УМК «Школа России».Предмет "Обучение грамоте". «Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Cысоева Светлана Геннадьевна

Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]

Знакомство с новыми звуками и буквами.

"Путешествие с мудрым гномом"

Комбинированный урок.

Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc93 КБ
Файл v_gostyakh_u_mudrogo_gnoma_igry_po_obuch_gramote.rar846.16 КБ

Предварительный просмотр:

 УМК « Школа России».

Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]

  1. Обучение грамоте
  2. 1 класс.
  3. « Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г' ]», номер урока в теме № 45
  4. Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.
  5. Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.
  6. Задачи урока:
  1. Обучающие: формировать умение отвечать на вопросы учителя; формировать навыки сознательного, правильного, плавного чтения.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению , умению работать в парах.
  1. Комбинированный урок.
  2. Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.
  3.  Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска.

                                               Структура и ход урока.

№  

Этап урока

Название использо ванных

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

I

Организа -ционный момент

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

-  Сегодня к нам в гости пришёл мудрый гном. Живут в подземном государстве маленькие человечки – гномы.  Ходят  они по узким коридорам,  фонарями  освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же , как гномы помогать  друг другу, быть внимательными.

( Слайд 1)

Настраивают ся на успешную работу

1

II.





Актуализация знаний    ( повторе-

ние пройден

ного).






- Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим  чистоговорочку. Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать.




3

1

Разминка – чистоговор

ка

Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор

Ру – ол – ро – ра – прятки лучшая игра

Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору

- Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [р] – согл. тв., звонкий)

( Слайд 2)

Проговаривают. (развитие звукопроизношения)

2












3

Повторение изученных букв по       « ленте букв»








Интерактивная задача

«Гласные звуки и буквы»















1

-Ребята , давайте расскажем гному, с какими буквами уже познакомились.

 (а, о, у, ы,      ;    н, м, л, р, б, в, д, з,

   ю. я, и, е,ё                          п, к, т, с) -Какие буквы живут в красном домике? (гласные)

-Почему  звуки  гласные? (произносятся с голосом ,  без преград произносят , образуют слог, можно петь)

- Что могу обозначать гласные буква у согласных? ( Мягкость и твёрдость согласных.)

-Сейчас мы проверим.

(Работа с интерактивной доской)

Называют изученные буквы.




Характеризу

ют гласные звуки.


На интерактив

ной доске

передвигают кубики на коврике.

III

Постановка целей и определе-

ние темы урока           ( проблем-

ная ситуация).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой……?

-Гном предлагает вам несколько вариантов, как можно узнать какая это буква. Давайте я прочитаю, а вы выберите  один из вариантов.

1. Назвать букву, которую будем учить.

2. Открыть «Азбуку» и найти новую букву.

3. Отгадать загадку и узнать новую букву, получив отгадку. Отгадка начинается с новой буквы

-Отгадываем загадку …?

 1. Тает снег.

     Течет ручей

     На ветвях полно…..

                                         (грачей)

2. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный  серый…….

                                 ( гусь)

-Посмотрите на экран

(Слайд 3 )

-Что объединяет эти слова?

 ( Все слова начинаются с [г])

-Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-Верно, сегодня мы познакомимся с буквой « Г».

-Давайте подумаем , что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке?

 1. Познакомиться с новой  буквой.

2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква.

3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Выбирают наиболее интересный вид деятельности.




Выбрали загадку.







Отгадывают загадки.








 Находят, что объединяет слова.




 Самостоятельно пытаются сформулиро

вать (формулиру

ют) темы и цели урока

2

IV

Работа по теме урока.

-К нашему гному в гости прилетели его друзья гуси. Они принесли в своих клювиках картинки.

( Слайд 4)

8

1.

Работа в парах.

-А чтобы узнать, что изображено на картинках, надо поработать в парах. Составьте схему слова  ГУСИ.

(проверка  схемы по слайду)

( слайд 5)

Работают в паре,  договариваются  и приходят к общему решению.

 Работают со схемами.

2.

