Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»
статья по чтению (3 класс)

Формировать, организовывать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогать представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понимать авторскую мысль и по мере возможности видеть, как все это передает нам, читателям, художник слова, а также ознакомиться с методами и приемами, которые помогут вам в этом, вы сможете в моей статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»

Цель: Формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях новых ФГОС. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

 Задачи:

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

5. Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения:

6. Выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.

7. Создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь.

8. Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

9. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские компетенции.

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

На уроках литературного чтения используются различные технологии: игровые технологии, проблемного обучения, технологию критического мышления, технологию сотрудничества и технологию продуктивного чтения, которые обеспечивают не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Дети должны научиться пользоваться приобретенными знаниями в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- работа c разными источниками информации

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Психологическая проблема  

Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.

Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.

Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

Для достижения поставленных задач используем: приемы, методы и упражнения.

Методы и приемы работы по выделению, узнаванию, восприятию звука: Чистоговорки: са-са-са, вот бежит лиса.

Скороговорки:У ежа ежата, у ужа ужата.

Стихи, в которых изучаемый звук повторяется часто.

Методы и приемы развития правильного быстрого и осознанного чтения:

- Работа с таблицами слогов: чтение слогов с изученной буквой; чтение слогов со слоговой таблицы; составление слов из слогов; прочесть строчку или столбец с определенной буквой; 

-Прием наращивания (ко, кот, котик, котище…)

-Замена буквы в слове (Кошка – мошка – мишка – мушка – пушка)

-Анограммы (сосна - насос)

-Упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

Для тренировки техники чтения пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

 -Упражнения для развития техники чтения: чтение вслух; чтение про себя; жужжащее чтение; чтение в темпе скороговорки; чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу); бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)

 «Буксир»:

 а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б)        учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

«Прыжки». Чтение через слово.

«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

Для работы с текстом технология продуктивного чтения, она включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения  антиципация определение смысловой, (предугадывание предстоящего чтения), тематической, эмоциональной направленности текста. Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.

Второй этап: работа во время чтения текста. Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение. На данном этапе использование приемов работы с разными видами таблиц. Например: учащиеся проставляют знаки «+», если они согласны, «-», если не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.

Третий этап: работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Учащимся предлагается на выбор несколько высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.

Применение технологии сотрудничества на уроках чтения. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление. Развиваются коммуникативные УУД, проявятся творческие способности каждого.

На уроках литературного чтения создавать проблемно поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы, дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение.

 Применение различных приемов технологий критического мышления: прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкие вопросы, те, на которые ответить можно определенно. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием "Кубик Блума" он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

-Назови. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Например: «Назовите главных героев произведения»

 -Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  Например: Почему так случилось?

-Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например: Ты действительно думаешь, что …? Ты уверен, что…? 

-Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи.  Например: Предложи свой вариант окончания произведения.

-Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что будет, если ….. Придумай рифмы к этому слову.

-Поделись —эти вопросы учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Например: Поделись, что ты чувствуешь?

В основе работы с информацией использовать следующие приемы ТРКМ: Прием «Чтение с пометками». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки.

Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии:

1 стадия вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое.

Для активизации ранее полученных знаний широко можно использовать следующие приемы:

Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает?

Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать, определить и пометить.

Прием «Синквэйн». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Чаще всего используется  в конце урока или в качестве домашнего задания. 

Прием «Цветопись»

Прием «Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

Метод «Шесть шляп критического мышления

Прием «Учебный мозговой штурм»

Прием «Письмо по кругу»

Маркировочные таблицы: 

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Основные виды уроков литературного чтения

- уроки изучающего чтения

- урок – поиск

- урок - наблюдение

- урок - тренинг

- урок- исследование

- уроки литературного слушания

- библиотечные уроки

- творческие уроки

- урок - сказка

- урок- конкурс

- уроки проверки и контроля

Учимся фиксировать информацию, полученную в ходе чтения с помощью картинок, условных знаков или отдельных слов

Уметь читать – это

-видеть,

-слышать,  

то, что читаешь.

Таким образом, применение различных приемов и  технологий направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, развивает умения извлекать все виды текстовой информации,  стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.

Список используемой литературы:

1. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ Кузнецов О.А.,

Хромов Л.Н. М.: Просвещение, 1983.– 87с.

2. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями

«Техника быстрого чтения»/ Ладанов И.Д., Розанова О.А – М.: Просвещение, 1998.– 135с.

3. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.6164.

4. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

5.Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В.// Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

6. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.

7. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1983.– 87с.

8. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ Ладанов И.Д., Розанова О.А. – М.: Просвещение, 1998.– 135с.

9. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.

10. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ Тихомирова И.И. – М.: Школьная библиотека, 2004

11. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ Ладанов И.Д., Розанова О.А. – М.: Просвещение, 1998.– 120 с.

12. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.

13. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.

14. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - С. 6-16

Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww, Nachalka. Comwww.hr-portal.ruwww.clubook.ru www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-

Формирование читательской компетенции как основа развития младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения

Статья о приёмах совершенствования читательских умений...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...