Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя:

  • создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать основную информацию об авторе;
  • уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
  • уметь выразительно читать стихотворение;
  • уметь выполнять задания по стихотворению.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности;
  • осознавать эстетическую ценность произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019

Школа: №28

Класс: 4 «В»

Кабинет: 15

ФИО учителя 
Дедюхина Валентина Николаевна

ФИО студента 
Данилова Екатерина Сергеевна, 42 гр.

ФИО методиста 
Батуева Любовь Ивановна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: С.Д. Дрожжин «Родине».

Цели деятельности учителя: 

  • создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать основную информацию об авторе;
  • уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
  • уметь выразительно читать стихотворение;
  • уметь выполнять задания по стихотворению.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности;
  • осознавать эстетическую ценность произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный и наглядный материал, презентация.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хрономе-траж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 минута

Приветствие.

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!

– Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

– У каждого из вас есть листочек с градусником, ваша задача отметить свое настроение в начале урока.

Приветствовать учителя.

Организовывать своё рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя.

Практический: дыхательная гимнастика.

3 минуты

– Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

– И пусть этот урок принесёт нам только радость!

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

– Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

– Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.

– Повторяйте за мной

1) Вдох носом, выдох через рот (2р)

2) Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3) Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

– Настроились на урок?


Повторять за учителем слова.

Выполнять дыхательную гимнастику.

П: структурирование знаний.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: прослушивание стихотворения.

3 минуты

– Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

– Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

– Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите нашу презентацию.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? 

Это тема нашего урока.

– А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

– Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». 

– Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?

Слушать стихотворение.

– О Родине.

1. Познакомимся с новым произведением о родине.

2. Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: целеполагание.

4.

Открытие нового знания

Словесный: беседа.

5 минут

– И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием С.Д. Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

– Давайте зачитаем их вместе, хором.

«Во всей тебе и мощь видна,        

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой» 

– Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

– И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине».

– Стихотворение прочту я, а вы его очень внимательно прослушайте. Готовы?

(Читать стихотворение.)

– А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? 

– А кто из вас уловил настроение этого произведения?

Какое оно? 

– Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения.

Слушать задание учителя.

Читать строки из стихотворения.

Слушать рассказ об авторе.

Прослушать чтение учителя.

– Это стихотворение вызвало чувство гордости.

– Стихотворение торжественное, восторженное, читается легко и свободно.

П: рассуждение по новой теме.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: чтение стихотворения.  

12 минут

– И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине».

– Прочитайте это стихотворение про себя и подумайте, что же является главным в нём?

– В процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.

(Учащиеся читают стихотворение по цепочке.)

– Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?

Молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой.

Чарующий простор - привлекательный.

Среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень.

– А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение?  И что было главным в нём? Чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах.

– Да, ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

– Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение?

– Молодцы, вы правильно подобрали слова.

– А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех (читают 2-3 ученика)? 

– Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы их внимательно слушаем.

– Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами?  И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

– Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

Читать стихотворение.

Отмечать непонятные слова.

Молитвенно свой взор 

Чарующий простор 

Среди приветных деревень 

– Автор чувствовал гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине.

– Радостно, торжественно, громко, трогательно.

Слушать своих одноклассников.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Практический: выполнение задания.

7 минут

– Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны (делятся на 6 групп).

– Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте.

– Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием.

– Ну а мы дальше с вами продолжаем свою исследовательскую работу.

– Сейчас вам предстоит выяснить значение этих выделенных на схеме слов. А поможет нам в этом наш помощник – это толковый словарь Ожегова.

– Разделитесь на 6 групп, каждая группа по порядку берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает. Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ.

– А вот я, ребята, особо хочу выделить слово святость.

– Россия испокон веков была православной, люди во все времена верили в бога, просили его о помощи и защите.

– Знакомо вам слово молитва? Какие молитвы вы знаете?

– А для чего нужны молитвы? 

– А где нужно молиться?

– По всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

– Восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость.

Искать значения слов в словаре.

– Мы знаем молитву Господу, Божьей Матери, Святым.

– Молитвы нужны, чтобы просить у Святых о здоровье своем и близких, благополучии, душевном равновесии.

– Молиться нужно в церквях и мечетях.

Р: итоговый контроль.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа.

6 минут

– Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это …»

– И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья.

– В знак уважения и большой значимости слово «Родина» принято писать с большой буквы.  

– А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то что вы ещё можете добавить про это слово?  

– Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

– Родина с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?

– Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? 

– А теперь подберите однокоренные слова к этому слову.

– Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» – в ней мы найдём ответ на наш вопрос.

– Родина для меня – это … (мама, дом, семья, мой город).

Слушать учителя.

– Это слово словарное, необходимо запомнить его написание.

– Родина, мама, семья, дом, природа, века, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия.

– Родной, родственник, род, родина.

Р: обобщение, контроль.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

4 минуты

– Для вас задание – дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина».

– Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание - о Родине писали многие поэты свои произведения. – Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. – Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова).

– Подведем итоги урока:

– О ком и о чем мы говорили на уроке?

– Что запомнили об авторе?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– А кто из вас знает, что является символом России? 

– Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка – зелёный и жёлтый. 

– Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

– Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

– Ребята, огромное спасибо вам за работу.

Слушать и записывать домашнее задание.

Подводить итоги:

Отвечать на вопросы.

– Белоствольная берёза.

Выполнять рефлексию своей работы.

 

П: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...

Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Поэтический вечер "Моя Родина", УМК " Школа России", 4 класс

Тема урока «Поэтический вечер «Моя Родина»»Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).Цель урока: повторение и систематизация изученного матери...