доклад мастер класс "Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках лит. чтения в начальных классах"
материал

Сэрэгма

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_formirovanie.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, пытаясь попасть в ногу со временем.    Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать,  но и формировать универсальные учебные действия (УУД).

С переходом на обучение по новым стандартам, перед учителями встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом.

Лично мне пришлось изучить многие документы и почитать дополнительную  литературу.

Ознакомившись со всем выше перечисленным, я  определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД.

Но прежде чем дальше  об этом говорить, давайте разберемся, что же   такое УУД?

 В широком значении «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:

 Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические. 

Регулятивные УУД  – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Для этого учителя ежедневно создают необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Универсальные учебные действия выполняют ряд функций.

         обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

         создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

 Но уже при разработке первых уроков по формированию УУД, я поняла, что это дело непростое! Но сегодня – это требование времени.  Передо мной возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия.

Поэтому далее я хочу остановиться  на специфике формирования и развития УУД (личностные и коммуникативные)  на уроках в начальных классах, а конкретнее средствами предмета «Литературное чтение».

Но почему именно «Литературное чтение»?

Дело в том, что формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в результате усвоения разных учебных предметов.  Я считаю, что учебные предметы гуманитарного цикла,  особенно литература, наиболее адекватны для формирования личностных и коммуникативных универсальных  учебных действий, так как вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

 Что же является составляющей личностных универсальных учебных действий :

  • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация  учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии

      Через  обучение   происходит   последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Через  обучение   происходит   последовательное   приобщение    учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения курса представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания,  форму    познания действительности, расширяют  жизненный  опыт  ребенка,  создают для него  духовно-эмоциональную  среду,  в  которой  органическая  слитность эстетических  и  нравственных  переживаний  обогащает  и  духовно  развивает  личность ребенка. Знакомясь с произведениями,  учащиеся знакомятся  с  такими нравственными понятиями:  как добро, долг,  справедливость,  совесть,  честь, смелость, гордость.  Учебники «Литературное чтение» содержат произведения направленные на развитие и самовоспитание личности каждого. Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность рассказов сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки  и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.

      Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных учебных действий начинается с стой минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом произведении. Ведь у каждого ребёнка, как бы мал он ни был, есть запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний. Произведения курса заставляют ребёнка задуматься, вспомнить о них, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка.

    В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).
    Кроме того на материале  учебников литературного чтения происходит   развитие  и коммуникативных  умений  посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1
– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.    На уроках я стараюсь создавать благоприятные условия для активного общения, строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Рассмотрим некоторые формы организации деятельности учащихся на уроке, во время которых формируются коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах 

Этот вид работы необходим для того, чтобы обучить сотрудничеству. Во время этой деятельности на уроке возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;  возрастает сплочённость класса; ученик более точно оценивает свои возможности;  дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

2.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста».

3. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

4.Упражнение «Повторяем с контролем». 

Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.  Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Виды работ, направленные на формирование личностных УУД:

1. Психофизическая тренировка,  эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2.   Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения»,– М: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....

Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»

Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках лит.чтения в начальных классах.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий....

Проект «Системно-деятельностный подход как способ формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках литературного чтения в начальных классах»

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов. Материал представлен...

Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что  такое критическое мышление? По мнению  авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...