Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Терещенко Лидия Владимировна

Цель: Развитие читательских умений.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать

над развитием читательских умений. Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по литературному чтению во 2 классе В.Драгунский «Заколдованная буква»

Слайд 2

Читай правильно

Слайд 4

Сегодня на уроке: познакомимся с биографией Виктора Драгунского; будем учиться работать с текстом; учиться красиво и правильно говорить; учиться рассуждать о прочитанном.

Слайд 5

Драгунский Виктор Юзефович (1913—1972) советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Слайд 6

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.

Слайд 7

Виктор рано начал работать. Он работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Слайд 8

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблёвым, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.

Слайд 9

Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.

Слайд 10

Фильмы по произведениям В.Драгунского

Слайд 11

Читать сначала плавно по слогам, затем – слитно, целыми словами. до-мо-у-пра-вле-ни-е → домоуправление за-ак-ти-ро-вать → заактировать вос-па-ле-ни-е → воспаление вы-ва-ли-ва-ет-ся → вываливается вы-свис-ты-ва-ет-ся → высвистывается о-ста-но-вил-ся → остановился

Слайд 12

Найди опечатки, прочитай правильно. 1.Хыхечка зелёная. 2.Это у меня зуб выливается и свистит. Читай внимательно. шпиц –шприц отломаешь – обломаешь сыски –хыхки –фыфки -шишки

Слайд 13

* Я немножко поднажал… * Поддавал жару…… * Воспаление мозга …. * Полезло на ухо ……. * Давай реветь…….

Слайд 14

Дениска

Слайд 15

Ш

Слайд 16

Выбери пословицу 1.Терпение и труд всё перетрут. 2.Работе - время, а потехе – час. 3.Поспешишь – людей насмешишь. 4. В чужом глазу соринку заметишь, а в своём и бревна не увидишь. 5.Как аукнешь, так и откликнется.



Предварительный просмотр:

Терещенко Лидия Владимировна  учитель начальных классов,

высшей категории

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14,  г. Биробиджан

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся.

Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»  2 класс (УМК «Гармония»)

Цель: Развитие читательских умений.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать

над развитием читательских умений.  Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.

Оборудование:

Оборудование:

1

учебник

2

рабочая тетрадь

3

портрет писателя

4

иллюстрации к произведению

5

словарь С.И. Ожегова.

6

компьютер

7

проектор

8

экран

9

презентация Power Point

10

Аудиозапись с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква»

11

Аудиозапись с биографией В.Ю. Драгунского

12

выставка книг писателя

13

печатные листы для работы в группе

14

карточки для работы в парах

15

Оценочная шкала

Ход урока:

I. Организационный момент

(эмоциональный настрой на уроке)

- Начинаем урок литературного чтения.

- А какими должны быть вы во время урока? (активными, думающими)

                                                                                

                                                                                                                                                                                                Слайд 1.        

-Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроение не покидало вас в течение всего урока. На уроке мы продолжаем изучать новый раздел, прочитайте, как он называется?

                                (Читай правильно)                                Слайд 2.

II.Постановка цели урока.

- Когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим?(на обложку)

- Какую информацию несет в себе обложка ?(имя, фамилия автора)

- Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Обратите внимание на выставку книг.

                                (Выставка книг)                                        Слайд 3.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Что нового узнаем? (ответы детей)

                                (Учебные задачи)                                        Слайд 4.

- Не читая произведения, что можете сказать об авторе?

                                                                                        Слайд 3.

- Кому эти книги адресованы?

- Какие произведения пишет, веселые или грустные?

- Что вы о нем знаете?

III.Знакомство с биграфией.

-Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте.

                                                                                        Слайд 5.

(включаю запись с биографией писателя 2мин 57 сек)

- Итак, какую информацию несет обложка (фамилия, имя автора – показываю обложку)

- А что еще? (Название произведения)

- Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении)

IV.Стадия вызова.

Методический прием «Предположение».

