Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
статья по чтению (3 класс)
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использованием данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Осинская СОШ №1»
«Формирование читательской компетенции
младшего школьника
на уроках литературного чтения
через использование технологии продуктивного чтения»
Выполнила:
Ефимова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Содержание:
1.Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения. Актуальность. Из опыта работы.
2.Технология продуктивного чтения. Структура. Сравнение традиционного урока и урока с использованием технологии продуктивного чтения.
3.Фрагменты уроков литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения.
4. Выводы
5. Литература
«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения»
"Читать – это еще ничего не значит.
Что и как читать – вот суть вопроса"
К.Д. Ушинский
1.Актуальность. Из опыта работы.
Я работаю учителем начальных классов с 1993года. И одной из главных проблем за 30 лет моей педагогической деятельности стало - развитие у современных школьников интереса к чтению, к книге. Как заинтересовать ребят? Как пробудить в них желание и стремление окунуться в мир книг, как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
В моём 4 «а» классе 24 ученика. Если анализировать скорость чтения, то все учащиеся справляются с нормой. Но проблема в том, что, не смотря на достаточно высокую скорость чтения, есть проблемы, когда некоторые учащиеся не совсем понимают смысл прочитанного, не могут ответить на уточняющие вопросы, затрудняются при пересказе прочитанного. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. Актуальность темы обусловлена противоречиями:
- - снижением интереса к чтению у молодого поколения и в то же время необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- - наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
Психологическая проблема:
-кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников;
-возросло число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности.
-изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).
Целью работы стало: создание условий для формирования читательской компетенции через использование технологии продуктивного чтения.
2.Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) разработана профессором Н. Н. Светловской.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс:
Первый этап: работа с текстом до чтения - антиципация (предугадывание предстоящего чтения), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста.
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Сравнение традиционного урока и урока с использованием технологии продуктивного чтения.
Традиционный урок | Продуктивное чтение |
До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» | До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста «Предположите, о чем этот текст, по его названию…». А иллюстрация подтверждает это?» (Возникает мотивация к чтению). |
Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают | Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы проверяем себя по тексту». ( Возникает читательская интерпретация). |
После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. | После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора. |
Как видим, технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. У учащихся формируется ряд УУД.
Формирование УУД | ||
До чтения | Во время чтения | После чтения |
-Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -Учиться высказывать свое предложение на основе работы с иллюстрацией учебника; -Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -Слушать и понимать речь других. | -Эмоционально «проживать « текст, выражать свои эмоции; -Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; -Ориентироваться в учебнике; -Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -Выразительно читать и пересказывать текст; -Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | -Понимать эмоции других людей, сочувствовать , сопереживать; -Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. -Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
На уроках необходимо организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем-партнѐром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Таким образом, действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всѐ более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
3.Фрагменты уроков с использованием технологии продуктивного чтения (на примере УМК «Перспективная начальная школа»)
Фрагмент урока № 1
Леонид Пантелеев «Честное слово», 3 класс
1 этап . Работа с текстом до чтения.
(На доске записаны слова)
-Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность , жадность).
-Попробуйте назвать эти понятия одним словом (человеческие качества).
-Почему вы так решили? Докажите.
-Объясните. как вы понимаете смысл слова «честность» (Дети сами дают определение , можно обратиться к толковому словарю.)
-А вы обладаете этим качеством?
-Предположите , о чем мы будем читать произведение.
-Давайте определим, в чем предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
-Определить…(Главную мысль произведения, его жанр).
-Развивать…(Речь).
-Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
-А также ответим на главный вопрос-для чего Л. Пантелеев написал это произведение?
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
-Понимал ли мальчик, что про него забыли? Найдите подтверждение в тексте.
- Что он почувствовал, когда стемнело на улице? А что еще? Почему же он не ушел?
-Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
-Заслуживает ли мальчик такое серьезное отношение? Почему?
-А что думает герой-рассказчик о будущем мальчика?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
-Какие испытания ждут впереди мальчика?
-Как он сумеет себя проявить?
-Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Что хотел он до нас донести?
-Зачем нужно изучать это произведение?
Фрагмент урока №2
Борис Заходер «История Гусеницы», 3 класс
1 этап. Работа с текстом до чтения.
(На доске буквы на магнитах)
-Составьте из данных букв фамилию знакомого нам писателя, с произведениями которого мы будем работать на уроке (Заходер).
-Вспомните, о ком или о чем произведения Бориса Заходера? (Б. Заходер писал рассказы для детей о животных)
-Рассморите иллюстрации и предположите о чем будет рассказ этого автора. (Ученики высказывают свои предположения)
-Найдите слова со звездочкой (шелковинка, заморить червячка, роковой, кокон). Объясните их значение с помощью толкового словаря учебника.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Дети читают по цепочке отрывок рассказа.
-Что необычного в этой истории?
-Почему Гусенице хотелось стать крылатой?
-В какое время года началась эта история?
-Вспомни самое начало «Истории Гусеницы». Сколько времени она длится? Найди подтверждение своего ответа в этом отрывке текста.
-Можете ли вы определить главную мысль этого отрывка?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
-Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? ( Рассказ).
-Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль?
-Чем интересен и удивителен этот рассказ?
-Что узнали. Прочитав текст? ( о превращении гусеницы в бабочку)
4.Выводы:
1. Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
2. Технология продуктивного чтения направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
3.Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д.
5.Список литературы.
1. АсмоловА.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
2. Бондаренко С.М., ГраникГ.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
3. Бунеев Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырѐхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] /Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева.
4. Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8.
5. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.
6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 210 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя /Н.Н. Светловская// Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...
Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"
Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...
Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»
Формировать, организовывать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогать представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства авт...
«Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»
Предтавление педагогического опыта...
Формирование у учащихся начальных классов читательской компетенции на уроках литературного чтения.
Уметь читать-это видеть, слышать, то, что читаешь....
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...