Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Загидуллина Гульнара Марселевна

Цель:
- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.

Задачи:

-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.

- приобрести практический опыт использования некоторых приемов развития критического мышления

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

 

Формы и методы: групповая и фронтальная

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветные карточки, энциклопедия, тексты,  памятки.

 

Предполагаемый результат:

- участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе;

- смогут развить свое творчество по созданию учебных ситуаций, разрабатывать    способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию;

 

- будут знать приемы критического мышления;

 

- будут уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету;

 

- смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_zagidullinoy_g.m._17.11.2017.doc65.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Разработала: Загидуллина Г.М., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 г. Мамадыш

 Цель:
-
 совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.

Задачи:

-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.

- приобрести практический опыт использования некоторых приемов развития критического мышления

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Формы и методы: групповая и фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветные карточки, энциклопедия, тексты,  памятки.

Предполагаемый результат: 

- участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе;

- смогут развить свое творчество по созданию учебных ситуаций, разрабатывать    способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию;

- будут знать приемы критического мышления;

- будут уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету;

- смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе

Целевая аудитория: учителя начальных классов

                           

 Ход мастер – класса:

  1. Орг. момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас всех приветствовать. Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.

-Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.

- Образовательный процесс не всегда направлен на развитие навыков продуктивного чтения.

Решением же этой проблемы может стать использование технологии продуктивного чтения, когда после чтения ребенок получает продукт: знания, мысли, гипотезы, предположения, жизненный опыт и т.д.

Данная технология предусматривает развитие умения вычитывания из текста трех видов текстовой информации:

  • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк")
  • Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Работа с текстом предполагает 3 этапа:

I этап. Работа с текстом до чтения. 
Цель: прогнозирование будущего чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения. 
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
III этап. Работа с текстом после чтения. 
Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

- Тема моего мастер-класса: «Технология продуктивного чтения»(Работа с текстом и информацией уроках литературного чтения). Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.  Я желаю нам успехов.

  1. Ситуация стимулирования. Приём «Корзина идей»(памятка № 1)

Приём «Корзина идей» проводится по следующим этапам:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно, какие идеи, ассоциации, связанные со словом мультфильм у Вас возникают?

2. Учителя обдумывают свой ответ и записывают себе на листочек.

3. Обсуждение в паре или группе.

4. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске

Предлагаю нашу работу начать с мультфильма.  Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича  Сутеева. Будьте внимательны (просмотр отрывка).

-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им   нужно научиться? (Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом, …..)

-Что необходимо сформировать?

Лягушонку–эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».

3.Работа по теме.

- Сегодня я хочу поделиться опытом по работе с текстом, информацией  на уроках литературного чтения.

-Я попрошу 7 участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А, В, Д, К, Л, О, С)

-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стихотворение).

 -  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Давайте обратимся к тексту. Прочитайте (слайд).

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз (читают).

- Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)

-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте зеленые листы. Читаем.

      Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что день рождения у клестят беда.

-Давайте узнаем, а что же родители?  (Слайд)

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы). Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова (слайд).

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

-Продолжим чтение и достанем голубые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты (с.130 - читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (красная шляпа)

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что день рождения у клестят беда, после всего, что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его?  (Варианты ответов). Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

4.Рефлексия

           Уважаемые коллеги! Я предлагаю оценить результаты нашей совместной деятельности. Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы и составим синквейн.

(Памятка № 3)

Итак, достоинства технологии заключаются в следующем:

  • Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
  • Ориентирована на развитие личности обучающегося.
  • Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
  • Способствует пониманию текста на уровне смысла…

Можно сделать вывод: технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим для достижения метапредметных результатов, среди которых очень важно: Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. 

Таким образом, действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всѐ более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

-Спасибо за внимание.

     Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

     У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

     Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

     У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

     Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

     У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет

Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет

Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС начального общего образования. Внеурочная деятельность школьников Второе дыхание класса - Жизнь после уроков… Учитель: Карпец Виктория Владимировна

Слайд 2

Методика критического мышления включает три этапа «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Первая стадия – вызов позволяет обобщить имеющиеся у ученика знания по заданной теме. На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

Слайд 3

. (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков . Пример Тема : «Пустыня». 4 класс. мало воды много песка верблюды Пустыня нет растений жарко нет зимы По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.

Слайд 4

Таблица “тонких” и “толстых” вопросов . . Тонкие вопросы ? Толстые вопросы ? кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если.