- Прочитайте название произведения («Заколдованная буква»)

Таблица на доске

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, о заколдованной букве)

- Откройте учебник на стр.71 (страница 71 учебника)

- По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?(Да)

- Кто главные герои? (дети)

- Какого они возраста?(маленькие)

- Почему так решили?

- Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением.

V. Подготовка к чтению.

- Чтобы выразительно и правильно читать, поработаем язычком, губками, зубками.

- Прочитаем скороговорку.

                (У Сашки в кармашке шишки да шашки.)                        Слайд 6.

- Прочитайте про себя.

- Кто может прочитать вслух быстрее?

- Теперь проговорим все вместе шёпотом.

- Теперь хором, голосом и чуть быстрее.

VI. Лексическая работа.

- При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать.

Слайд7.

(На экране слова, написанные по слогам, а затем целыми словами)

- Прочитаем плавно по слогам:

(До - мо - уп - рав - ле – ние )

- Теперь слитно, целым словом (домоуправление и т.д.)

- Кто может объяснить значение слова?                                        Слайд 8.

Домоуправление – организация, которая управляет домами.

Заактировать – составить документ, который называется «акт».

- Где найти информацию? (На столе словарь С.И. Ожегова)

- Продолжаем подготовку к правильному чтению.

                                                                                        Слайд 9.

- Найди ошибки, прочитай правильно:

        1.Хыхечка зеленая (Шишечка зеленая)

        2.Это у меня зуб выливается (вываливается) и свистит.

- Читай внимательно

1. Шпиц (шприц – добавили букву)

2.Отломаешь (обломаешь – заменили букву)

3.сыски – хыхки – фыфки – шишки)

- Продолжаем словарную работу.

- При чтении вам встретятся слова и выражения:                                                Слайд 10.

Обломаешь шпиц

 - У слова шпиц есть два значения:

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью

Слайд 11.

2.Острый конец верхушки. Какое из значений походит нам?

- Остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается здание.

Слайд 12.

Поставить на попа (Поставить вертикально)

 - Откройте учебник. Стр. 69 зад.1 – читайте целыми словами.

(страница 69 учебника задание 1.)

Музыкальная физминутка.

Танец «Если весело живется».

Продолжение изучения нового матриала.

 - У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого Виктора Драгунского. Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

(Аудиозапись рассказа)

Слайд 12.

Какие ваши впечатления от  услышанного?

Осмысление прочитанного.

-Прочитаем рассказ сами. Читаем рассказ с товарищами внимательно, до первой ошибки.

Методический прием «Чтение с остановками».

Чтение 1 части.

1 остановка. (До слов «А мы остались возле ёлки»)

 - Где происходят события?(На улице)

- А точнее (во дворе дома)

- Кто главные герои? (ребята)

 - Что совпало с нашими предположениями ?(произведение о маленьких детях и т.д.)

- Как они оказались возле ёлки?(её привезли)

 - А как вы думаете , для чего во двор привезли ёлку?)

- Какие ошибки в речи шофёра и дворника вы заметили?   (левая, правая, становь)

 - Почему они так говорили ?( в школе плохо учились)

- Кто исправит ошибки?

Продолжим чтение.

2 остановка. Чтение 2 части. (До слов «Только и слышно: «Хыхки! Сыски!»)

 - Какая большая часть. О чем здесь говориться?

 - Что произошло?(дети говорят)

- Кто из детей не умеет говорить слово «шишка»?

- Как назвала Аленка?(Сыски)

- Как назвал Мишка? (Хыхки)

- Как вы думаете, Дениска умеет говорить  это слово?

- Почему дети заплакали?(Громко спорили, каждый считал, что прав он.)

Продолжение чтения.

После чтения рассказа Методический прием « Мозговой штурм »

- Почему же никто из ребят не смог сказать слово правильно?

- Покажите ваши зубки. Хорошо, у вас все зубки на месте.

