Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах
опыты и эксперименты (2, 3, 4 класс)

Настоящие знания мы получаем,

когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.

 

Что  такое критическое мышление? По мнению  авторов РКМЧП: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Начальная школа – фундамент образования каждого человека.  Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

ФГОС ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений – это объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте. Она формируется, как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения.

 Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсальности. Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог   занимает «Литературное чтение».

         Хочу поделиться своим опытом работы по развитию коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения.   

Тема мастер-класса: «Развитие коммуникативной компетенции   на уроках литературного чтения в начальной школе». (1 СЛАЙД)

      Цель моего мастер-класса показать, как  можно применять на практике  некоторые приёмы РКМ на уроках литературного чтения. (2СЛАЙД)

        В настоящее время важнейшим показателем является расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, который оказывает наибольшее влияние на его образование, именно поэтому в образовательном процессе приобретает особую значимость формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

      Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать с ними и взрослыми. (3 СЛАЙД)

      Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. (4 СЛАЙД)

       Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями – моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

      Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. (5 СЛАЙД)

       Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания?

Как научить школьника работать самостоятельно и в коллективе, высказывать свою точку зрения и учитывать чужую, размышлять и задавать вопросы?

Известно, то если не поддерживать внимание ребенка на уроке с помощью спец приемов, то интенсивность восприятия информации угасает уже на 4 минуте. Поэтому, тем большим арсеналом педагогических средств и приемов обладает учитель, тем более успешным будет урок.

  Хочу поделиться своим опытом использования некоторых приёмов технологии критического мышления.

Эти приёмы универсальны. Приемы КРМ формируют поисково-исследовательскую деятельность. Дети  учатся находить главную мысль в тексте, устанавливать различие и сходства осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах.

    На уроках литературного чтения чаще всего  использую такие  приемы   технологии РКМ работы……

      (7 – 8 СЛАЙД)

    Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать.

 С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. (10 – 11 СЛАЙД)

Прием   "Диаграмма Венна  Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. (12 СЛАЙД)

 Как работать с приемом "Диаграмма Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

   2. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах). 

 Как работать с приемом "Диаграмма  Венна"

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе "Война и мир". На уроке обществознания по теме "Мыслители эпохи Просвещения" можно сравнить идеи разных мыслителей, вычленяя общие идеи и уникальные для каждого.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Практически работа

– Составьте, пожалуйста, «Диаграмму Венна»

для произведений Л.Толстой «Филиппок», Андрей Платонов «Ещё мама»

 «Пирамида критика», даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение. Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

1.  О чем произведение? (одно слово)
2. Какой у произведения характер? (два слова)
3. Место и время действия  (три слова)
4. Главные события (четыре слова)
5. Главные герои, какие они? (пять слов)
6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
7. О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
8. Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)

Составив «пирамиду», можно получить основу для написания отзыва на любое литературное произведение. И если теперь каждую строчку дополнить, то будет «полуфабрикат» связного текста о нужном рассказе. Можно предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о правилах: можно менять формы слов, части речи, число и род; порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова; нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
       В результате работы получается текст на весь разворот листа и можно из разноцветных заготовок составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв. Итог - ответы детей об их собственном видении и восприятии рассказа. Для наглядности можно вывесить все полученные «пирамиды» на стену, доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения(13 -14 СЛАЙД)

Практически работа  – Составьте, пожалуйста, «Пирамиду критика»

для произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

«Диаманта» - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

Схема построения:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия или глагола )

строчка 4: ассоциации (4 существительных – переход к антонимам)

строчка 5: действие (3 причастия или глагола)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

                                                           (15 -16 СЛАЙД)

Буратино

веселый, непоседливый,

шкодит, поет, смеется,

Буратино – оптимист, а Пьеро - пессимист

Плачет, грустит, смиряется,

унылый, влюбленный

Пьеро.                                     Практически работа

– Составьте, пожалуйста, «Диаманту»

для произведения В. Одоевского «Мороз Иванович»

Использование  эффективных  приёмов технологии развития критического мышления, помогают достичь планируемых результатов как предметных (по «Литературному чтению»), так и развитию коммуникативных УУД

Приведенные мною  методы – лишь малая часть  известных приёмов технологии развития критического мышления. Надеюсь, мой мастер-класс был вам полезен.

