Главные вкладки

    М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
    план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

    Буйвол Ольга Анатольевна

     

    Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. 

     

    На каждом этапе урока использованы приемы по развитию критического мышления учащихся – стадии «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия».

    Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных дидактических целей: от введения нового материала до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность.

    Данный материал имеет практический интерес для педагогов начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon prishvin_vyskochka_urok_chteniya.zip1.17 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Буйвол О.А.

    Тема: М.М. Пришвин. Выскочка. 3 класс

    Цели: развитие речевых и читательских умений.

    Задачи урока:

    познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

    работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

    расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

    воспитывать любовь ко всему живому.

    Оборудование: портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Методический прием «Корзина понятий»

    -Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

    -Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

    Составление «Кластера»:

    М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства

    -Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 2.

    2. Проверка домашнего задания:

    1. Пересказ (подробный) очерка «Моя Родина» от лица Природы. (Обговорить критерии для анализа пересказа – подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.
    2. Для всех учащихся - самостоятельная работа. Задание: заполнить тест. Слайд 3.

    1. Мать угостила меня …

    а) чаем;

    б) кофе с молоком;

    в) чаем с молоком.

    2. Потом и в городе …

    а) я вставал на заре;

    б) я вставал с первыми петухами;

    в) я вставал рано.

    3. После чаю …

    а) я уходил на охоту;

    б) я уходил на работу;

    в) я уходил спать.

    4. Мы хозяева нашей природы, и

    она для нас кладовая солнца …

    а) с драгоценными камнями;

    б) с великими сокровищами жизни;

    в) с большим богатством.

    5. И тогда, и теперь в находках была моя …

    а) работа;

    б) охота;

    в) забота.

    Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

    Ключ: в, в, а, б, б.

    1. Рассказать наизусть отрывок из произведения (Обговорить критерии.)

    Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать М.М. Пришвин?

    3. Метод «Чтение с пометами».

    -Все ли знаете об этом человеке?

    При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

    V уже знал

    + - узнал новое

    ? – хочу узнать

    а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

    б) Проверка.

    -Что узнали нового?

    Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

    Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

    Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

    Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.

    Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

    4. Работа над новым материалом.

    1. Методический прием «Предположение».

    - Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

    Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.

    Тема: о животных.

    -Как бы Вы озаглавили?

    -Что знаете об этих животных?

    - Что может произойти в рассказе с таким названием?

    -Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

    1. Чтение учителем.

    Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

    Задание до чтения: (Слайд 8)

    1. Определить, какой это рассказ?

    2. Ответить на вопрос: Что поразило?

    3. О чем говорит заглавие?

    Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

    Методический приём «Дерево предсказаний» - слайд  9

    Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

    Подумайте и дайте ответы на вопросы.

    1. Что будет дальше?
    2. Чем закончится текст?
    3. Как могут развиваться события?

    -Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

    -У кого другой вариант?

    Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) – 1, 2 ученика

    - Что произойдет дальше?

    Жужжащее чтение текста до конца.

    5. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.

    -Совпали ли предположения?

    - Какой это рассказ?

    - Что поразило?

    -Хотите узнать, как автор озаглавил текст? Открывается заголовок. Слайд 11.

    -О чем говорит заглавие?

    - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

    Словарь: Слайд 12.

    Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

    -Почему автор назвал сороку Выскочкой?

    -Почему она так поступила?

    Лексическая работа:

    - Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

    Бдительность – постоянное настороженное внимание.

    бдительность – синонимы: внимательность, настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

    Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

    Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

    С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

    6. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

    -Проверим вашу внимательность.

    -Выбрать на слайде (13), какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

    Прочитайте описание Вьюшки.

    - Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

    (Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок”.)

    - Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

    - Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

    -В каких словах выражено отношение автора?

    - Что вы узнали о Выскочке?

    -Что о сороке думает автор? - А как к ней относится?

    - Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и одна. Какой это прием? (противопоставление)

    -Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

    - На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

    - Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

    Прочитайте.

    -Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить?

    -Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.

    -Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

    -Что они ей сказали?

    -Попробуйте передать это настроение при чтении.

    -А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки?

    -Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

    - Прочитайте описание сороки после этого случая

    -Соотнести черты характера с героями.

    Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

    -Как вы думаете, какое чувство испытала выскочка в конце рассказа? Почему?

    - Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

    7 .-Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.

    «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

    -Как понимаете?

    Вывод:

    -Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

    Доказать текстом.

    Итог: составление «синквейна». Слайд 16.

    1. Написать имя существительное по теме.

    2. 2 имени прилагательных

    3. 3 слова-действия

    4. Предложение

    5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

    Домашнее задание: с.126 – 128 подготовить рассказ о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

    Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

    Развитие критического мышления учащихся начальных классов

    Начальный этап работы над темой самообразования....

    Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

    Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

    Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

    Технология развития критического мышления учащихся.

             Технология развития критического мышления учащихся....