Главные вкладки

    Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Терещенко Лидия Владимировна

    Цель: Развитие читательских умений.

    Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать

    над развитием читательских умений. Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок по литературному чтению во 2 классе В.Драгунский «Заколдованная буква»

    Слайд 2

    Читай правильно

    Слайд 4

    Сегодня на уроке: познакомимся с биографией Виктора Драгунского; будем учиться работать с текстом; учиться красиво и правильно говорить; учиться рассуждать о прочитанном.

    Слайд 5

    Драгунский Виктор Юзефович (1913—1972) советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

    Слайд 6

    Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.

    Слайд 7

    Виктор рано начал работать. Он работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

    Слайд 8

    С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблёвым, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.

    Слайд 9

    Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.

    Слайд 10

    Фильмы по произведениям В.Драгунского

    Слайд 11

    Читать сначала плавно по слогам, затем – слитно, целыми словами. до-мо-у-пра-вле-ни-е → домоуправление за-ак-ти-ро-вать → заактировать вос-па-ле-ни-е → воспаление вы-ва-ли-ва-ет-ся → вываливается вы-свис-ты-ва-ет-ся → высвистывается о-ста-но-вил-ся → остановился

    Слайд 12

    Найди опечатки, прочитай правильно. 1.Хыхечка зелёная. 2.Это у меня зуб выливается и свистит. Читай внимательно. шпиц –шприц отломаешь – обломаешь сыски –хыхки –фыфки -шишки

    Слайд 13

    * Я немножко поднажал… * Поддавал жару…… * Воспаление мозга …. * Полезло на ухо ……. * Давай реветь…….

    Слайд 14

    Дениска

    Слайд 15

    Ш

    Слайд 16

    Выбери пословицу 1.Терпение и труд всё перетрут. 2.Работе - время, а потехе – час. 3.Поспешишь – людей насмешишь. 4. В чужом глазу соринку заметишь, а в своём и бревна не увидишь. 5.Как аукнешь, так и откликнется.



    Предварительный просмотр:

    Терещенко Лидия Владимировна  учитель начальных классов,

    высшей категории

    МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14,  г. Биробиджан

    Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся.

    Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»  2 класс (УМК «Гармония»)

    Цель: Развитие читательских умений.

    Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать

    над развитием читательских умений.  Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.

    Оборудование:

    Оборудование:

    1

    учебник

    2

    рабочая тетрадь

    3

    портрет писателя

    4

    иллюстрации к произведению

    5

    словарь С.И. Ожегова.

    6

    компьютер

    7

    проектор

    8

    экран

    9

    презентация Power Point

    10

    Аудиозапись с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква»

    11

    Аудиозапись с биографией В.Ю. Драгунского

    12

    выставка книг писателя

    13

    печатные листы для работы в группе

    14

    карточки для работы в парах

    15

    Оценочная шкала

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    (эмоциональный настрой на уроке)

    - Начинаем урок литературного чтения.

    - А какими должны быть вы во время урока? (активными, думающими)

                                                                                    

                                                                                                                                                                                                    Слайд 1.        

    -Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроение не покидало вас в течение всего урока. На уроке мы продолжаем изучать новый раздел, прочитайте, как он называется?

                                    (Читай правильно)                                Слайд 2.

    II.Постановка цели урока.

    - Когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим?(на обложку)

    - Какую информацию несет в себе обложка ?(имя, фамилия автора)

    - Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Обратите внимание на выставку книг.

                                    (Выставка книг)                                        Слайд 3.

    - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Что нового узнаем? (ответы детей)

                                    (Учебные задачи)                                        Слайд 4.

    - Не читая произведения, что можете сказать об авторе?

                                                                                            Слайд 3.

    - Кому эти книги адресованы?

    - Какие произведения пишет, веселые или грустные?

    - Что вы о нем знаете?

    III.Знакомство с биграфией.

    -Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте.

                                                                                            Слайд 5.

    (включаю запись с биографией писателя 2мин 57 сек)

    - Итак, какую информацию несет обложка (фамилия, имя автора – показываю обложку)

    - А что еще? (Название произведения)

    - Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении)

    IV.Стадия вызова.

    Методический прием «Предположение».

    - Прочитайте название произведения («Заколдованная буква»)

    Таблица на доске

    - Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, о заколдованной букве)

    - Откройте учебник на стр.71 (страница 71 учебника)

    - По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?(Да)

    - Кто главные герои? (дети)

    - Какого они возраста?(маленькие)

    - Почему так решили?

    - Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением.

    V. Подготовка к чтению.

    - Чтобы выразительно и правильно читать, поработаем язычком, губками, зубками.

    - Прочитаем скороговорку.

                    (У Сашки в кармашке шишки да шашки.)                        Слайд 6.

    - Прочитайте про себя.

    - Кто может прочитать вслух быстрее?

    - Теперь проговорим все вместе шёпотом.

    - Теперь хором, голосом и чуть быстрее.

    VI. Лексическая работа.

    - При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать.

    Слайд7.

    (На экране слова, написанные по слогам, а затем целыми словами)

    - Прочитаем плавно по слогам:

    (До - мо - уп - рав - ле – ние )

    - Теперь слитно, целым словом (домоуправление и т.д.)

    - Кто может объяснить значение слова?                                        Слайд 8.

    Домоуправление – организация, которая управляет домами.

    Заактировать – составить документ, который называется «акт».

    - Где найти информацию? (На столе словарь С.И. Ожегова)

    - Продолжаем подготовку к правильному чтению.

                                                                                            Слайд 9.

    - Найди ошибки, прочитай правильно:

            1.Хыхечка зеленая (Шишечка зеленая)

            2.Это у меня зуб выливается (вываливается) и свистит.

    - Читай внимательно

    1. Шпиц (шприц – добавили букву)

    2.Отломаешь (обломаешь – заменили букву)

    3.сыски – хыхки – фыфки – шишки)

    - Продолжаем словарную работу.

    - При чтении вам встретятся слова и выражения:                                                Слайд 10.

    Обломаешь шпиц

     - У слова шпиц есть два значения:

    1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью

    Слайд 11.

    2.Острый конец верхушки. Какое из значений походит нам?

    - Остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается здание.

    Слайд 12.

    Поставить на попа (Поставить вертикально)

     - Откройте учебник. Стр. 69 зад.1 – читайте целыми словами.

    (страница 69 учебника задание 1.)

    Музыкальная физминутка.

    Танец «Если весело живется».

    Продолжение изучения нового матриала.

     - У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого Виктора Драгунского. Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

    (Аудиозапись рассказа)

    Слайд 12.

    Какие ваши впечатления от  услышанного?

    Осмысление прочитанного.

    -Прочитаем рассказ сами. Читаем рассказ с товарищами внимательно, до первой ошибки.

    Методический прием «Чтение с остановками».

    Чтение 1 части.

    1 остановка. (До слов «А мы остались возле ёлки»)

     - Где происходят события?(На улице)

    - А точнее (во дворе дома)

    - Кто главные герои? (ребята)

     - Что совпало с нашими предположениями ?(произведение о маленьких детях и т.д.)

    - Как они оказались возле ёлки?(её привезли)

     - А как вы думаете , для чего во двор привезли ёлку?)

    - Какие ошибки в речи шофёра и дворника вы заметили?   (левая, правая, становь)

     - Почему они так говорили ?( в школе плохо учились)

    - Кто исправит ошибки?

    Продолжим чтение.

    2 остановка. Чтение 2 части. (До слов «Только и слышно: «Хыхки! Сыски!»)

     - Какая большая часть. О чем здесь говориться?

     - Что произошло?(дети говорят)

    - Кто из детей не умеет говорить слово «шишка»?

    - Как назвала Аленка?(Сыски)

    - Как назвал Мишка? (Хыхки)

    - Как вы думаете, Дениска умеет говорить  это слово?

    - Почему дети заплакали?(Громко спорили, каждый считал, что прав он.)

    Продолжение чтения.

    После чтения рассказа Методический прием « Мозговой штурм »

    - Почему же никто из ребят не смог сказать слово правильно?

    - Покажите ваши зубки. Хорошо, у вас все зубки на месте.

    - Как правильно надо сказать?

    Работа с литературными терминами.

