Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Суховенко Анна Сергеевна

Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроках с использованием метода «Сказкотерапии»

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

 Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла.

 Основной принцип работы – вырастить Внутреннего Созидателя и взять под его контроль Разрушителя.

В задачи сказкотерапевта входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение Веры.

Сказка про колодец.

Жила за городом одна семья. Рядом с домом был лес. Однажды, они пошли гулять в этот лес и обнаружили волшебный колодец. Несмотря на то, что он был  старый и обросший мхом, взрослые разрешили детям подойти к нему и набрать воды. Ребята не раздумывая отчистили колодец от мха и веток и набрали в ведро воды. Каждая капля этой кристально чистой воды содержала в себе самые добрые и чистые чувства, приносила здоровье, радость и благополучие, вода могла излечить любого, сделать злого человека добрым, заплутавшему путнику было достаточно одной капли этой целебной жидкости, чтобы утолить жажду, голод и восстановить силы. Попробовав воду, ребята улыбнулись и сказали, что кроме этой воды они больше никакую пить не будут. Мама с папой удивились, но, сделав только один глоток, согласились с детьми. Вернулись домой они только под вечер. Мама сварила компот и пожарила собранные грибы. На следующий день они с канистрами пришли за водой. Так шли дни за днями, но однажды эта семья уехала, а когда они вернулись, то обнаружили, что их бесценный источник иссох. Дети очень расстроились, они не представляли, что они будут делать без своего колодца, тогда они заплакали и подошли к нему, когда их слёзы, такие же кристально чистые, как и вода в источнике упали на землю рядом с колодцем, ребята услышали, как зажурчала вода и колодец снова наполнился целебной жидкостью. Дети прибежали домой под впечатлением, и стали рассказывать взрослым, что произошло. Тогда мама им объяснила, что своей любовью, верностью и заботой они наполнили этот колодец, как это когда-то   сделал кто-то и теперь в каждой капельке воды будет частичка их сердца и души. Если человек добрый, то он может помочь любому.

Во 2 классе я дала задание детям  написать свою сказку про капусту. Вот некоторые из них.

Детские сказки  про  капусту.  

Капуста и овощи

Жила-была капуста в огороде. Она все время сорилась со свеклой. Свекла говорит капусте: «Я лучше! Меня кладут в борщ, винегрет и даже едят отдельно.»

«А меня кладут в супы, тушат, едят отдельно люди, хомяки, зайцы!»

Так они сорились день, сорились два. И наконец, устали.

 Они не хотели больше сориться. И договорились, кого хозяин возьмет первого, тот и лучше.

Когда пришел хозяин, он взял сначала капусту, а потом свеклу. И потом они поняли, что они вместе важны. С тех пор они жили весело и счастливо и росли каждый год.

Капуста

Жила-была одна капуста. У одного крестьянина – злого волшебника. Этот крестьянин был одинокий. Никто не хотел с ним дружить. Однажды прилетели инопланетяне: Хагрур, Патрус, Ногоссай, Фергус и Супер-Ланч. Эти инопланетяне (у них была своя планета Юпитер) тоже были злые волшебники. Они на бедную капусту, которая росла в огороде, наложили оковы проклятые злым заклинанием. Неподалеку был замок, запертый на замок. В этом замке жили добрые волшебники Ваня, Митя, Сеня и Макс.

Однажды задумали они убить злого крестьянина. Они ведь прознали, что инопланетяне наложили оковы на капусту. И им это удалось.

Сказка о капусте

Жила-была маленькая капуста. Она жила в красивом огороде. Как-то раз капуста выросла, и ее пошли вырывать. Ее положили на стол, и дети стали искать нож. А капуста тем временем сбежала. И дети послали вооруженных луков и чесноков. Они загородили капусте путь. Они ее уже хотели поймать. Но из кустов выскочил царь Овощей – Редис. Он был самым сильным, потому что у него был ядовитый вкус и острый кончик носа. Он набросился на луков и чесноков и спас капусту. И после этого редис стал жить с капустой в огороде. И жили они долго и счастливо.

Спор.

Жили-были мудрая капуста, лимон и морковка. Они жили мирно, любили друг друга. Однажды произошел спор между лимоном и морковкой. Они спорили о том, кто полезнее.

-Я полезнее, - говорил лимон.

-Нет, я полезнее, - говорила морковка.

Но вот пришла мудрая капуста. И она сказала:

-Хватит спорить! Все мы полезны одинаково. Лимон полезен витамином С. Морковь – витамином А. С той поры они больше не ссорились. Так хорошо кончилась эта сказка!

Странное.

Жили инопланетяне на планете Нептун. Однажды на планету приземлился человек. Через день он улетел. Инопланетяне заметили, что человек забыл капусту, которую брал с собой. Они ее попробовали, и она показалась им не вкусной. Но когда они попробовали ее со своей едой, им понравилось. Так они полюбили её!

Волшебная капуста.

Жила-была капуста, у нее был только дом. А у всех остальных были царства. Вот, например, у свеклы огромный замок. А у моркови вообще огромный – преогромный замок! Но уже зима настала, у капусты дом развалился. И пошла она искать дом. Пошла в царство свеклы и попросила:

- Можно в ваше царство?

А ей в ответ хором:

-Нет!

Пошла в царство моркови, ей то же самое ответили. Идет капуста грустная, ищет, чем закрыться.

Но вдруг прилетела Снегурочка и сказала:

-Слезы вытри, я тебе за три минуты построю замок самый-самый большой в мире! Хочешь?

- Да!

И исполнилась мечта капусты за три минуты! И жила она долго и счастливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...