Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Представленные материалы могут быть использованы для проведения урока литературного чтения в 4 классе. Они, прежде всего, знакомят младшего школьника с таким жанром литературы как научная фантастика и одним из ярких её представителей  детским писателем-фантастом Велтистовым Евгением Серафимовичем.

Методы обучения на уроке: словесный, наглядный, частично-поисковый, а также применение ИКТ способствуют развитию у детей способности полноценно воспринимать и глубоко понимать содержание произведения, сопереживать его герою, расширяют кругозор младшего школьника и формируют потребность в постоянном чтении книг, способствуют формированию «читательской самостоятельности».

Материалы урока содержат познавательный исторический и научный материал, который может быть использован во внеклассной работе по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №1 города Смоленска

Литературное чтение

«Родная речь 4 кл.» ч. 1-2 Л.Ф. Климанова и др., «Просвещение» 2011

Страна «Фантазия»

«Чемодан с четырьмя ручками»

Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова

«Приключения Электроника»

Цели урока:

—познакомить обучающихся с новым жанром литературы — научной фантастикой;

− формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;

—развивать умения самостоятельной работы с текстом;

—воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Оборудование урока:

—раздаточный материал (кроссворды, текст научного содержания);

—мультимедийное сопровождение урока (презентация).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Повторение правил работы в группах.

Правила дружной работы:

  1. Не говорить всем сразу.
  2. Не спорить, а обсуждать и доказывать.
  3. Стараться понять друг друга.
  4. Точно, чётко и грамотно формулировать ответ.
  5. Обращаться за помощью к учителю по необходимости.
  1. Постановка цели (актуализация знаний)

—Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово.

Проверка. Слайд 1

—Назовите ключевое слово. Что оно обозначает? Слайд 2

Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём.

Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами уже стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! А уж полёты в космос могли привидеться только во сне.

Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность. Но фантастика как жанр литературы существует.

— Думаю, вы сможете ответить на этот вопрос, если прочитаете текст из детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» и выполните задания к нему.

Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос индивидуальный для каждой группы.

  1. Работа над новым материалом

— Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.

Слайд 3 и Слайд 4 Знакомство с биографией автора и героями произведения.

—Как вы поняли, кем был Электроник?

Слайд 5, Слайд 6,Слайд 7

  1. Музыкальная пауза

— Из нашей беседы вы узнали, что Электроник был похож на мальчика Серёжу Сыроежкина. Познакомьтесь с ним и послушайте песенку о роботах.

Слайд 8

— Какое значение для человека имеют роботы?

  1. Первичное чтение произведения

—Прежде чем приступить к чтению отрывка из произведения Е. С. Велтистова «Приключения Электроника», который называется «Чемодан с четырьмя ручками» проведём небольшую словарную работу, познакомимся научным словом кибернетика и узнаем его значение. Слайд 9

На фоне Слайда 10 проводится чтение текста и его дальнейший анализ.

— Заинтересовало ли вас это произведение?

  1. Вторичное чтение отрывка

Каждая группа готовит ответы на вопросы к прочитанному (по одному вопросу) с последующим обсуждением.

— В чём Электроник был похож на обычного мальчика?

— Ребята, а вы хотите увидеть Электроника? Слайд 11

Демонстрируется отрывок из фильма «Приключения Электроника»

  1. Итог урока Слайд 12
  2. Домашнее задание

— Как бы вы хотели, чтобы закончилась история об Электронике? Придумайте своё окончание этой истории.

Список литературы

  1. «Родная речь 4 кл.» ч. 1-2 Л.Ф. Климанова и др., - М. «Просвещение» 2011
  2. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?», - М. Педагогика, 1990
  3. http://roboting.ru/
  4. http://robots.su/

Гайчук Наталья Петровна, учитель начальных классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРОССВОРД 1) М А Р Ф А 2) М И Ш К А 3) Д Е Н И С 4) П А Т Е Н Т 5) Т Р А М В А Й 6) А Н Г Л И Й С К И Й 7) П И Т 8) Г О Р Ч И Ц А 9) Х О Д И К И 10) Б А Б У Ш К А

Слайд 2

ФАНТАСТИКА Слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту.

Слайд 3

Велтистов Евгений Серафимович Родился 21 июля 1934 в г. Москве. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики в 1956. Член Союза Писателей СССР с 1966. Первой научно-фантастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» издательства Детгиз в 1960 году. Писатель был членом редколлегии альманаха «Мир приключений». Награжден орденами Дружбы народов, «Знак Почета», медалью. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Произведения писателя неоднократно переиздавались, и полная библиография включает в себя десятки изданий.

Слайд 4

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей объединенных главным героем — Электроником. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика московского школьника Сергея Сыроежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из чемодана» впервые увидела свет в публикации издательства Детская литература в 1964г. . По мотивам повести «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».

Слайд 5

Кто такие роботы Слову «робот» скоро исполнится 100 лет: оно придумано в 1921 году Йозефом Чапеком для пьесы его знаменитого брата Карела Чапека под названием «РУР». По Чапеку, робот — это «живая, наделенная интеллектом рабочая машина». Изобрели его два инженера по фамилии Россум, дядя и племянник. «РУР» — это Россумские Универсальные Роботы Итак, чапековский робот — это созданная искусственно мыслящая машина в форме человека.

