Литературное чтение 3 класс Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Егорова Анна Владимировна

Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;

развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;

совершенствование навыка чтения.

Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_poteryannom_vremeni.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Начальная школа №2 города Зыряновска»

учитель: Егорова А.В.

КГУ «Начальная школа №2 города Зыряновска»

Конспект открытого урока          по

литературному чтению  

в  3 классе

 

       Тема: Е.Шварц

"Сказка о потерянном времени"

                         Учитель: Егорова А.В.

                                             декабрь 2012год

Литературное чтение      3 класс

Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"         

Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;

развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;

совершенствование навыка чтения.

Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

   II. Работа с текстом до чтения.

1. Определи жанр.

 Определите жанр произведения, над которым мы продолжим работу.

Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

2.Составьте кластер «Сказка»

Группы:  народная, литературная

Виды: бытовая, волшебная, о животных

Приметы: присказка, зачин, концовка, волшебные предметы, троекратный повтор, магические числа, добро побеждает зло, устаревшие слова.

3. Разгадай шараду

 Обратите внимание на цитату: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»

Вы узнаете автора это цитаты, если разгадаете шараду:

Начало слова – звук согласный, парный, всегда твёрдый, глухой

Середина слова – корень слова заВАРка

Заканчивается слово на букву, которая стоит бочком и цепляет всех крючком.

(ШВАРЦ)

 

4. Прочитай название произведения.

 Через анализ какого произведения мы постараемся выяснить отношение автора к персонажам и узнаем о том, что хотел нам сказать Евгений Шварц «во всю силу, во весь голос»?

Вставьте согласные буквы и прочитайте название произведения:

АА   О    ОЕЯО    ЕЕИ

     

    III. Работа с    текстом во время чтения.

– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой намек и на что автор намекает, нам предстоит разобраться. Если мы верно проанализируем произведение, то сможем объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил…» (Сенека Младший)

     

     Быстро несётся время

Словно ночной трамвай

Вот он летит через темень

Только не прозевай

Всё! Ушел!

Неужели больше ни одного?

Быстро промчится время

Если упустишь его!

1. Аналитическая работа по тексту.

1. Давайте представим, что мы увидели на улице Старика, который идет и рассуждает вслух:

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться».

– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?

Слайд с изображением Пети Зубова.

– Найдите в тексте слова, которые объясняют, почему Петя Зубов стал стариком.

– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да, потому что это происходит часто).

– Мы знаем, что у автора каждое слово носит какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть два слова, через которые автор не только выражает свое отношение к герою, но и дает ему характеристику.

 (Ребята называют слова: «шлепнул» и «пальтишко».)

– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята читают абзац со словом «положил», убеждаются, что текст не получился).

– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому что Петя неаккуратный мальчик.)

– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко», пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое, может даже рваное)

– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко маленькое)

– Какой вывод можно сделать из прочитанной части?

Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может

2. В сказке говорится о таких же детях, как вы.

– Какие действия П.Зубова приближают его к вам? (Бежит сразу к маме)

– А случайно ли автор написал так, что мама не узнала сына? (Это заставило его задуматься).

– О чем Петя думал? (зачитать абзац: «Идет он и думает…»)

– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)

– Как Петя оценивал свою работу? Что главное видел?

– Почему он плохо учился? (Потому что всегда говорил: «Успею!»  Не ценил время.)

3. Слайд с изображением комнаты, где вокруг стола сидят маленькие волшебники. 

– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что за ребята сидят вокруг стола?

– Автор не дает нам описание комнаты, но почему-то прописывает очень точно одну деталь – счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время. Счеты – это время.) Найдите подтверждение в тексте.

– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?

– Почему волшебники были уверены, что дети не станут снова детьми? (Ребята не ценят время, лентяи).

– Найдите абзац, который начинается словами: «Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы в магазин…».Прочитаем абзац до конца.

– Часто Петя видел эту картину. Почему только теперь он заметил, что люди боятся не успеть?

– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?

4. Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким признакам он нашел остальных детей? Дети зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала плакать».

– Какая примета? (Выковыривает изюм, не торопится, ничем не занята.)

Слайд с изображением Маруси Поспеловой. 

5. Давайте и мы найдем других детей.

(Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)

– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе. Она – прогульщица, поэтому и спряталась за дровяной сарай).

Слайд с изображением Наденьки Соколовой. 

6. Найдем второго мальчика.

 (Ребята зачитывают абзац, который начинается со слов: «…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите, смотрите…»)

– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)

– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?

– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не увидели, а во-вторых, он же Зайцев)

Слайд с изображением Васи Зайцева. 

7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами героев. Какой вопрос можно задать, смотря на эти иллюстрации? (Случайно ли автор дал ребятам такие фамилии?)

Петя Зубов        

Маруся Поспелова        

Наденька Соколова        

Вася Зайцев

– Автор использует литературный прием «говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием противопоставления)

9. Почему возвращение в домик автор сделал таким трудным? (Чтобы дети научились ценить время). Прочитайте слова, подтверждающие это. (зачитать абзац, который начинается со слов: «… Ах, время, время!»

 

Физминутка.

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так, смотри скорей, который час.(наклоны головы к плечам)

Тик-так, тик-так, налево- раз, направо - два.

Тик-так, тик-так, мы тоже можем так.(наклоны туловища)

      IV. Работа с текстом после чтения.

1.Работа в парах.

1ряд - Восстановить порядок в пунктах содержания сказки.

2ряд - Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться

3ряд – написать Синквейн со словом ВРЕМЯ

2. Приём «Кубик Блума»

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик и по грани, которая выпадет, формулирует вопрос к учебному материалу.

     V.Рефлексия.

– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой скрытый смысл открывается внимательному читателю?

- О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о чем хотел сказать « во весь голос»?

– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?

– Какова тема произведения? (сказка о потерянном времени – название произведения),

– Какова идея произведения? ( человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

– После проведённой аналитической работы определите тип речи сказки (Повествование с элементами рассуждения).

– То есть, в результате рассуждения мы пришли к выводу, что ... (Зачитываем афоризм)

     VI. Домашнее задание

– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и я умышленно опускаю прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться.

____________________________________________________

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться.

________________________________________________________

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, не унывать, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело, верить в то, что всему можно научиться.

Перед вами - план «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Все пункты плана перепутались. Восстанови порядок, вспомнив содержание сказки. Успехов!

  1. …..В лесном домике.
  2. ….Мальчик Петя Зубов.
  3. …..Опасение волшебников.
  4. …..«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»
  5. …..Превращение мальчика в старика.
  6. …..Обратное превращение.
  7. …..Где же они – дети старики?
  8. …..Превращённые отыскались.

______________________________________________________

Перед вами - план «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Все пункты плана перепутались. Восстанови порядок, вспомнив содержание сказки. Успехов!

  1. …..В лесном домике.
  2. ….Мальчик Петя Зубов.
  3. …..Опасение волшебников.
  4. …..«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»
  5. …..Превращение мальчика в старика.
  6. …..Обратное превращение.
  7. …..Где же они – дети старики?
  8. …..Превращённые отыскались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение.Е.Шварц. "Сказка о потерянном времени". 4 класс

Учитель предлагает наглядное объяснение пословицы "Делу время, а потехе час", на основе которой построен весь урок. Развитие правильного умения оценивать себя, видеть свои недостатки происходят при зн...

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени

Начальная школа. Урок по литературному чтению.Цели:- познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца,- учить детей бережно относиться к своему времени и времени других,    ценить ...

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц «Сказка о потерянном времени.» 3 «б» класс Антоновская средняя школа       учитель: Никулова Л.Е.  Цели: формирование литер...