Слайд 5

. Знаю З Хочу знать Х Узнал У пески животные Заполняется в течение урока жарко растения мало воды климат нет растений люди верблюды

Слайд 6

Прием “Дерево предсказаний”. Тема : «Здоровье человека». Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку

Слайд 7

Ромашка вопросов или ромашка Блума”. . Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации .

Слайд 8

Ромашка вопросов или ромашка Блума”. . Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации .

Слайд 9

Прием “Верные и неверные высказывания”. . Высказывание До чтения После чтения 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным 2. Форма глаза напоминает яблоко 3. Глаза в сильные морозы мерзнут 4. Зрачок – это отверстие в глазу 5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым 6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков Пример Тема : «Глаз – орган зрения».

Слайд 10

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”. . Тема «Пустыня». Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»). 1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет 2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет 3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет 4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д. .

Слайд 11

Прием “Корзина идей” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме Тема : «Почва», 3 класс -Мы говорим почва. А что же такое почва? Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … - … земля - … растительная земля - … вещество - … суша, а не вода - … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения. Постановка целей урока. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?

Слайд 12

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал

Слайд 13

прием «Пометки на полях » На второй стадии– осмысление- ученики получают новую информацию, осмысливают ее и соотносят с уже имеющимися знаниями. Работа с текстом, приём « ИНСЕРТ» «+» согласен « - » не согласен «?» есть вопросы

Слайд 14

На третьей стадии – рефлексии –полезно прибегать к составлению синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Дидактический синквейн появился в начале XX века в США; Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 15

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 16

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 17

Севка Озорной, ленивый. Спорит, притворяется, развлекается. «Первый шалопай и последний ученик» Весельчак. Костя Любознательный, честный. Рассуждает, учится, помогает. Сначала думает – потом делает. Настоящий товарищ. Синквейны о героях повести Геомара Куликова «Как я влиял на Севку»

Слайд 18

Технологию модульного обучения Например, по теме «Словосочетание» – стадия усвоения нового материала Образуй и запиши сложные слова. Разбери их по составу, выдели соединительную гласную. Хор, водить - ________________ Вода, возить - _______________ Сталь, варить -_______________ Работай индивидуально. 1. Выбери задание, соответствующее твоему уровню. 2. Выполни задание в модуле. 3. Проверь выполнение по карте самопроверки. 4. Оцени свою работу (критерий оценки – в модуле).

Слайд 19

Проблемное обучен ие можно применять на любых предметах. Например, по теме «Безударные гласные» такая постановка учебной проблемы: какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов . весна щебечут пахать сосульки грачи скворцы капель цветы весенний скворечники подснежник ласкает оттепель трава ветер гнездо птенцы журавлиная (песня) проталина гроза зелень тепло солнце журавль

Слайд 20

Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом. Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова. Все ли слова смогли проверить изменением слова? Уточните тему и цель урока. Поиск решения. Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты. Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным. Сколько однокоренных слов могут быть проверочными? Хотите ответить на этот вопрос

Слайд 21

Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом. Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова. Все ли слова смогли проверить изменением слова? Уточните тему и цель урока. Поиск решения. Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты. Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным. Сколько однокоренных слов могут быть проверочными? Хотите ответить на этот вопрос

Слайд 22

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Слайд 23

Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Слайд 24

Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Слайд 25

Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Слайд 26

Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Слайд 27

Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Слайд 28

Информация Логичный позитив Креативность Критика Чувства и интуиция Управление процессом

Слайд 29

Информация, факты Позитивные стороны Креативность Негативные стороны, критика Чувства и интуиция УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОБЛЕМА... Проблема рассматривается со всех сторон Иногда выпускать пар в красной шляпе

Слайд 30

Мастер-класс «Работа с текстом и информацией»

Слайд 33

С О А К В Д Л СЛАДКОВ

Слайд 35

Н.Сладков-писатель одной темы-темы природы, но в каждой книге эта тема предстаёт в каком-то особенном ракурсе.

Слайд 36

У всех день рождения - радость. А у клестят - беда.

Слайд 37

Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

Слайд 38

А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Слайд 39

Метод 6 шляп

Слайд 40

Это я так про клестят думаю.

Слайд 41

Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Слайд 43

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Слайд 44

А у клестят – беда.

Слайд 45

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!

Слайд 47

Клестята. Маленькие, голодные. Вывелись, пищат, спят. Можно и зимой родиться. Крепыши.

Слайд 48

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Мастер класс " Виды работы с текстом на уроках литературного чтения"

Мастер класс позволяет познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий,      ...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс "Работа с текстом на уроках литературного чтения"

          Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) стан...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...