Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
статья по чтению

Сейранова Светлана Алексеевна

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтения

Задачи: ознакомить  с технологией продуктивного чтения и ее приемами; заинтересовать этой  технологией, показав, как она воплощается на практике; научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

(форма изложения – доклад)

Тема « Работа  с текстом на уроках литературного чтения с использованием  

технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтения 

Задачи: ознакомить  с технологией продуктивного чтения и ее приемами; заинтересовать этой  технологией, показав, как она воплощается на практике; научить разрабатывать уроки по данной технологии.

                                                                                                     

                                                                                                      «Извлечение нужной      информации из

текста и её преобразование – важнейшее

                                                         умение».

Профессор Н. Н. Светловская

       

Теоретическая часть

                                                                               

          Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения школьниками умений полноценного чтения. Что предполагает готовность обучающихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое),  поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Решением этой задачи для меня стало использование технологии продуктивного чтения, основоположником которой стала профессор Н. Светловская.

       "Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору" (доктора пед. наук Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова).

        Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

        Достигая эту цель, я с первых уроков применяю приемы понимания и анализа текста; развиваю речь учащихся и ввожу их через литературу в мир человеческих отношений.

       Данная технология направлена на формирование коммуникативных, универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

       Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

 I этап.    Работа с текстом до чтения.

 II этап.   Работа с текстом во время чтения.

 III этап.  Работа с текстом после чтения.  

     Фазы: прогнозирование текста, осмысление текста, его актуализация.

     Ведущие принципы:

 1. Принцип деятельности,

 2. Комфортности,

 3. Непрерывности.

Этапы технологии с  примерами из опыта  работы.

1.Работа с текстом до чтения.

    Цель этапа: развитие умения  предполагать, предвосхищать  содержание текста (антиципация),

 

***по названию произведения  

«Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

- У Мамина – Сибиряка есть сказка о зайце ( показ названия на экране)

- Прочитайте её название хором.

- Что можно узнать по названию сказки?

***на основе уже имеющихся зна -ний, иллюстра-тивного материала

-Рассмотрите иллюстрацию к произведению Л.Толстого «Старый дед и внучек». Что на ней изображено?

-Можете предположить какие  события могут происходить?

***по высказыванию предположений о героях, авторе, теме

- Определите фамилию автора, с произведением которого сегодня познакомимся на уроке. Её можно исключить из данного перечня ( Л.Толстой, С. Есенин, М. Пришвин, Е.чарушин)

***пословицам и поговоркам

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

-А какие еще пословицы можно подобрать по смыслу?

(-Терпенье и труд всё перетрут.

Курочка по зернышку клюет.)

*** по созданию проблемной ситуации

«Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

- Непонятно, почему он храбрый, если все зайцы обычно трусишки?

*** Игра

 «Перевёртыши»

- Сегодня мы прочитаем сказку, название которой хорошо вам известно. Скажите наоборот: 

пёс босиком. ( «Кот в сапогах»)

        Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2.Работа с текстом во время чтения.

      Цель этапа: понимание текста и  создание его  читательской  интерпретации.

      Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста и его анализу. На данном этапе ведущими становятся  такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

  • Прием   диалог с автором через текст

****учащиеся находят в тексте прямые и скрытые авторские вопросы

Одоевский «Городок в табакерке»

«Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно?...»

 А.Барто «Разговор с дочкой»

— Мне не хватает теплоты,— (Интересно, почему не хватает теплоты?)

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: — Мерзнешь ты

И в летние денечки?

*** включают творческое воображение, обдумывая предположения о дальнейшем содержании текста, проверяют, совпадают ли они с замыслом автора,

 

«Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

– Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?

 чтение  до слов «Кричат зайцы…»  

- Предположите, что будет дальше?

чтение текста до слов «Дальше случилась…»

- Насколько ваши предположения оправдались?

- Что значит язык у хвастуна точно примёрз? (Болтал и замолчал)

- Как вы думаете, чем же это закончится?

 чтение текста  до конца.

Верными ли были ваши предположения?

****задают свои вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

- Чем это можно объяснить?

-Что из этого следует?

 -Почему именно так…?

-Для чего …?

-Кто такой …?

  • Комментированное чтение

*** рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос)

*** включение воображения 

- Представьте себе!

