Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Цауните Ирина Владимировна

Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Astafev.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»  3 класс

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цели:

Продолжить работу над произведениями о природе, животных.

Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.

Развивать навыки смыслового чтения.

Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

Пополнять словарный запас.

Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

Обобщить знания о поведении в лесу.

Учить всматриваться в природу.

Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.

Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.

Прививать любовь к животным, природе родного края.

Оборудование:

правила поведения в лесу;

иллюстрации к картинному плану

кружки для этапа рефлексии;

опорные слова;

медиапроектор;

презентация к уроку;

выставка книг Астафьева

Ход урока

1.Стадия вызова

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

не мешай лесным жителям

Правила поведения в лесу

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.

не шуми в лесу

не разоряй птичьих гнёзд

       не разводи костров

не оставляй мусор

   не нарушай тишины

Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

Обращение к заголовку

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- Соберите пословицы

Работа парами

- На карточках написаны   пословицы.  Но  только  на одной карточке  начало  одной пословицы, а конец  пословицы – на другой.  Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

 ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.

- Что объединяет эти пословицы?

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».

Виктор Петрович  Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.

На доске:

Виктор Петрович Астафьев

    1924-2001

    Капалуха

Валежник

Космы

Черничник

Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт.

Работа со словарём Ожегова

Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

3. Чтение с «остановками». Составление картинного плана.

1 часть

- Какой лес описывает Астафьев? (рисунок)

- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

2 часть

- Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок)

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть

- О какой находке рассказывает автор? (рисунок)

- Как описывает автор гнездо гухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

4. Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Дружно хлопаем

Раз, два, три

Ногами топаем!

Раз, два, три

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

5. Чтение с остановками

4 часть  (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

5 часть (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

6. Анализ героев сказки

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

7. Итог урока

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Рефлексия

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

8. Написание синквейна.

Мы начали наш урок загадкой  о лесе, поэтому попробуем написать синквейн, посвящённый лесу.

Работа в паре. Написание синквейна.

Чтение синквейнов



Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

__________________________________________________________________

Лес

___________________________,  _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Домашнее задание

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...

Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских

Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю...