Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Таныгина Ольга Германовна

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конференция) способствует взаимопомощи, взаимоуважении между учениками, самостоятельная деятельность при подготовке и во время урока...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_.otkrytyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Ола»

Конспект открытого внеклассного чтения по «Литературному чтению» в 3 «Г» классе  на тему:

«Мама и мы», на основе рассказа А.Платонова «Ещё мама».

Провела: учитель начальных классов

О.Г.Таныгина

Цель: расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с рассказом Андрея Платонова «Ещё мама»

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас; 

  1. Воспитательные: воспитывать уважение к маме, желание ей помочь; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: урок-конференция.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока

Прослушивание аудиозаписи «Песенка Про Мамонтёнка.»

Прочитайте тему урока. Что вы заметили? (Это слова из песни.) 
- О ком мы будем сегодня говорить и обсуждать? (О маме, об отношении к маме.) О маме и об отношении к маме будем разбирать на примере произведения Андрея Платонова «Ещё мама».

III. Изучение нового материала 

-  Перед тем как начать нашу конференцию, давайте познакомим всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, художник, литературоведы, актеры, искусствоведы, текстологи, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:

  1. текстологи подбирают отрывки из текста, которые нужно зачитать;
  2. корреспонденты проводят заранее в классе сочинение - отзыв о прочитанном рассказе и отбирают для урока самые интересные;
  3. художник дает задание нарисовать иллюстрации к рассказу А. Платонова «Ещё мама», к теме «Мама и мы» и отбирает наиболее удачные для выставки, дает им оценку на конференции;
  4. литературоведы готовят рассказ о писателе А.Платонове;
  5. актеры расскажут о характерах героев произведения А.Платонова «Ещё мама»
  6. искусствоведы расскажут о своих картинах, которые они нарисовали по заданной теме;
  7. читатели могут готовить вопросы для обсуждения, участвовать в их обсуждении.

- Итак, мы начинаем нашу конференцию и слово предоставляю нашим литературоведам. Они нам расскажут о писателе Андрее Платонове.

2. Выступление литературоведов с рассказом о писателе и его творчестве.

(Приложение 1)

3.Выступление актёров и текстологов о героях произведения А.Платонова «Ещё мама».

- Любовь матери к сыну и его любовь к ней помогают преодолеть герою рассказа, маленькому Артему, бесприютность и страх перед окружающим миром.  Давайте посмотрим, как же автор рисует героев произведения Андрея Платонова «Ещё мама».

- Какой характер у Артема?

Актёр 1: В произведении Андрея Платонова мальчик Артём рисуется добрым и вежливым, любящим свою маму и уважающую учительницу, Аполлинарию Николаевну, которая тоже оказалась «её мамой». Также Артём проявляет уважение и любовь животным (ситуация жуком), но есть и боязнь, но он держится мужественно, он ведь первый раз пошёл в школу один.

- Давайте послушаем текстологов, они нам подобрали отрывки из текста, где проявляется характер мальчика:

Текстолог 1:

- А я тебя ждать буду, - сказала мать, - я тебе оладьев нынче испеку.

- Ты будешь ждать меня? – обрадовался Артем. – Тебе ждать не дождаться! Эх, горе, тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

- Да уж ладно! – засмеялась мать Артёма. – Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

- Ты дыши и терпи, тогда и не помрёшь, сказал Артём. – Гляди, как я дышу, так и ты…

Текстолог 2:

Кто-то в раз и больно ударил Артёма по щеке, словно вонзился в неё, и тут же вышел вон обратно.

-Это кто-то ещё? – напугался было Артём. – Ты чего дерёшься, а то я тебе тоже… Мне в школу надо. Я ученик – ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

-Спрятался? – сказал Артём. – Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артём поднял его. Потом положил на лопух.

- Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет!...

- Наши участники конференции и гости устали наверное, давайте немножко отдохнем.

IV. Физкультминутка.

- А какая мама Артёма, Евдокия Алексеевна?

Актёр 2:Мама у Артёма добрая и заботливая. Она хочет вырасти сына самостоятельного и умного и для этого она отправляет его учиться в школу.

Текстолог 3:

… Мать стояла на месте и смотрела на него. Артёму хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошёл вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна….

-Давайте посмотрим теперь на учительницу Артёма, Аполлинарию Николаевну, какая она?

Актёр 3: Аполлинария Николаевна – добрая, умная и очень хорошая учительница. Это проявляется во всех её поступках. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. Она была хозяйственной и любила порядок в доме: в комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто – хорошо.

Текстолог 4:

Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, - она лицом белая, добрая, глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру. Как маленькая. И пахло от неё так же, как  от матери, тёплым хлебом и сухою травой.

Аполлинария Николаевна посадила Артёма на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко – щипок гусака – белою марлей.

- Почему же Аполлинария Николаевна «ещё мама?» (Ответы читателей)

- Много терпения и любви понадобилось учительнице Артема, чтобы подобрать ключик к сердцу мальчика. Не зря он называет ее “еще мамой”.

Были ли в вашей жизни такие люди, которых вы хотели бы назвать мамой?

 А может, называли? (Ответы читателей)

А напоследок предоставим слово нашим корреспондентам, художнику и искусствоведам, что же они могут нам сказать о их проделанной работе? (Оценивается работы: сочинения, рисунки):

- Корреспонденты проводили  заранее в классе сочинение - отзыв о прочитанном рассказе и отобрали для урока самые интересные, можете рассмотреть  их ближе после конференции.

- художник давал задание нарисовать иллюстрации к рассказу А. Платонова «Ещё мама», к теме «Мама и мы» и отобрал наиболее удачные для выставки, дает им оценку на конференции;

-искусствоведы расскажут о своих картинах, которые они нарисовали по заданной теме;

V.  Итог конференции.

- Наша конференция подошла к концу, что вы сегодня новое приобрели для себя, что новое открыли для себя? В чём была трудность?...

Дается оценка работы конференции  и отдельных участников конференции.

VI. Рефлексия.

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на конференции и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой конференции;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;            

   Просто стоят – хорошо;          

   Стоят,  руки вверх – отлично).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения.

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения....

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе "Рассказы Е.И. Чарушина"

Подробный конспект урока внеклассного чтения с использованием презентации; на уроке использован занимательный материал - кроссворд по рассказам Е.И. Чарушина....

Конспект открытого внеклассного занятия по чтению в 1 классе "Занимательность на уроке чтения - "Кафе Буквоежка"

Открытое внеклассное занятие по чтению в 1 классе "Занимательность на уроке чтения - Кафе Буквоежка"...

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе "Рассказы В.А. Осеевой"

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе"Рассказы В.А. Осеевой"...