Знакомство со звуками [г], [г’]

-Открываем картинки. Что вы видите ?

        (гриб, круги) (Слайд.6)

а) Анализ схемы  слова гриб и первого звука [г]

-Произнесем слово  гриб хором.

( Слайд 7)

-Какая из двух схем соответствует слову гриб? Почему?

-Давайте произнесем первый звук [г].

-Какой он: гласный или согласный?

-Почему согласный?

(Встречаем препятствие, произнося его )

-Что ещё можно о нём  сказать? (твердый)



Исследуют схему и выделяют правильную схему слова гриб.

б) Выделение второго звука[г’]  и его анализ.

-Произнесите второе слово: круги.

-Сколько в слове слогов?

-Какой слог ударный?(2-ой).

-Произнесите этот слог хором. (ги).

-Какой новый звук вы услышали в слоге ги?

-Что вы можете о нём сказать?

([г’]- согласный, мягкий, звонкий.)

-Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках?

(Звуки  [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими )

-А вы забыли ещё одно свойство звуков. Гном предлагает вам закрыть руками уши и произнести звук [г].

-Какой это звук звонкий или глухой? (звонкий)

-Почему? (произносится с голосом).



Исследуют новый звук [г‘].

 Делают вывод и дают характеристику новым звукам.




На практике находят еще одно свойство нового звука [г]

в) Упражне

ние на прослушивание звуков [г], [г‘]. (Просмотр клипа)

-Ребята , мудрый гномик взял в лесной видеотеке небольшой клип о новых звуках. Дал его ему мудрый филин. Вы должны сейчас посмотреть этот клип и назвать как можно больше предметов, где встречаются новые звуки, а также определить, в какой части слова они находятся. ( Слайд 8) (Демонстрация клипа).

Просматривают клип, наблюдают за словами с новыми звуками и находят место звука в слове.

V

Музыкаль

ная физминутка.



2

-Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье.

-Давайте сделаем физминутку.

 (Слайд 9)

Выполняют физминутку, повторяя движения за утёнком.

1

VI

Продолжение работы по теме урока.

- А теперь мудрый гном хочет, чтобы вы ему прочитали слова с новой буквой. Прочтете?  (нет)

- Почему? (не знаем, как выглядит буква Г)

6

1.

Знакомство с буквами Г, г

-А может, кто то из вас покажет букву г?

-Мудрый гном знакомит вас с буквой Г (гэ)

      -Подобно кочерге

       Горбит спину буква Г.

-Гном интересуется, а на что ещё похожа буква Г?

( Слайд 10)

Ученик показывает новую букву в « Алфавите»

Знакомятся с новой буквой и сравнивают её с похожими предметами.

2.

Чтение слогов слияний.

-Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами .

Г протянула руку букве  А

             Получилось  ГА.

А потом и букве О, получилось ГО.

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ

И с буквой Е, получилось ГЕ

( Слайд 11)

-Буквы подружились и получились слоги.





Читают слоги слияния

3.

Работа по учебнику с. 118.

 а) чтение слов в книге.

А теперь давайте откроем книгу и покажем гному, как мы умеем читать.

ГАЛЯ             ГРИБЫ

ГЕНА             КОРЗИНА

ГРИБ              КОРЗИНКА

-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!)

Читают слова с изученной буквой Г по учебнику.  

Повторяют правило правописания большой буквы в именах людей

б) беседа о грибах.

Читаете вы, неплохо говорит гном, а вот собирали ли вы грибы этой осенью?

-Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

( Слайд 12)

-Какие надо собирать?

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем)



Отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатления-

ми и высказывают своё мнение

VII

Физминутка

-Давайте все вместе покажем гному как собирать грибы.

   Гриша шёл, шёл, шёл.

   Белый гриб нашёл.

   Раз грибок, два грибок

   Положил их в кузовок.

Выполняют физминутку, проговаривая каждое слово.  

1

VIII

Продолжение работы по учебнику

- Мы с вами набрали грибов и посмотрите, куда привёл нас гном?

( В город грибов)

11

1.

Работа по иллюстрации учебника с.117.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.    Что необычное в этом городе?

-Чем занимаются жители городка?

- В форме чего построены дома?

- Как вы думаете, как живётся жителям?

- Составьте предложения о жителях грибного городка.

( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.)

Рассматрива-

ют иллюстрацию, отвечают на вопросы.  Рассуждают.


Составляют предложения по иллюстрации.

2.

Работа с текстом с. 118

а) дифференцированная работа

-Вы составили гному предложения о грибном городке, а теперь давайте ему прочитаем, что написал автор в « Азбуке»

 -Гном предлагает вам выбрать задание по силам и выполнить его.

1 задание- прочитать текст.

2 задание- прочитать текст и подчеркнуть слова с букой г.






Выбирают и выполняют задания по силам.

б) чтение текста

 «цепочкой»

- А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух.

-О ком говорится в тексте?

( О Гале и Гене).

- Что вы о них узнали?

( Собирали грибы)

Читают текст  «цепочкой»

 

Отвечают на вопросы учителя  

в) выборочное чтение

-Найдите и прочитайте, какие грибы собрала Галя. ( Боровики).

- Прочитайте, как автор описывает гриб-боровик. ( И красив он и велик).

-Прочитайте, какие грибы собрал Гена.

( Поганки).

- Чем опасны поганки?

- Как можно назвать Гену ?( Горе- грибник).

- Что бы вы ему посоветовали?

( Лучше узнать грибы).

Как вы думаете, что сделает с грибами Галя?

Находят ответы на вопросы в тексте в результате поиска.

Делятся своими предположениями.

Дают советы.

Предлагают версии использования грибов

IX

Подведение итогов урока.

- Гном хотел бы уточнить:

-С какой буквой познакомились?

-Какие задания выполняли?

- Какие из них понравились больше всего?

- Какие вызвали затруднения?

 ( Слайд 13)

 






1

Рефлексия

Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке ?

А кто из вас считает, что гному не понравилась его работа на уроке? Почему?

- Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гном.

-А  мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому грибочек, который вы раскрасите дома

Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение

1

                            Приложение к плану - конспекту урока

                             Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]

                               Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

Наз

вание ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка на ресурсе

1

Гласные звуки и буквы

Интерактивная задача

Игра

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%E7%F3%F7%E5%ED%E8%E5%20%E1%F3%EA%E2%FB%20%E3&interface=catalog&class=42&subject=8&context=all&onpage=20&onpage=20&page=3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf

2

физминутка

презентация

Видео фраг

мент

http://school.edu.ru/search_result1.asp?all=&rc_e_relation_material=&pgs=10&submit.x=90&all_system=0&search=1&e-mail=&catt_ob_no4=6647&context=&submit.y=8&ut_ob_no=59&pg=2

http://allakllein.ucoz.ru

http://allaklein.ucoz.ru/load/prezentacii/fizzarjadka_eso_eso/14-1-0-179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

обучение грамоте "Согласная буква В,в.

Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...

Урок обучения грамоты "Согласные буквы Г.г"

Урок обучения грамоты "Согласные буквы Г.г" (программа "Школа России")...

1 класс. Обучение грамоте.Согласная буква Г как знак для звуков г, г.

Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.Тема: Согласная буква Г как знак для звуков г, г....

Технологическая карта урока обучение грамоте " Согласные буквы. Правописание имен собственных" ( 1 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения определять имена собственные.Задачи урока:Дидактические:1. Учить правильному написанию имен со...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте "Закрепление буквы "З" и звуков "з", "з"" (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: рефлексия Цель урока: обобщение знаний обучающихся буквы "З" и звуков "з", "з"Задачи урока:Дидактические1. Закрепить знание о звуках "з" и букве...

Технологическая карта по русскому языку. Обучение грамоте. "Согласные буквы Д д и звуки [д],[\'д](1 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: знакомство учащихся с согласными звуками [д], [д,], с печатными буквами Д д; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....