Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл on_zhivoy_i_svetitsya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: Долгодеревенская

Класс: 3б                                                

Дата проведения: 16.03.17г.

                             Учитель: Митусова Н.П.

                             Методист: Галиуллина Н. К.

                             Студентка: Карцева Дарья, 44 группа

Тема урока : «Он живой и светится»

(Программа : Школа России)

Тип урока: комбинированый

Цели урока: Ознакомить детей с биографией Драгунского, с произведением «Он живой и светится»; работать над развитием мышления, речи учеников.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; указывать главную мысль произведения.
  • Личностные: умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Учебник "Литературное чтение" Школа России, 3кл. 2ч, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин.

Прозвенел звонок! Красиво встали, выпрямили спинки. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Теперь очень тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики.

Проверяют организацию своего рабочего места, садятся на места.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём-  чтение скороговорки:

- индивидуально;
- по парам;

- всем классом;

 

9 мин.

Для начала давайте проведём небольшую речевую разминку (на слайде):

В час вечерний с чашкой чая
Паучок сверчка встречает,
Пьёт сверчок чай в черевичках,
Паучок пьёт в рукавичках. 

Читают скороговорку по одному, в парах, хором.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Постановка учебной задачи и её решение.

32 мин.

На прошлом уроке мы выслушали пересказ нескольких учеников по произведению «Капалуха». И сегодня, прежде чем перейти к знакомству с новым произведением, хотелось бы послушать ещё несколько человек, которые не успели выступить.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится". Как вы думаете, исходя из названия, о чём или о ком может быть это произведение? А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?

(«Денискины рассказы» «Тайное становится явным», «Девочка на шаре»)

А кто помнит биографию автора?

Я вам напомню.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в Гомель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно. Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Ребята, посмотрите на портрет Драгунского. Как вы думаете, каким человеком он был? Какой у него был характер?

Драгунский был добрым, веселым человеком, очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга.

Сегодня мы познакомимся с его рассказом, который называется «Он живой и светится»

Читать мы будем по ролям. Кто-то будет читать за автора, кто-то за мальчика, а кто-то за его маму. По ходу рассказа мы будем выбирать новых рассказчиков.

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

- Какую картину вы представили, слушая рассказ?

- Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам особенно понравился? Почему?

- Ребята, как вы думаете, почему Драгунский именно так называет свой рассказ?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

- А теперь сравним двух героев. Какой Дениска?

(Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.)

- А Мишка?

(Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.)

То есть ребята по характеру совершенно разные. А теперь давайте подумаем: возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки.

Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

Воспринимают информацию. Несколько учеников выступают с пересказами.

Воспринимают информацию, высказывают предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают, воспринимают информацию.

Высказывают свои предположения.

Воспринимают информацию.

Распределяют роли под руководством учителя, прочитывают рассказ.

Работают над текстом по вопросам учителя, высказывают своё мнение.

Регулятивные:

 Прогнозировать содержание раздела, читать и воспринимать на слух произведения.

Личностные:

Понимать нравственный смысл рассказов.

Итог урока.

3 мин.

 

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?

( «Он живой и светится»)

- Кто его автор?

( В.Ю. Драгунский )

- Какова идея этого рассказа? Что хотел сказать автор этим рассказом?

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной.)

- Хорошо. Молодцы.

Подводят итог, обобщают сказанное, отвечая на вопросы учителя.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Приложение 1

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Приложение 2

  1. Как звали главного героя сказки ?

А.  Старый дикобраз

Б. Толстый Кролик

В. Крошка Енот

  1. Зачем пошел Крошка Енот на пруд ?
    А. За раками
    Б. За травой
    В. За рыбой
  2. Кого первым встретил Крошка Енот ?
    А. Большого Скунса

Б. Старого Дикобраза

В. Толстого Кролика

  1. Кого испугался Крошка Енот ?
    А. Кролика
    Б. Своего отражения

В. Большого Скунса

  1. Каким был Крошка Енот ? ( несколько вариантов ответа)
    А. Большим            В. Храбрым              Д. Улыбчивым
    Б. Маленьким         Г. Трусливым           Е. Злым

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного внеклассного чтения, проведенного в 1 «В» классе с использованием ИКТ для воспитателей и методистов детских садов

Цели: прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, поэтическому слову;развивать память, речь, внимание, творческие способности детей;расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...