Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

Калиш Юлия Владимировна

Статья о приёмах совершенствования читательских умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskih_kompetentsiy.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах

Помимо стандартных заданий, определённых рамками программы по курсу «Литературное чтение», современный урок требует применения компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно-ориентированных заданий. 
Цель КОЗ – организация деятельности обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. 

Структура  КОЗ: 

1.Введение в проблему. 

2. Формулировка задания. 

3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 

4. Форма предъявления результатов КОЗ. 

«Почему многие дети неохотно читают, а уроки чтения становятся для них скучными?»  Оморокова М. И. выделяет следующие причины: 

1. Общий спад интереса к чтению. 

2. Обилие источников информации: интернет, телевидение, общение со сверстниками, телефон. 

3. Несовершенство обучения чтению. 

4. Отсутствие у школьников системы целенаправленного формирования читательской деятельности. 

Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения. 

Принципы анализа художественного произведения: 

1. Принцип целенаправленности. 

2. Принцип опоры на целостное восприятие прочитанного. 

3. Принцип учета возрастных особенностей. 

4. Принцип единства формы и содержания. 

5. Принцип избирательности. 

6. Принцип целостности. 

7. Принцип направленности анализа на формирование читательских умений. 

8. Анализ произведения завершается синтезом. 

Методические приемы, способствующие активизации воображения читателя: 
1. Ключевые вопросы при проверке первичного восприятия прочитанного. 

2. Словесное или графическое рисование. 

3. Работа с иллюстрациями профессиональных художников. 

4. Инсценирование и драматизация отдельных эпизодов произведения. 

5. Конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей. 

6. Составление диафильма, сценария мультфильма по прочитанному

произведению. 

Важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова. Без этого умения читатель в принципе не сможет воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова, т.е. условного знака задает лишь некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения. 
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя? 
• Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». 
• Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок. 
• Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ. 
• Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения. 
• Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении. 
Педагогу при этом надо учитывать, что воображение не поддается жесткому логическому управлению, как, например, решение математических или лингвистических задач и упражнений. Это глубоко субъективный, интимный процесс, в который включается образное мышление, фантазия, эстетические эмоции ребенка, то есть подсистемы правого полушария. Поэтому, активизируя работу воображения учащихся, нужно стараться избегать какого-либо авторитарного давления, категоричных требований и оценок. 
Для развития этого читательского умения необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, как читательские, так и личностные. Известный педагог, психолог и детский писатель В. А. Левин предлагает соблюдать следующие методические рекомендации: 
Методические рекомендации для развития умения эмоционально откликаться на художественные образы: 

1) Совместное чтение: взрослые и дети. 

2) Выбор произведения для чтения осуществляется учащимся самостоятельно. 

3) Увлечённость наставника литературой. 

4) Возможность самостоятельного возвращения к прочитанному произведению. 

5) Учитывать мнение ребёнка относительно предлагаемых для чтения художественных произведений. 

Сложносоставное умение анализировать текст вбирает в себя ряд частных читательских умений, а именно: 

• умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка; 

• умение видеть логику развития действия; 

• умение «расшифровывать» своеобразие характеров персонажей и средства их создания; 

• умение различать позиции автора, рассказчика-повествователя и героев; 

• умение осваивать авторскую концепцию и т.д. 

Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя. В дальнейшем, на более сложной ступени развития этого умения, читатель учится умению видеть особенности характера, мотивы поведения персонажа. 
Для активизации читательского интереса используются следующие приемы в работе: 
1. Знакомство с биографией автора и историей создания произведения. 

2. Прослушивание музыки. 

3. Просмотр произведений живописи. 

4. Антипация: прогнозирование дальнейших событий. 

5. Обращение к жизненному опыту читателя. 

6. Активизация работы творческого воображения учащихся. 

Подходы для определения идеи литературного произведения: 
Идея произведения – это основной смысл произведения, выступающий через все единство его образов. 

Размышление над итоговыми вопросами: 

- Для чего автор написал это произведение? 

- Что мы открыли для себя, читая этот рассказ? 

- Что можно сказать о писателе, который создал это произведение? 

Формирование и развитие читательских умений у младших школьников не должно быть самоцелью. Важнейшей целью в работе учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребенка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой стратегической цели. Через развитие

читательских умений у школьников происходит процесс формирования

информационной и коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»

Формировать, организовывать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогать представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства авт...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...

Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что  такое критическое мышление? По мнению  авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...