Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

 

Рабочая программа  для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия

МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и обсуждена на МО

Протокол №1

Дата:

Руководитель МО:__________

Одобрена и рекомендована научно-методическим советом МОУ Мало-Куналейская СОШ

Протокол №

Дата:

Зам.директора по УВР:______

Утверждена

Приказ №

Дата:

Директор школы:___________

Рабочая программа

по литературному чтению

2 класс

Составила: В.Г. Мартынова

Учитель начальных классов

2012

Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) № 373 от 06. 10. 2009г.

- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений 2011г.

- Комплексная программа по литературному чтению, автор: Матвеева Е.И.

Данная рабочая программа составлена   для учащихся  МОУ Мало-Куналейская СОШ, 2 класса, где обучается 24 учащихся. Из них 14 мальчиков и 10 девочек, один  воспитанник  « ГОУ Малокуналейский детский  дом». Составленная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и с учетом уровня подготовки учащихся 2 класса.

Количество часов на прохождение программного материала из расчета 136  часов в год.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

  1. развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
  2. развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  3. открытие  и освоение учениками позиций читателя и автора;
  4. формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2)  развивающих задач:

  1. развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. развитие речи;

3) воспитательных задач:

  1. формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  2. воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

–  совершенствование навыка синтагматического чтения;

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Планируемые результаты обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

  1. личностных результатов:
  1. учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
  2. принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
  3. имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
  4. имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
  5. имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
  1. метапредметных результатов:
  1. считают книгу источником информации;
  2. читают текст целыми словами;
  3. отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
  4. определяют тему  самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
  5. имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
  6. выделяют в тексте абзац;
  7. контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
  8. находят страницу книги по номеру;
  9. пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
  10. умеют соотносить текст и иллюстрацию;
  11. участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
  1. предметных результатов:
  1. имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
  2. различают прозаический и стихотворный тексты;
  3. связывают заглавие произведения с его содержанием;
  4. имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
  5. имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
  6. определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
  7. в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
  8. способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;
  9. способны кратко описать образа персонажа;
  10. имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Содержание курса.

1.    Открытие мира литературы

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2.    Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Слово в сказке

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3.    Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).

Тематическое  планирование

Часы

Тема

Содержание

Круг  чтения

Читай, удивляйся, размышляй!

Часть первая. Каким бывает слово?

1

20

Каким бывает слово?

Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.

Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке.

А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка».

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когдаты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок);

В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».

2

20

Волшебные превращения слова

Интонация как средство выражения вежливости (невежливости).

Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека.

А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая» ; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-ка-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высот-ская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе.

Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штраннаяиштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенкавопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».

3

16

Волшебники слова

Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении.

Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайтедружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша сталабольшой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветнойвенок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».

Часть вторая. Слово в сказке

4

22

Слово в русской народной сказке

Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки.

И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».

5

8

Притчевое слово в сказке

Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере».

Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Дваплуга», «Ветери Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!».

6

13

Мир природы в авторских сказках

Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа.

К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняяночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима».

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н« К. Абрамцева «Осенняя сказка».

7

9

Герой в авторских сказках о животных

Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основнаяхарактеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных.

B.        И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»;
А. Н. Толстой «Картина»; Д. Хармс «Про собаку Бубубу».

8

7

Герой в авторских волшебных сказках

Изображение домовых авторами-сказочниками.

Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).

9

9

Поэтическая сказка

Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка.

C.        Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу
нок» (отрывок).

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.

10

8

Когда рождается сказочник

Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки.

А. Черепанова «Бесконечнаясказка».

Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».

136  часов

Поурочное  планирование  по литературному чтению

(4 ч х 34    нед.   =  136 ч)

Дата

Тема урока

Понятия

план

факт

Раздел I.  Каким бывает слово? 20ч

Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение  автора к читателю.

Адресат послание

Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения).Выделение ключевых слов в стихотворении.Поэтические послания А.С.Пушкина.

Синтагма паузаключевые слова

Слово в стихотворении. Тон стихотворения.Поэтические послания А.С.Пушкина.

Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении.

А.А.Тарковский «Слово только оболочка…»

Строфа ритм

Роль слова в жизни, поучительность слова.Дж.Родари«Почему золото так дорого ценится?»

Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова

 в жизни человека.

Пословица

Прямое и

переносное

значение слова

Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём.В.В.Суслов «Как работает слово»

Фразеологический  словарь,

оборот

Определение темы рассказа. Е.АПермяк «Волшебные краски».

Тема

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для  описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка»

Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».

Притча

Овладение способом чтения притчи. Иносказательностьи поучительность притчевого слова.«Притча о талантах» По А.Меню.

Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев.Ф.К.Сологуб «Глаза».

Описание природы в прозе и поэзии.Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении.М,М.Пришвин «Летний дождь»

Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел»

Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок)

Способы передачи настроения героя Описание   «ощущения »герояВ.В.Лунин «Музыка»

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 2 Волшебные превращения слова  22ч

Слово в юмористическом стихотворенииДиалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроенияА.К.Дитрих «Говорила туча туче»

Интонация. Инсценирование стихотворенияЭ.Э.Мошковская «Косматая - косматая»

Слово и речь человека Критерии чтения юмористического  стихотворения

Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

Тон чтения Диалог героевЮ.Тувим «Словечки-калечки»

Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки.

Сказка

Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка

Басня. Поучительность и иносказательность слова в баснеЧтение басни по ролям.

И.А.Крылов «Кукушка и Петух»

Басня

Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое ислоговое ударение.

И.М.Подгаецкая «Ударение».

Критерии выразительного чтения прозаического текста.

И.М.Подгаецкая «Ударение»

Словесное выражение главной мысли автора.Образ героя. Способы его создания

С.Чёрный «Воробей»

Слово и реакция человека на него. Обидное словоВ.И.Белов «Как воробья ворона обидела»

Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям

Я.Л.Аким «Что говорят двери»

Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день»

Составление«раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста

Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство»

Интонационное выражение характера и чувств героя.И.Шевчук «Подарок»

Речевой этикетО.И.Выготская «Мягкий знак»

Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик

Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки»

Значение слова. Ошибки в речи.ДжРодари «Страна без ошибок».

Обучение пересказу притчи.Притча об Эзопе.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 3 Волшебники слова  14 ч

Авторское слово Сравнение как приём, создающий образДжРодари «Чем писать».

Иносказание. Пересказ притчи.Л.Н.Толстой «Веник».

Иносказание

Интонация. Ритм.И.Мазнин «Давайте дружить»

Чтение стихотворения с разной интонациейН.Н.Матвеева «Кораблик»

Рассказ, его характерные черты.Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой»

Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроенияГероев.

Э.Ю.Шим «Жук на ниточке»

Создание образа с помощью изобразительных средств языка.

В.С.Шефнер «Колыбельная»

Характер героя, его поступки и мотивы.

С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»

Сравнения. Выразительное чтение стихотворения.Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр»

Рассказ – миниатюра.М.М.Пришвин «Слово - звезда»

Сравнение. Внутренний мир автора.Э.Ю.Шим «Цветной венок»

События в рассказе. В.И.Белов «Радуга».

События в рассказе.В.А.Бахревский «Хозяева лета».

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Тема 2 Введение в мир сказочного слова

Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю.Миниатюра, её чтение в соответствии с критериямивыразительного чтения.

И.С.Соколов - Микитов «Звезда»

Миниатюра

Тема текста.В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети»

Основной смысл текста. Интонация стихотворения.В.А.Черченко «Как рождается сказка?»

Чтение текста в соответствии с критериями выразительногоЧтения.

Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)

Раздел 1 Слово в русской народной сказке  22 ч

Русская народная сказка. Устное народное творчествоОсобенности изображения героев в бытовой сказке.«Мужик и медведь».

Бытовая сказка

Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки«Мужик и медведь»

Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер»

Жизненная ситуация бытовой сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему.Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя

«Кулик»

Волшебная сказка

Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки

«Кулик»

Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения«Кулик»

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка«Несмеяна - царевна»

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.

Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна»

Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа«Несмеяна - царевна»

Композиция волшебной сказки«Кощей бессмертный»

Сопоставление построениясказок«Кощей бессмертный»

Сказка о животныхГлавные герои сказки. Речь героев.«Журавль и цапля».

Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построениясказок«Журавль и цапля»

Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка»

Передача настроения и характера героя в его речи.«Солдатская загадка».

Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки«Солдатская загадка».

Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды

Чтение текста в соответствии с критериями выразительногоЧтения.

Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 2 Притчевое слово в сказке8  ч

Притча. Сказка-притчаОбращение автора к читателю.