   Использование  эффективных  приёмов технологии развития критического мышления, помогают достичь планируемых результатов как предметных (по «Литературному чтению»), так и развитию коммуникативных УУД

     Желаю нам всем творческих успехов !

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

 

Приём «Верные и неверные утверждения». Детям (каждому) либо паре( работа в паре) можно выдать текст для чтения, содержащий новые сведения об авторе ( Крылове И.А.). Затем на экране появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек : да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки

1.         Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.         да

2.         Он родился в городе Самаре.         нет

3.         Его семья жила бедно.         да

4.         Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.         да

5.         Он работал продавцом.         нет

6.         Крылов выучил несколько языков.         да

7.         Он начал писать в 16 лет.         нет

8.         Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.         да

9.         В первой книге Крылова  были рассказы.         нет

10.         Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.         Да

"Верно — не верно"В случае прием работает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация. 

А) семь богатырей каждый день рыбачили;

Б) царевна съела персик;

В) на острове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб;

Г) у царевны под косой блестела звезда;

Д) на дубе сидел один кот…

 «Кубик Блума»:  Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась

у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?

«Раскадровка» - схематизация основных событий сюжета. 

При чтении текста дети рисуют схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в схеме, дети усваивают план пересказа текста. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Слайд 2

Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал! Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слова в речи формирует мышление человека.

Слайд 3

Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Слайд 4

Задачи предмета «Литературное чтение» (ФГОС) 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.

Слайд 5

Коммуникативные УУД на уроках литературного чтения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; с лушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать; договариваться с партнёрами и учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Слайд 6

Этапы формирования навыка чтения В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: Аналитический(1-2 класс) - характеризуется тем, что все три компонента (восприятие слов, понимание содержания, оценка прочитанного) процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребёнка отдельных усилий. Аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте, на данном этапе характерно чтение по слогам. Синтетический (2-3 класс) – предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, то есть восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Автоматизации (3-4 класс) - описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма. Интеллектуальные усилия ребенка направлены на осознание содержания читаемого. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.

Слайд 7

Современные педтехнологии Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Информационно – коммуникационная технология Игровые технологии Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии. Традиционные технологии (классно-урочная система) Технология развития критического мышления

Слайд 8

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику . ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЦЕЛЬ технологии: формировать собственное мнение, основываясь на осмыслении различных представлений, идей и опыта; выражать собственные мысли в письменной и устной форме, делая это уверенно, ясно и корректно для окружающих ; работать и сотрудничать в группе, формировать конструктивные взаимоотношения с людьми.

Слайд 9

Позволяет выработать умения формировать собственное мнение, основываясь на осмыслении различных представлений, идей и опыта; выражать собственные мысли в письменной и устной форме, делая это уверенно, ясно и корректно для окружающих; работать и сотрудничать в группе, формировать конструктивные взаимоотношения с людьми.

Слайд 10

Три этапа базовой модели развития критического мышления Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 11

Основные методические приемы развития критического мышления «Кластер» «Круги по воде» Таблицы «Мозговой штурм» «Интеллектуальная разминка» « Зигзаг» « Инсерт » «Эссе» «Корзина идей» « Синквейн » Метод контрольных вопросов «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» «Да – нет» «Чтение с остановками» « Взаимоопрос » «Перепутанные логические цепочки» « Перекрёстная дискуссия»

Слайд 12

Прием «Диаграмма Венна» Цель: выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Слайд 13

Приём «Пирамида критика» Цель: научить составлять письменный отзыв на любое произведение. Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

Слайд 14

Приём «Море вопросов» Обучать детей навыку различать вопросы можно начинать уже со 2 класса.

Слайд 15

Приём «Диаманта» Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование интереса к предмету, обогащение словарного запаса, развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

Слайд 16

Правила составления Диаманты 1. Тема (существительное) 2. Определение (2 прилагательных) 3. Действие (3 глагола) 4. Ассоциации (4 существительных- переход к антонимам) 5. Действие (3 глагола) 6. Определение (2 прилагательных) 7. Тема (существительное – антоним теме)

Слайд 17

Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Слайд 18

Развитие коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах.

К метапредметным универсальным учебным действиям относятся:§Регулятивные (организация учебной деятельности)§Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)§Комму...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения"

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...