- Как правильно надо сказать?

Работа с литературными терминами.

- К какому жанру относится это произведение?

Рассказ.                                 Слайд 13.

- Какие бывают рассказы?(научный, художественный)

- Какой это рассказ? (художественный)

- Докажите, что художественный ( есть сюжет и художественный вымысел)

Работа с образными выражениями.

- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?

- А этот рассказ?(смешной, юмористический)

- Почему вы так решили? И мне было весело. А за счет чего?(смешных слов)

Прием «Образные выражения»:

-Найдите смешные слова(дети ищут в тексте) Это образные выражения делают рассказ смешным.

Слайд 14.

Работаем в паре.

- Соедините слова с их значением.

Проверка:

- Что получилось?                                                                Слайд 15.

- От чьего лица повествует писатель? Обоснуйте свое мнение.

- Это произведение входит в книгу «Денискины рассказы». Как вы представляете себе Дениску?

- Нарисуйте его портрет словами (веселый, потешный, уморительный, забавный, смешной)                                                                Слайд 16.

Вот каким Дениску изображает художник в произведениях Виктора Драгунского.

Игра на внимание.                                                                Слайд 17.

(Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, детская площадка, елка, шишки, снеговик).

- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.

- Молодцы! Вы все были очень внимательными, и нашли «лишнее» (снеговик)

- Вам будет легко ответить на вопросы, подтверждая словами текста.

Беседа с элементами выборочного чтения.

- Что увидели дети, гуляя во дворе?(елку)

- Какая она была? Прочитайте.

- Что значит выражение «вкусно пахла»?

- Кто первый из ребят слово «шишки» сказал неправильно? (Аленка)

- Как Мишка и Дениска отреагировали? (начали смеяться)

- А как у Мишки это слово получилось? (дети читают)

- Почему Аленка закричала: «Ура!» (Мишка тоже слово произнес неправильно)

- Прочитайте, что о них думал Дениска? (дети читают, что они оба неправы)

- Смог ли кто-то из ребят справиться с этим словом?

- Какой урок можно извлечь из этой истории?

Обобщение ответов детей:

- Не смеяться над другими.

- Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь!

- Или не делай другим того, чего себе не желаешь.

Работа в группах.

Выбери пословицу, которая подходит к произведению.                                                 Слайд 18.

- Обоснуйте свой выбор.

Выбор других вариантов названия произведения.

- Как вы считаете, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?

- О чем здесь идет речь: о буквах или звуках?(произносим звуки)

- А другие варианты могли бы быть? (варианты детей)

Подготовка к чтению по ролям.

- с какой интонацией нужно читать спор детей? (чтобы было смешно)

Тетрадь С.24

-Распределим роли.

Чтение по ролям.

- Вам понравилось чтение ребят?  А чем?

Заключительный этап

Итог урока:        

-А теперь вернемся к началу урока.                                         Слайд 19.

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Все мы сделали, что запланировали?

(проверка целей урока)

Оценка деятельности на уроке.

Оцениваем активность работы на уроке (шкала на доске)

    Высокий

                                   уровень

Средний уровень

 

Низкий уровень

- Поднимите руку, кто считает, что он принял активное участие на всех этапах урока?

- Кто принял участие, но не на всех этапах урока?

- Может быть есть такие, кто считает, что совсем не принял участие в уроке?

- Мне понравилось, как вы работаете на уроке. Я сегодня перед собой увидела не просто учеников, а читателей, думающих, умеющих рассуждать. Дома попробуйте прочитать по ролям, чтоб было смешно.

Слайд 20.

Спасибо за урок!

Домашнее задание:

Подготовка к радиотеатру, придумайте продолжение рассказа.

Карточка на парте учеников :

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.

1

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)_________________________

2

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?)__________________

3

Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать( что?)________

4

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________

5

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____

6

Осталось непонятным (что?)_______________________________

7

Сегодня на уроке я был(а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"

Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....