Слайд 6

А я рождён железным, Я мог бы стать полезным, Вот только не хватает Сердечной теплоты… Марвин собран из простейших геометрических тел Такая структура тела, как у R 2 D2 , тоже считается человекоподобной Уолл-И пользуется не ногами, а гусеницами, но подпрыгнуть на них может

Слайд 7

Сегодня роботов, имитирующих человека, часто именуют словом андроид , что как раз и означает «похожий на человека». Часто предполагается, что андроид — это робот, похожий на человека очень сильно; то есть Марвин и R2D2 не годятся, а вот Электроник или Вертер из «Гостьи из будущего» — вполне. Электроник Вертер

Слайд 9

КИБЕРНЕТИКА Наука об управлении машинами, в том числе и роботами. Слово «кибернетика» произошло от греческого слова «кибернос», что значит рулевой.

Слайд 10

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Профессор Громов и его помощница Электроник и Серёжа Сыроежкин

Слайд 12

Подумай и ответь 1. Почему это произведение можно отнести к такому литературному жанру, как научная фантастика ? 2. О чём просил Электроник профессора Громова? 3. Как бы вы хотели, чтобы закончилась эта повесть?



Предварительный просмотр:

Задание для I группы

  1. Прочитай текст.

Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки.

Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может разгадать многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человек овладеет всеми силами природы.

Так возникла в литературе научная фантастика, дающая источник мысли и простор фантазии человека.

Первые фантастические произведения принадлежат перу французского писателя, прошлого века, Жюля Верна («Двадцать тысяч лье под водой»), а так же Герберта Уэллса, выдающегося английского писателя-фантаста («Война миров»).

Необычайно интересны романы советских писателей-фантастов Алексея Толстого («Аэлита»), Александра Беляева («Человек-амфибия»), братьев Стругацких, И. Ефремова. Эти произведения полны веры в человека, в его светлое будущее, победу справедливости и счастья, тогда как писатели-фантасты зарубежных стран, например, Рей Бредбери, видят будущее мира в его гибели.

В фантастических произведениях читателей привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, переживания. Ведь герой даже фантастического произведения – наш земной человек, от которого зависит будущее Земли.

Из детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

  1. Ответь на вопрос:

 Назовите известных советских и зарубежных писателей-фантастов и их произведения.

Задание для II группы

  1. Прочитай текст.

Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки.

Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может разгадать многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человек овладеет всеми силами природы.

Так возникла в литературе научная фантастика, дающая источник мысли и простор фантазии человека.

Первые фантастические произведения принадлежат перу французского писателя, прошлого века, Жюля Верна («Двадцать тысяч лье под водой»), а так же Герберта Уэллса, выдающегося английского писателя-фантаста («Война миров»).

Необычайно интересны романы советских писателей-фантастов Алексея Толстого («Аэлита»), Александра Беляева («Человек-амфибия»), братьев Стругацких, И. Ефремова. Эти произведения полны веры в человека, в его светлое будущее, победу справедливости и счастья, тогда как писатели-фантасты зарубежных стран, например, Рей Бредбери, видят будущее мира в его гибели.

В фантастических произведениях читателей привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, переживания. Ведь герой даже фантастического произведения – наш земной человек, от которого зависит будущее Земли.

Из детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

  1. Ответь на вопрос:

 Каким видели будущее человечества советские писатели-фантасты и зарубежные?

Задание для III группы

  1. Прочитай текст.

Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки.

Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может разгадать многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человек овладеет всеми силами природы.

Так возникла в литературе научная фантастика, дающая источник мысли и простор фантазии человека.

Первые фантастические произведения принадлежат перу французского писателя, прошлого века, Жюля Верна («Двадцать тысяч лье под водой»), а так же Герберта Уэллса, выдающегося английского писателя-фантаста («Война миров»).

Необычайно интересны романы советских писателей-фантастов Алексея Толстого («Аэлита»), Александра Беляева («Человек-амфибия»), братьев Стругацких, И. Ефремова. Эти произведения полны веры в человека, в его светлое будущее, победу справедливости и счастья, тогда как писатели-фантасты зарубежных стран, например, Рей Бредбери, видят будущее мира в его гибели.

В фантастических произведениях читателей привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, переживания. Ведь герой даже фантастического произведения – наш земной человек, от которого зависит будущее Земли.

Из детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

  1. Ответь на вопрос:

 Чем привлекательны для читателя фантастические произведения?

Разгадай кроссворд

и

 узнай ключевое слово

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

  1. Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца (не Ольга).
  2. Имя товарища Дениса из рассказов В. Драгунского.
  3. Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В. Драгунского.
  4. Новое слово, которое услышал герой рассказа В. Голявкина, обозначающее документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
  5. На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина?
  6. Какой язык учил всё лето Павел?
  7. Какое слово он выучил за два месяца тяжёлой работы?
  8. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
  9. Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»?
  10. Кого любит Мишка?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс...

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;·        развитие н...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока литературного чтения «Тимур и его команда. Отрывок» (УМК «НШ XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа А.П. Гайдара «Тимур и его команда».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии ...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...