Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_v_gostyah_u_kolokolchikov.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.
Цели:
1. Продолжить знакомство с понятием «звукопись»
2. Учить различать разные варианты его использования в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приёма
3. Создать условия для отработки навыка внутреннего чтения и чтения вслух
4. Развивать фонематический слух, речь, умение работать в коллективе.
5. Воспитывать любовь к природе , правильное поведение в лесу.
Оборудование: карта путешествия, презентация, учебник, хрестоматия.
Ход урока
1.Орг. момент. Введение в тему.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вспомним правила поведения в лесу.( Не шуметь, не сорить, не рвать, не брать)
Нас ждут удивительные встречи. Итак, в путь.
- Постановка учебной задачи.
Посмотрите в лесу очень много цветов. Каких? А что любят колокольчики?
Кто пишет стихи?
А зачем они приезжают в лес, к колокольчикам?
Тема урока: В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
1. Учиться выразительно читать звучащие стихи.
2. Находить с помощью каких звуков, поэтам удается лучше воспроизвести то, что они увидели и услышали.
3. Повторить какими приемами пользуются поэты.
Закройте глаза и представьте, что вы, вместе с поэтами, идете в лес.
Бежит тропинка через лес,
Не прячутся в кусты.
И пусть твой след в песке исчез-
Не огорчайся ты.
На ней поёт веселый дрозд
Почти что целый день.
И муравей по ней всерьёз
Свою таскает тень.
Ведет тропинка свой рассказ,
Душа ее светла.
Она , наверное, без нас
Травой бы заросла. Г. Новицкая
2. Артикуляционная гимнастика
1.Давайте вдохнем лесной воздух и на выдохе произнесем: а-о-э-ы, о-у-ы-а-, а-э-ы-у, о-у-а-ы.
- Прочитаем с разной интонацией:
О-о-о! с восторгом, удивлением,
Э-э-э! растерянно
У-у-у! с удивлением
А-а-а! нежно
- Работа со звучащими стихами.
1. Первая встреча.
-Мы сказали, что в лесу нельзя шуметь. А тут такой переполох!
Кража! Кража! Кража!
Грабят, братцы. Где же стража!
Что украли?
-Два пера.
-Безобразие!
С утра…
Брали! Брали!
Крали! Крали!
Это я грачичный крик
Перевел на наш язык. Александр Шибаев.
Кто устроил переполох?
Как вы догадались?
Послушайте еще одно стихотворение Инны Гамазковой.
«Красавица»
- Как тебя зовут, ворона?
-Карр-повна!
Что ты делаешь, ворона?
-Карр-каю!
-Что ж кричишь, как на пожар?
-Нрра-виться!
Хорр-роша я!
Карр-роша!
Карр-расавится!
-Можно ли назвать эти стихотворения звучащими?
- Какой звук использовали поэты, чтобы передать образ вороны( грач род вороны)?
Вывод:
- Для чего мы можем использовать эти стихи?
( чистоговорки)
2. Встреча вторая.
- Смотрите, Маша нашла розовый колокольчик. С кем он хочет нас познакомить?
1. Отгадайте загадку.
В подолье, в каморке, Равнина, пологое место.
Живет она в норке,
Серая мышка.
Кто же это? ( мышка)
- Работа в хрестоматии. А. Усачев «Шуршащие стихи»
- Найдите в хрестоматии «Шуршашие стихи» Андрея Усачёва
- На какой странице они находятся?12.
1. Первичное восприятие.
-Послушайте, какую историю рассказала мышка.
2. Работа по содержанию.
- Миша понял, что такое «шшшш» А вы, ребята, можете объяснить?
( шуршание камыша, кустов, листвы, дождя, мышей)
- Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение друг другу так, чтобы слышалось шуршание .
Памятка
- Представьте себе то, о чем читаете, подумайте, какое чувство вы можете передать при чтении.
- Читайте чётко слова, особенно окончания.
- Выделяйте голосом важные мысли, соблюдайте знаки препинания.
- Выразительное чтение.
- Встреча 3.
Физминутка
Зайка маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
- Встреча 5
- - Посмотрите, тропинка нас привела нас на цветочную лужайку, а здесь золотистый колокольчик.
Попробуйте угадать, кто находиться рядом с цветами.
Возле самого ушка
Басовито прогудела,
Что ромашка похудела,
Что гвоздика расцвела,
Что злодейка повилика
Колокольчик оплела…
И цветы по всей округе
Все узнали друг о друге ( По Е. Фейерабенду)
- От кого узнают «новости» цветы? ( насекомых)
Читает ученик
Села в полдень искристый
Пчелка в клевер, пушистый.
Снял наряд колпачок
И накрыл им цветок.
Давайте включим своё воображение.
- Ребята что может произойти потом?
Давайте послушаем продолжение этого стихотворения и посмотрим , как продолжил поэт свое стихотворение..
«Ж-ж! – и пчелка мальчонку
Укусила в ручонку.-
Не ломай мой цветок,
Дай собирать мне медок,
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я!»
- Работа по хрестоматии.
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Что кажется забавным в этом стихотворении? Разговаривает пчела, поэт пчелу оживил и дал возможность говорить.
Обратите внимание : две разные поэтессы перевели с пчелиного знают пчелиный язык? воображение и фантазия.
-В каком стихотворении жужжание пчелы слышится более отчетливо? В каких словах? Почему? ( ж)
- Какое настроение нужно передать при чтении стихотворения «Разговор с пчелой»
( на доске: радость, возмущение, печаль, гордость?)
Выразительное чтение стихотворения.
Физминутка
-Аист, аист длинноногий.
Покажи домой дорогу.
- топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова – левою ногой,
После правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
- Аист нас привел домой.
А в клюве у него синий колокольчик. Расскажите ему о нашей прогулке.
Кого мы встретили?
- Какие стихи читали? Почему их назвали звучащие стихи?
Итог. - Что помогает поэтам понимать язык птиц, насекомых, зверей, природу?, любовь к природе, наблюдение, знание фольклора
( пословиц, поговорок, закличек, скороговорок, чистоговорок) воображение и фантазия.
- Как называется прием, который используют поэты, когда сочиняют «звучащие стихи»? звукопись, звукоподражание.
Звукопись давно используется народом в шуточных песенках, частушках, скороговорках. Скороговорка – ради забавы придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...
Конспект урока по литературному чтению "Клумба с колокольчиками. Звучащие стихи" (УМК "ПНШ" 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия «звукопись», развитие умений находить звукопись в поэтических произведениях, понимание смысла использования этого приема; знакомство с творч...
Конспект урока окружающего мира "В гости к весне. Экскурсия" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;ум...