Ф.И. Тютчев" Зима не даром злится"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Олейник Раиса Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению

Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи: - Вызвать эмоциональную реакцию

               - Показать разницу в образах весны и зимы

               - Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу       - Учиться передавать отношение с помощью интонации

            - Формировать у детей навык осознанного чтения.

            - Формировать навык работы над поэтическим произведением.

            - Расширить знания об окружающем мире.

            - Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.

Используемое оборудование: альбом А, Вивальди «Времена года», презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

-Сегодня мы начинаем новый раздел «Люблю природу русскую. Весна.»

-Как вы думаете ,что мы будем изучать в этом разделе?

- Будем работать под таким девизом(слайд 1)

  1. Внимательно слушай - и всё услышишь.
  2. Внимательно смотри - и всё увидишь.
  3. Думай - и всё поймёшь.
  1. Подготовка к первичному восприятию. Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»

( Я выбрала прослушивание муз. произведения, чтобы вызвать у учеников чувства, которые помогут лучше понять стихотворение. Можно было провести небольшую беседу о времени года- весне и выяснить детское отношение к нему.)

Послушайте.

( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года») ( слайд 2 )

  1. Что вы услышали в музыке?
  2. Что почувствовали?
  3. Что представили?
  4. Кто-нибудь узнал это произведение?

Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. ( слайд 3 )

  1. Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения
  2.         Загадка
    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Малышам радость подарила,
    А ещё на санках прокатила.
  3. Загадка
    Весело шагает красавица.
    Её рука всего касается.
    Снежок тает на полях.
    Нет метелей во дворах.
    А ей все радуются.           ( слайды 4 , 5 )
  4. Что происходит в природе, когда зима сменяется весной?

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели образы,  связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа  изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь человека, но частью его души.     ( слайд 6 )                                                                                                                                    Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева, тоже наблюдавшего это явление.                                                                                                                                   Биография                      ( слайд 7 , 8 )                                                                                                                            - Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии.                                                                                              - Отец Тютчева был помещиком среднего достатка.                                                                                               -Детство провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье.                                                  -С 4-х лет воспитывает дядя Н. Хлопов, бывший крепостной.                                                                                                  - Мать Тютчева оказала большое влияние на воспитание своего сына.
- Тютчев получил прекрасное домашнее образование.                                                                                                                  - С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.
- С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное - отделение. Изучает литературу, историю, искусства, археологию.

-                        Чтение произведения  автором. ( слайд  9 )                                                                                                                                                - Понравилось?                                                                                                                                                             - Какую картину себе представили?                                                                                                                 - Какие чувства вызвало стихотворение?                                                                                                                 - Какое впечатление оставило (доброе, грустное)                                                                                                  -                                Словарная работа       ( слайд 10 )                                                    Нудит  - заставляет  уйти                                                                                                                                                                                                                                                                          Хлопочет - занимается чем-то очень усердно                                                                                   Взбесилась -очень сильно разозлилась                                                                                                   Наперекор -вопреки                                                                                                                                                                Трезвон - церковный звон во все колокола                                                                                                                        Пуще – ещё больше                                                                                                                                                             Пустить -бросить в кого- либо, во что- либо                                                                                                                                                             -                                  Зрительная разминка                                                                                        

                        3. Подготовка к выразительному чтению  

-Будем ещё раз читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует Тютчев с помощью слов, попробуем увидеть их краски, услышать звуки природы.                                                            Дети читают текст самостоятельно ( жужжащее чтение). ( с.134)  , а сейчас почитаем цепочкой.                                                                                                                                               - Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?

                                4.   Анализ текста.

Чтение 1 строфы. (дети читают вслух)

  1. Почему Зима злиться?
  2. Как понимаете «недаром»?
  3. Как понимаете две последние строчки?
  4. Какие слова в этой части являются главными?

Чтение 2 строфы

  1. О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
  2. Как понимаете «всё засуетилось»?
  3. Что значит «нудит»? Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придётся уйти)
  4. Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
  5. Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
  6. Какие слова здесь главные?

Чтение 3 и 4 строфы

  1. Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
  2. Для кого характерно ворчать?
  3. Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
  4. Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
  5. Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)

А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)

 Зима- это время года, которое в представлении древних славян было одушевленным. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку  приезжает. Она  дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы- метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи. А когда Зима  даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.

Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны- красной девицы, Зима , по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить  туда, откуда пришла, в снеговые хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.

  1. Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
  2. Почему вам хочется, чтобы пришла весна?

Чтение 5 строфы

  1. Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
  2. Что значит «наперекор»?
  3. Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
  4. Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
  5. Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»?
  6. Как называется этот литературный приём? (олицетворение)

5 .                     Физкультурная минутка.        (слайд 11 )                                                                                                                           Давайте немного отдохнем .Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:                                              Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!

Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

                       6. Продолжение анализа.(чтение за диктором)   ( слайд 12 )

- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

- Что такое контраст?

- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)

– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.

На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:                  ( слайд 13 )

Зима:

  1. злится;
  2. хлопочет;
  3. ворчит;
  4. ведьма;
  5. злая;
  6. взбесилась;
  7. пустила

 

Весна:

  1. хохочет;
  2. гонит;
  3. шумит;
  4. дитя;
  5. прекрасное;
  6. горя мало
  7. умылася, румяней стала

 

Вот так мы увидели борьбу между зимой и весной, И в нашем крае — традиционный праздник встречи весны в Молдавии  и Приднестровье - Мэрцишор (рум. Mărţişor, от рум. martie — март). Празднуется 1 марта. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение, также как и праздник, называется мэрцишором. Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные. ( слайды 14, 15 ,16, 17 )
              Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел - Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обогрела белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”. 

 Эти белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.                                                                                                      Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.  Вот такой красивый праздник есть у нас!!!!!                                                            

                    7.Итог.

  1. Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
  2. А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
  3. Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
  4. Какое настроение у вас возникло на уроке?
  5. За что могли бы себя похвалить?

                8. Домашнее задание.                        ( слайд 18 )

  1. Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
  2. Выучить наизусть

Выразительно прочитать

Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка

У вас у каждого на столе лежит значок. Если вам приятно и интересно было на уроке, то раскрасьте улыбку красным цветом. Если не комфортно было на уроке – синим цветом. ( слайд 19 )

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь.

Слайд 2

Презентация

Слайд 3

Вивальди Антонио (1678–1741), итальянский композитор и скрипач «Весна. Март.» из цикла «Времена года»

Слайд 7

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…» 1803-1873 гг

Слайд 8

Детские годы Ф. И. Тютчев (1803 - 1873) Родители Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев (1803 - 1873)

Слайд 10

Словарная работа Нудит - Хлопочет - Взбесилась - Наперекор - Трезвон - Пуще – Пустить - заставляет уйти занимается чем-то очень усердно очень сильно разозлилась вопреки церковный звон во все колокола ещё больше бросить в кого- либо, во что-либо

Слайд 11

Физкультурная минутка Рукавом махнем мы раз – И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем! Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас!

Слайд 13

ЗИМА ВЕСНА злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала

Слайд 14

МЭРЦИШОРЫ

Слайд 15

ЛЕГЕНДА О МЭРЦИШОРЕ

Слайд 18

Домашнее задание (по выбору) Выучить наизусть Выразительно прочитать Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»

Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

фрагмент урока Литературного чтения "зима не даром злится" в гостях у панды

Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, х...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...