не дает нам звука?

Ребята, какую букву мы сегодня будем изучать на уроке? Давайте прочитаем стихотворение в букваре и поближе познакомимся с этим хитрым знаком. Прочитаем стихотворение. А теперь давайте найдем подтверждение тому, что Ь знак- хитрый знак. Есть ли в русском языке слова, которые начинаются с Ь знака? Значит, нет и заглавной буквы Ь знак.

Сравним звуковые и буквенные схемы слов УГОЛ и УГОЛЬ.

Сколько букв и звуков в слове УГОЛ? Дайте характеристику согласным звукам.

Сколько букв и звуков в слове УГОЛЬ? Дайте характеристику согласным звукам.

Что же делает звук [л]-мягким?

Попробуйте убрать ь знак из слова. Что получится, изменит ли слово свое значение?

Итак, какой вывод можно сделать о Ь знаке?

А теперь прочитаем в букваре задание к  словам в столбиках  

Читает 1 группа детей (владеют техникой чтения по слогам).

-Чем различаются слова 1 столбика?

2 столбика? 3 столбика? Назовите мягкие согласные.

Уточняем значение слов: Кон -так в некоторых настольных играх называют часть игры. Галька - мелкий гладкий камень округлой формы.

Прочитаем предложение, в котором есть троеточие. Это значит…  . Для чего дети еще ходят в школу?(дети придумывают еще слова, которые отвечают на вопрос что делать? Обращаю их внимание на Ь знак в конце слов.)

-В слове 3 буквы,2 звука. Ь знак звука не дает.

-В слове УГОЛ-4 буквы и 4 звука.

-В слове УГОЛЬ 5 букв и 4 звука.

-Ь знак.

-Опять получится слово УГОЛ.

-Ь знак делает согласные звуки мягкими и может менять значение слова.

-Я учусь писать, рисовать, помогать другим, быть добрым, честным.

3.Работа с текстом.

-А теперь посмотрим, кто у нас самый внимательный. Давайте посмотрим на текст. Он без названия, но рядом с ним есть рисунок. Можно ли догадаться, глядя на него, о чем будет рассказ?

Но сначала…

-Можно. Рассказ будет зиме и лосе.

Физкультминутка

Здоровьесберегающий метод: 

а) предупредить утомляемость на уроке,

б) развивать желание следить за своим здоровьем физическим и эмоциональным.

Вы уже устали , давайте немного отдохнем. Мы сейчас все дружно встанем.

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись,

Лапки вверх и лапки вбок

 и на месте прыг да скок.

Дети делают зарядку, проговаривая стихотворение.

3.Работа с текстом.

4. Рассказ, что значит быть заботливым человеком.

Те же

Технология дифференцированного обучения (индивидуально-групповой способ обучения)

 1.Метод работы в паре. 2.Частичнопоисковый метод обучения.

1.Приемы чтения, размышления, ответов на вопросы учителя.

2.Прием «Учусь внимательно следить по тексту, «не терять» предложение, которое читают другие».

Посмотрите, сколько в рассказе частей? Есть ли в нем восклицательные предложения? Попробуем прочитать предложение «Т-с-с!» В каких случаях мы произносим долгий звук [ц], при этом прикладываем указательный палец к губам?

Читаем текст (читает 2-я группа учеников, хорошо умеющие читать цепочкой, остальные слушают, следят по тексту и отвечают на  вопросы после прочтения каждого предложения).

-Что интересного вы узнали?

-Что люди обычно называют лакомством?

-Почему здесь это слово в кавычках?

-Кого называют лесниками?

-Прочитайте задание к тексту.

-Что значит, по-вашему, быть заботливым человеком? (в беседе принимает участие весь класс)

Первое и третье предложения восклицательные.

-Когда хотим, чтобы все замолчали, чтобы было тихо.

5. Составление анаграмм.

6.Работа в тетради.

Те же

Технология игрового обучения (Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации игровыми методами вовлечения учеников  в творческую деятельность):

1.Наглядный метод;

2.Путем работы в паре и коллективе учатся составлять анаграммы. 

Предлагаю учащимся:

1. Работа с анаграммой (перестановка букв  в слове). Работа в парах.

-Составьте из имеющихся слов новые слова по образцу, который вы видите на доске (показываю картинку из электронного  букваря , на котором видна перестановка букв в слове и слайд.) 

1.Предлагаю детям назвать числа от 0 до 10,при записи которых нужно использовать Ь(0,5,6,7,8,9,10).(лист рабочей тетради вывожу через ВЕБ -камеру на доску)

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

а) Рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные:

а) Осуществлять итоговый контроль по результату.

Коммуникативные:

а) Участвовать в коллективном обсуждении работы.

Технология- обучение развитию критического мышления.

Анализируют меры своего участия в работе путем построения устного высказывания типа: « Я хорошо поработал(а) на уроке». «Мне кажется, я справил(а)с(ь)я с заданиями урока».

-Давайте проанализируем слова во 2 задании.

-Молодцы. Хорошо усвоили новую тему.

 -Понравился вам наш урок?

-Все ли у вас получилось?

-Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.

-все хорошо понял (а)

- есть над чем поработать

- я в начале пути.

-Спасибо вам за урок.

-До свидания!

-Лось-4 буквы,3 звука.

Коньки- 6 букв,5 звуков.

-Понравился урок!

-Все получилось!

Дети прикрепляют магнитики на лесенку успеха, которая висит на доске.

-Спасибо, до свидания!