Разработка урока по литературному чтению
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Дмитриева Юлия Анатольевна

Разработка урока по литературному чтению "Рукавичка" в 1 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений.

Регулятивные УУД: уметь  адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками.

1) Выставка детских рисунков.

2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».

II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать  знаки, символы.

– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: рукавичка.

– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».

III. Изучение нового материала.

  1. Речевая разминка.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.

– Прочтите скороговорку:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

– В каких сказках действующее лицо – Мышка?

2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.

– Назовите действующих лиц сказки.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил – обронил

по-пры-гуш-ка – попрыгушка

по-скре-буш-ка – поскребушка

спра-ши-ва-ет – спрашивает

по-бе-гай-ка – побегайка

сест-рич-ка – сестричка

бре-дет – бредет

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

под-хо-дит – подходит

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

3. Самостоятельное чтение сказки.

4. Анализ произведения.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.

Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– Кто обронил рукавичку?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Физкультминутка

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по цепочке.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.

– Как начинается сказка?

– Прочтите слова на карточках:

– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.

– Кто за кем появлялся в сказке?

– Кто был последним?

– Пустили ли звери в рукавичку медведя?

– Кто испугал зверей?

– Чему учит сказка «Рукавичка»?

– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?

– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

• Не учись разрушать, а учись строить.

• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

• Сила солому ломит.

• Руби дерево по себе.

• Сила сломит всё, а ум – силу.

• Волка ноги кормят.

– Объясните смысл этих пословиц.

4. Игра «Герои сказок».

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию.

– Прочтите имена героев сказок.

– На какие особенности указывают вторые части имён?

– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка         Красный гребешок

Гуси         Мурлысенька

Лисичка         Поскребушка

Петушок         Лебеди

Кабан         Сестричка

Кисонька         Клыкан

– Какое слово лишнее? Почему?

5. Игры Деда Буквоеда.

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.

Учитель открывает на доске таблицу.

– Узнайте буквы. Читайте слоги.

– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?

– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?

V. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто его автор?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Подготовить пересказ сказки по опорным словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....