Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лещенко Наталья Владимировна

Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

с использованием технологии «Творческая мастерская»:

Тема:  К. Паустовский  «Барсучий нос».

  1. Индукция – создание эмоционального настроя.

-Ребята, сегодня я приглашаю всех в нашу мастерскую. Надеюсь, работать нам будет интересно.

- Прочитайте, пожалуйста,  девиз нашего занятия :

«Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

- Как вы понимаете значение этих слов?

-А вам когда –нибудь хотелось знать больше?

-А становилась ли интереснее ваша жизнь от того, что вы узнавали что-то новое?

-Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)  родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. (Слайд №4)

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Мещера – это обширная лесистая низменность, находится на территории Рязанской области. (Вы это видите на слайде) Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Метод ассоциаций.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «природа»?

- Посмотрите, как объясняется значение этого слова в словаре С.Ожегова

ПРИРО́ДА

1. Всё существующее во Вселенной.

2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространса). 

-Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского. А вот, какой он и как выглядит можете увидеть на экране. Вы узнали что это за зверёк?

2. Самоконструция – индивидуальное создание гипотезы.

- Откройте учебники на странице 98 и прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня будем работать.

- Можно ли по названию рассказа определить, каким будет рассказ: шуточным, серьёзным или поучительным?

3. Социоконструкция – работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и по ключевым словам определить, о чём будет рассказ?

Осень, маленький мальчик, берег озера, маленький барсук, обожженный нос.

Словарная разминка:

- В этом рассказе встретятся трудные, незнакомые  слова.

Приём «Чтение с пометками»

- У каждого из вас на столе карточки с этими словами. Прочитайте эти слова, сделайте около каждого из них пометки:

V- то, что вам знакомо и можете объяснить;

+ - новое для вас слово;

? – не понятное для вас слово.

- А теперь посмотрите, какое значение имеют эти слова:

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам

        Выдумщик – сочинитель, фантазёр

        Юркнуть – шмыгнуть, убегать

        Лязгать - производить, вызывать звонкий звук металлическими или любыми твёрдыми предметами

Оловянные - состоящие из олова (пепельно-серебристый, мягкий, легкоплавкий, легкий весом металл)

Паро́м  - плоское судно или плот для переправы через реку (озеро, пролив) людей, транспортных средств, грузов.

- Совпали ли ваши предположения с толкованием слов?

Приём «Чтение с остановками»

- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор.

Чтение 1части -читает учитель:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени автора)

          - О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? (Желтые листья, туманы)

          - Что с чем сравнивает Паустовский? ( Воду с чёрным дёгтем, зубы как иглы)

         - Как называется этот литературный приём? (Сравнение)

         -Почему плотва названа оловянной? (Серебристого цвета)

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (Отгоняли волков)

         -Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя.

Физкультминутка.

Чтение 2 части -читают ученики про себя. 

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, этот мальчик,  но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переплавлялись при свете ночной небывалой радуги.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, - кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

- Какими словами автор характеризует мальчика? (Он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

- Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

- Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

- Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

- Как повели себя взрослые, когда услышали фырканье и шипение зверя?

-Почему барсук прыгнул к горячей сковородке? (Любопытный, вкусно пахло.)

Чтение 3 части - читают ученики. 

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

- Теперь  мы остановимся и закроем книги.

4. Социолизация – групповая работа.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах,  попробовать себя в роли писателей, и сочинить своё продолжение рассказа. Как же мог барсук лечить свой нос? Напишите небольшой текст не более 3-4 предложений.

5.Афиширование – представление коллективных работ, ознакомление с результатами каждой группы.

Каждая группа представляет свои работы.

6. Разрыв – участники мастерской осознают разнообразие вариантов решения проблемы. (Чтение участниками своих рассказов)

-А теперь прочитаем, как автор описывает лечение барсука. (Читает учитель)

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

- Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

- Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

-Какие чувства к зверьку вы испытали?

- Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, происходит анализ выполненной работы.

- Что же объединяет ваши творческие работы  и рассказ Паустовского?

- То есть в вашем творчестве и в рассказе Паустовского общее то, нужно быть внимательным к природе и её обитателям.

        – Какова главная мысль рассказа? (Воспитание любви к природе. Необходимо видеть эту красоту, наблюдать, понимать и беречь)

8.Домашнее задание

Составить план рассказа, передать кратко содержание понравившейся части.

         - А завершить наше занятие мне хотелось бы теми словами, которые были нашим девизом. Кто – нибудь вспомнит, какие слова Паустовского были написаны в начале урока?

«Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

       - Поэтому, ребята, больше читайте, узнавайте много нового и интересного, любите природу,  учитесь любить и понимать её красоту!

            - Благодарю всех за участие. Наше занятие окончено!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии Педагогических мастерских на уроках познания мира.

Знакомство с технологией педагогических мастерских. Разработка открытых уроков по данной технологии....

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...