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притчеФ.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце»

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притчеК.Д.Ушинский «Два плуга»

Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи.К.Д.Ушинский «Ветер и солнце»

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного

 Чтения.Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!»

Урок – рефлексия: что такое притча?

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 3 Мир природы в авторских сказках  13 ч

Авторская литературная сказкаОбращение автора к читателю

Авторская

литературная

сказка

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка.

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Язык авторской сказки. Описание природы.И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»

Обучение пересказу текста описания.И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя

Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствамиязыка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

Сказочные события Структура сказкиО.О.Дриз «Как родилась Зима»

Чтение сказки по ролямО.О.Дриз «Как родилась Зима»

Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных

 сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных9 ч

Авторская сказка о животных. Показ характера героя через

его речь.В.И.Даль «Ворона»

Структура сказки, схожесть её с народнойВ.И.Даль «Ворона»

Чтение сказки по ролям    В.И.Даль «Ворона»

Поучение в сказке о животных.Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.А.Н.Толстой «Картина»

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.Д.И.Хармс «Про собаку Бубу»

Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках7 ч

Волшебные авторские сказкиГерой сказки, его описаниеН.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Экспозиция сказки Поучение в сказкеН.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»Критерии сочинения сказки.

Герой сказки. Речь героя.Т.И.Александрова «Кузька»

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказкиТ.И.Александрова «Кузька»

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 6 Поэтическая сказка9 ч

Форма сказки: прозаическая, поэтическаяС.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

Образ главного героя, его речьС.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучиваниянаизустьС.Я.Маршак «Вчера и сегодня»

Сравнение русской народной волшебной сказки и авторскойпо композицииП.П.Ершов «Конёк-горбунок»

Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения)П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролямП.П.Ершов «Конёк-горбунок»

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору

Урок-рефлексия: виды сказок

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Раздел 7.  Когда рождается сказочник8  ч

Замысел автора Герои сказкиА.Черепанова «Бесконечная сказка»

Чтение сказки по фрагментамА.Черепанова «Бесконечная сказка»

Форма сказки Чтение сказки по фрагментамА.Черепанова «Бесконечная сказка»

Итоговый урок-рефлексия

Итоговый урок-рефлексия

Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…»

Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам

Знакомство с каталогом библиотеки

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении

Реализация НРК

6урок

Бурятские  пословицы. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека.

Пословица.Прямое ипереносное

значение слова

14урок

Описание природы в прозе и поэзии.Образ, созданный автором,

в рассказе, стихотворении .А. Бальбурова «Ягода облепиха»

         притча

25 урок

Сказка. Слово в речи героев русской, бурятской народной сказки.

        сказка

32 урок

Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям

Н. Дамдинова «Рыбак»

        

46 урок

Чтение стихотворения с разной интонацией Ч. Цыдендамбаева «Цветы»

        иносказание

55 урок

События в рассказе  В. Петонова «В лесу».

         иносказание

64 урок

Жизненная ситуация бытовой сказки«Мудрая мышь»

        бытовая сказка

70 урок

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.

        волшебная сказка

109 урок

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке «Змей и муравей»

        сказки о животных

118 урок

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками

124 урок

Речь героя. Разговорная речь (устаревшие слова и выражения)

Сказка «Лиса, олень и ворон»

135 урок

Библиотечный урок. Определение содержания книги по её элементам

Знакомство с каталогом библиотеки

136 урок

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй»

Стихи бурятских поэтов.

Программа  2 класса обеспечивается следующим УМК

Матвеева Е.И.  Введение в литературное чтение.учебник (1—4).—   М.: «Вита-Пресс», 2012  

Матвеева Е.И.  Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.

Матвеева Е.И.  Контрольные работы  по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2011; М.: «Вита-Пресс», 2009.

Матвеева Е.И.  Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к   учебнику   — М.: Вита-Пресс, 2009.

Контрольно-измерительные материалы

Крылова О.Н. Итоговая аттестация. Литературное чтение. 2класс, 2011

Матвеева Е.И.  Контрольные работы  по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2011; М.: «Вита-Пресс», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.

Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)

Рабочая программа включает: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)

Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, автор учебника Е.И.Матвеева

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы н...

Рабочая программа по литературному чтению 8 вид (Ильина, Матвеева-Лунева)

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся ОВЗ (8  вид) 3 класс...