- Увидели?

-Почувствовали запах?  

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

«- Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!»

-Как вы думаете, действительно ли  жить на свете - наслаждение? (Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

*** сам вопрос в сжатой форме (-Догадались, почему?)  

 

Н.Носов «На горке»

«– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!» -Догадались, как Котька будет сейчас горку чинить?

 3.  Работа с текстом после чтения рефлексивное чтение

Цель этапа: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

***

постановка  концептуального вопроса  (Почему?)

Одоевский «Городок в табакерке»

-Как Вы думаете, почему  именно так автор назвал свое произведение?

— А. С. Пушкин называл русскую зимушку волшебницей, Ф. И. Тютчев — «чародейкой». Как вы думаете, почему?

-Как зиму называют в русском фольклоре? Почему?

***

повторное обращение к  ключевым сло-вам,  вопросам, иллюстрациям

-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник?

-Точен ли он в деталях?

-Совпадает ли его видение с вашим?

*** выполнение творческих  заданий

-осмысление содержания

-реакция на художественную форму

- эмоциональная сфера

-сфера воображения

рассказ о герое, событии;

 выборочный и краткий пересказ;

составление плана, структурной модели текста;

 постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя;

подробный художественный пересказ,

 наблюдение над языком, художественными особенностями текста;

сопоставление литературного произведения с его художественной основой;

 выразительное чтение;

 сопоставление литературного произведения с другими видами искусства,

оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

составление диафильма, комикса по тексту;

 творческий пересказ;

 иллюстрирование, изготовление схем, макетов;

чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. 

 

       Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

2  Практическая часть

Урок литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения

 Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”(2 урок по теме)

Задачи: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику героям;

              развитие навыка грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память;

             воспитание чувств доброты и сострадания.

 Тип урока: комбинированный

 Планируемые результаты:

   Предметные : учащиеся  научатся работать с текстом,  слушать собеседника и  вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

  Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

  Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

 Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие учащихся.

Настроить учащихся на рабочий лад

- Сегодня на уроке у нас гости – мои коллеги – учителя. Обернись  к ним и поприветствуй

  На столе - книга, раб.тетрадь, лист с изображением цветка.           СЛАЙД

  Сейчас  он у всех одинаковый, безликий. Я обещаю вам, что к концу урока цветы приобретут  окраску и у каждого будет свой неповторимый цветок. Помогут нам карандаши.

2.Мотивация к учебной деятельности.

 Определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это  нужно.

-  Урок литературного чтения для вас – это…….               СЛАЙД 

             

-Можно сказать , что литер.чтение –это беседа,диалог с книгой, одноклассниками, учителем.

-Помните, что такое ДИАЛОГ? (разговор между двумя или несколькими лицами)

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно»

 Речевая разминка.       СЛАЙД

Развитие артикуляции, дикции

- Отчего зацвел цветок? -
Мальчик спрашивает мать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать.

- Как называется такой вид текста? (Диалог)  

* птичий базар

*анализ предложений

*чтение по ролям

Оценка эмоции чувства

-Выберите цвет, который соответствует вашему настроению и раскрасьте 1 лепесток цветка 

 3.Актуализация знаний и постановка темы урока

Работа с текстом до чтения

Проверить восприятие изученного ранее материала.

Развитие антиципации

- С каким произведением ассоциируется данное четверостишие и рисунок? Обоснуйте ответ.

- Кто автор произведения?                                               СЛАЙД 

-Сегодня продолжим работать над произведением.

 Используя опорные слова, определите нашу деятельность на уроке   СЛАЙД

• Мы вспомним…

• Мы будем …
  Мы сможем понять

4 . Реализация поставленных целей и задач

    Работа с текстом во время чтения  (проверка домашнего чтения, понравившегося эпизода )    

*** Словарная работа.

достижение понимания текста на уровне содержания.

 *** рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос)

 достижение понимания текста на уровне содержания

    Работа с текстом после  чтения    

 достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

А) Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

-  Вспомним содержание текста. Работаем в парах.

- Восстановите последовательность событий, расставив цифры.

- Проверка « по цепочке»    ……….                                                        СЛАЙД

Деформированный план.

1.На печи рядом с дедом.

