Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
- формирование знаний о понятии «риторический вопрос».
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе;
- знать, что такое риторический вопрос;
- уметь работать с произведением и выделять основные части;
- уметь выразительно читать каждую часть стихотворения.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_i.s._nikitin_rus.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 08.04.2019 Школа: №28 Класс: 4 «В» Кабинет: 15 | ФИО учителя ФИО студента ФИО методиста |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: И.С. Никитин «Русь».
Цели деятельности учителя:
- создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
- формирование знаний о понятии «риторический вопрос».
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе;
- знать, что такое риторический вопрос;
- уметь работать с произведением и выделять основные части;
- уметь выразительно читать каждую часть стихотворения.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный материал, презентация.
№ п/п | Этапы урока Методы и приемы | Хрономе-траж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 минута | Приветствие. Итак, друзья, внимание! – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. – У каждого из вас есть листочек с градусником, ваша задача отметить свое настроение в начале урока. | Приветствовать учителя. Организовывать своё рабочее место. Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя. Практический: чтение скороговорки. | 1 минута | Речевая разминка. Кричал Архип, Архип осип. – Прочитайте скороговорку "птичий базар" (медленно, с ускорением, шёпотом, громко). | Читать скороговорку. | П: структурирование знаний. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа. Практический: прослушивание песни. | 3 минуты | (Звучит песня «Россия! Русь!»). – Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. – О чём и о ком эта песня? – Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? – Как они называются? – С чем ассоциируются у вас эти слова? – О чём же сегодня мы будем говорить на уроке? – Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С. Никитина «Русь». – Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке? | – Гордость, восхищение. – О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины. – Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава. – Синонимы. – Богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа … – На уроке мы будем говорить о Родине. 1. Знакомиться с биографией поэта. 2. Работать с текстом 3. Анализировать 4. Рассуждать 5. Делать выводы | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: целеполагание. |
4. | Открытие нового знания Словесный: беседа. Практический: работа в группах, заполнение таблицы. | 4 минуты | – Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин. – Сейчас вы будете работать в группах. – Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста и записать ответы в карточку. 1. Где родился поэт? 2. Когда родился? 3. Чем занимался? 4. Что принесло известность поэту? – Давайте проверим, что у вас получилось. – Сейчас мы перейдем к изучению стихотворения. Откройте учебники на странице 128. – Как вы думаете, о чем будет говорится в тексте? | Слушать задание учителя. Работать в группах и выполнять задание. 1. В г. Воронеже. 2. 3 октября 1824 году. 3. Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку. 4. Стихотворение «Русь». Открыть учебники. – О красоте природы, о защитниках, о богатстве нашей Родины, о подвигах. | П: рассуждение по новой теме. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5. | Первичное закрепление Словесный: беседа. | 20 минут | – Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. (Чтение стихотворения учителем.) – Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства возникли у вас? – По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение? – Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? – В стихотворении могли встретиться слова, которые вам не понятны. Назовите их. – Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов. Нива – засеянное поле. Мурава – молодая трава. Зарево – отсвет пожара. Казна – деньги, имущество государства. Курган – холм. Полчище – огромное войско. Ляхи – польские воины. Кишит – шевелится. Православные – люди, христианской веры. Груда – большая куча. Держава – государство. Русь – Россия. Шатёр – большая палатка, крытая тканью, коврами. Грань – плоская часть поверхности. Нужда – недостаток в необходимом, бедность. Брань – война, битва. Мгла – непрозрачный воздух. – Теперь работаем в группах и наша задача – определить сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении. – Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте. – Давайте пообсуждаем. – Скажите, сколько смысловых частей вы выделили? – Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп). – Чему она посвящена? – Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? – Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег? – Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины. – Какой образ пытается создать автор для своих читателей? – Расскажите о своём понимании этих строк: Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю – Где «горами лёд ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? – Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? – Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины. – Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны. – Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части. Что в них заключено? – Какими словами автор подчеркивает величие Руси? – Как надо читать эти строки, с какой интонацией? – Как можно озаглавить 1 часть? – Прочитаем 2 часть (читает представитель одной из групп). – О чём говорится во 2 части стихотворения? – Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части. Что заметили необычного? – Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию. – Подумайте, кому обращены эти вопросы? – Как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы? – Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами. – Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет. – А дальше в этой части, о чём повествует нам автор? - О каких победах Руси напоминает поэт? 1. Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси. 2. Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства. 3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. 4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года. – Как автор называет врагов? – Где поэт стелет постель для незваных гостей? – Как в стихотворении называет битву? – В чем видит поэт силу России? – Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний: – Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад. – А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения? – Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов. – Что он выражает в этих строчках? – Как назовём 2 часть? – Прочитаем 3 часть (читает представитель одной из групп). – О чём говорится в 3 части? – Поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей. – В каких строчках заключается главная мысль стихотворения? – Как следует читать эти предложения? Прочитайте. – Как можно озаглавить эту часть. – Что значит, для поэта любить Русь? Найдите в тексте. – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? – В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства? – Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам?
– Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось? – Как вы думаете благодаря чему? | Слушать стихотворение. Отвечать на вопросы, делиться впечатлениями. – Оно напоминает фольклорное произведение, народную песню, оно простое, но звучное, чёткое, строгое. Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. – Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ. – Нива, мурава, зарево, казна, курган, полчище, Ляхи, кишит, православные, груда, держава, Русь, шатёр, грань, нужда, брань, мгла. Слушать учителя. Читать стихотворение. Работать в группах, обсуждать данный вопрос. – Мы выделили 3 смысловые части. Читать 1 часть. – Описывается природа Руси. – Её необъятность, просторы Руси, природа. – Одновременно это увидеть нельзя. – Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь. – Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой. – Мы называем эти горы айсбергами. – Мы видим волны. – Гляну к северу … Посмотрю на юг … – Восхищение автора величием Руси. – Русь державная, в красе царственной. – Торжественно, с гордостью. 1. Описание природы Руси. Читать 2 часть. – Говорится об истории Руси. – Это вопросительные предложения. Читать первое четверостишие. – Вопросы обращены Родине. – Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. Слушать учителя. Читать строки стихотворения. – О героическом прошлом нашей Родины. – Туча темная, гроза, гости. – Под сугробами. – Кровавый пир. – Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ. Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жён, Приняла гостей На кровавый пир. – Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером. И в глухих степях … Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные Бури севера О них плакали! – Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины. 2. Описание истории Руси. Читать 3 часть. – Говорится о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь. – В двух последних четверостишиях. И уж есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью… – Торжественно, взволновано. 3. Прославление богатства и величия Руси. Любить природу Руси Любить русский народ. Знать и помнить историю своей Родины. – Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу. – Любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества. – Выразительным, ярким, образным, эмоциональным. – Благодаря выразительным средствам языка. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выполнение задания. | 4 минуты | – Сейчас работаем в тех же группах. Но для начала повторим, что такое эпитеты, олицетворения, сравнения и метафоры. 1 группа выписывает эпитеты: море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря. 2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон. 3 группа сравнение: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит. 4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью, (Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать). | – Эпитеты – это определение, предающее образность или эмоциональность слову или выражению и подчеркивающее один из признаков предмета. Олицетворения – это литературный прием, когда объект неживой природы наделяется признаками живой. Сравнения – это пояснение одного объекта через другое с целью его более яркой, образной характеристики. Метафоры – это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слов, союза нет. Выполнять задание. | Р: итоговый контроль. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: слово учителя. Практический: выполнение синквейна. | 4 минуты | – Я предлагаю составить синквейн на тему Родина. – Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально. Родина! – Откройте дневники и запишите домашнее задание: выбрать одну из частей стихотворения и выучить наизусть. | Россия. Записать домашнее задание. | Р: обобщение, контроль. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 минуты | – Подведем итоги урока: – О ком и о чем мы говорили на уроке? – Что запомнили об авторе? – На сколько частей разделено стихотворение и о чем говорится в каждой части? – Что такое риторический вопрос? – В каких строчках заключается основной смысл стихотворения? – Итак, ребята, в начале урока мы отмечали свое настроение. Теперь ваша задача нарисовать свое настроение в конце урока. | Подводить итоги: Отвечать на вопросы. Отмечать свое настроение. | П: самооценка. |
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...
План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Конспект урока литературного чтения С. Васильев «Белая берёза» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением «Белая берёза»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения; раз...
Конспект урока литературного чтения С.В.Михалков "Если" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтенияТема: Сергей Владимирович Михалков «Если». Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с творчеством С. В. Михалкова, прививание любв...
Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)
Цели деятельности учителя:· создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;· развитие н...