    - К какому жанру относится это произведение?

    Рассказ.                                 Слайд 13.

    - Какие бывают рассказы?(научный, художественный)

    - Какой это рассказ? (художественный)

    - Докажите, что художественный ( есть сюжет и художественный вымысел)

    Работа с образными выражениями.

    - Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?

    - А этот рассказ?(смешной, юмористический)

    - Почему вы так решили? И мне было весело. А за счет чего?(смешных слов)

    Прием «Образные выражения»:

    -Найдите смешные слова(дети ищут в тексте) Это образные выражения делают рассказ смешным.

    Слайд 14.

    Работаем в паре.

    - Соедините слова с их значением.

    Проверка:

    - Что получилось?                                                                Слайд 15.

    - От чьего лица повествует писатель? Обоснуйте свое мнение.

    - Это произведение входит в книгу «Денискины рассказы». Как вы представляете себе Дениску?

    - Нарисуйте его портрет словами (веселый, потешный, уморительный, забавный, смешной)                                                                Слайд 16.

    Вот каким Дениску изображает художник в произведениях Виктора Драгунского.

    Игра на внимание.                                                                Слайд 17.

    (Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, детская площадка, елка, шишки, снеговик).

    - Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.

    - Молодцы! Вы все были очень внимательными, и нашли «лишнее» (снеговик)

    - Вам будет легко ответить на вопросы, подтверждая словами текста.

    Беседа с элементами выборочного чтения.

    - Что увидели дети, гуляя во дворе?(елку)

    - Какая она была? Прочитайте.

    - Что значит выражение «вкусно пахла»?

    - Кто первый из ребят слово «шишки» сказал неправильно? (Аленка)

    - Как Мишка и Дениска отреагировали? (начали смеяться)

    - А как у Мишки это слово получилось? (дети читают)

    - Почему Аленка закричала: «Ура!» (Мишка тоже слово произнес неправильно)

    - Прочитайте, что о них думал Дениска? (дети читают, что они оба неправы)

    - Смог ли кто-то из ребят справиться с этим словом?

    - Какой урок можно извлечь из этой истории?

    Обобщение ответов детей:

    - Не смеяться над другими.

    - Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь!

    - Или не делай другим того, чего себе не желаешь.

    Работа в группах.

    Выбери пословицу, которая подходит к произведению.                                                 Слайд 18.

    - Обоснуйте свой выбор.

    Выбор других вариантов названия произведения.

    - Как вы считаете, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?

    - О чем здесь идет речь: о буквах или звуках?(произносим звуки)

    - А другие варианты могли бы быть? (варианты детей)

    Подготовка к чтению по ролям.

    - с какой интонацией нужно читать спор детей? (чтобы было смешно)

    Тетрадь С.24

    -Распределим роли.

    Чтение по ролям.

    - Вам понравилось чтение ребят?  А чем?

    Заключительный этап

    Итог урока:        

    -А теперь вернемся к началу урока.                                         Слайд 19.

    - Какие задачи мы ставили перед собой?

    - Все мы сделали, что запланировали?

    (проверка целей урока)

    Оценка деятельности на уроке.

    Оцениваем активность работы на уроке (шкала на доске)

        Высокий

                                       уровень

    Средний уровень

     

    Низкий уровень

    - Поднимите руку, кто считает, что он принял активное участие на всех этапах урока?

    - Кто принял участие, но не на всех этапах урока?

    - Может быть есть такие, кто считает, что совсем не принял участие в уроке?

    - Мне понравилось, как вы работаете на уроке. Я сегодня перед собой увидела не просто учеников, а читателей, думающих, умеющих рассуждать. Дома попробуйте прочитать по ролям, чтоб было смешно.

    Слайд 20.

    Спасибо за урок!

    Домашнее задание:

    Подготовка к радиотеатру, придумайте продолжение рассказа.

    Карточка на парте учеников :

    Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

    1

    Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)_________________________

    2

    Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?)__________________

    3

    Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать( что?)________

    4

    Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________

    5

    Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____

    6

    Осталось непонятным (что?)_______________________________

    7

    Сегодня на уроке я был(а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

    М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

    Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

    Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

    Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

    Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

    Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"

    Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....

    Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

    В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....