2. Скучно Афоне  жить на свете.

3. Дед Тит.

4. Пошли «белый свет пытать»

5. Опять скучно жить на свете.

6. Цветок – труженик ,он из смерти работает жизнь

7. Желание знать про всё.

8. Гребешок для деда.

СЛАЙД

 Делают краткий пересказ по плану:

1.Скучно Афоне жить на свете.                                            

2.ДЕД Тит.

3.Желание знать про все.                                                                                  

4.На печи рядом с дедом..

5.Пошли «белый свет пытать»

6.Цветок- труженик, он из смерти работает жизнь.

7. Один в поле.                  

8.Гребешок для деда.

2 лепесток  цветка – оценка эмоции чувства Выберите цвет, который соответствует вашему настроению

Б) Развитие речи 

постановка  концептуального вопроса 

 -Скучно Афоне жить на свете. Почему?                (  «АФОНЯ»  название группы)

В) выборочное чтение

 - Что об этом повествует нам автор. Найдите в тексте ответ на это вопрос.( текст стр.129 1 абзац)

                                                                                                                                                             

Г) Чтение по ролям 

 -Откройте стр.131  Как называется такой вид текста? Диалог    

  - Кому принадлежат реплики?                                                            ( « ДЕД  название группы)

         

  - Прочитаем беседу по ролям. С какой интонацией будем читать слова деда? А слова Афони? Итак, артистами сегодня будут  Ваня и Семен  (Переодеть, печка)

3 лепесток  цветка – оценка . 

 Д) Иллюстрация «Пошли «белый свет пытать»    СЛАЙД 

-К какому пункту нашего плана подходит иллюстрация

- Найдите в тексте  отрывок подходящий к иллюстрации    (  стр.133      )                                                                  

- А каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда?      « ЦВЕТОК»

Е ) Творческое задание

Характеристика героев

 – Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

  Займите места, согласно вашему мнению  

                                                          Физ минутка (движение детей по классу)

-Кто считает что Афоня-   первая группа; дед-  вторая  группа; цветок - третья группа;

четвертая группа – все герои главные.

- Расскажите о героях, какие они. Убедите других, что ваш герой главный.

  Внук                                                                   дедушка Тит

Добрый                                                               старый

Отзывчивый                                                       большие руки

Наблюдательный                                               добрая грудь,                            

Любознательный                                                пахнувшая теплой  Землей

Трудолюбивый                                                    пахарь

 как цветок                                                          много земли испахал

                                                                             святой труженик

                                                                             советчик

                                                                             учитель

  Цветок .

Терпеливо растущий

Жалконький

Живой

Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)

Самый святой труженик

Счастливые

С добрыми лицами

Дышащие чистым духом в белый свет

Цветок- труженик, он из смерти работает жизнь.

ВСЕ герои –главные

 Учитель задает вопросы каждой группе

 -Нравится ли вам Афоня? За какие качества вы стали бы с ним дружить?

 -Почему автор не описывает внешний вид героев?

4 лепесток цветка – самооценка . 5 лепесток-    работа группы

  Вывод

-Найдите общую черту в характеристиках (Труженики, трудолюбивые)

 -Мы видим, что понятие труд – одно из ключевых в рассказе; труд помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире: и цветку и людям.

-Какую истину помог понять нам читателям автор? (Труд превращает мертвое в живое. Ведь жизнь – это самое удивительное чудо на свете).

( постановка  концептуального вопроса  (Почему?))

- Почему произведение названо “Цветок на земле”?

- Почему этот рассказ отнесли к  теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

6.Рефлексия. 

Проверить восприятие изученного. Учить детей правильно строить предложения в своей речи.

Учить  адекватно оценивать свою работу на уроке.

• Мы вспомнили…

• Мы работали над …
  Мы смогли понять….

- От чего ваши цветы пестреют яркими цветами?

  -А какие вопросы вы зададите взрослым, о чем хотите узнать?

7.Домашнее задание  стр.136 задание 8

3.Литература

Библиографический список

1. Бондаренко, С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева. – М.,1995.

2. Дыбленко, С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя / С.А. Дыбленко, О.В. Соболева, 2002, 8.

3. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.

4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. –  1. – С. 11–18.

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru

6. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.