Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»
материал по чтению (3 класс) по теме

 

Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава  «Как рождается герой». Это первый урок в главе « Как рождается герой».

При подготовке и проведении этой части урока ставилась цель: познакомить детей с чертами настоящего сказочного героя на примере сказок.

 Цель достигалась с помощью  задач: 

1. Уточнить понятие «герой сказки» и понятие «главный герой сказки»;

2. Выявить какими качествами должен обладать настоящий герой, «примерить» их  на того или иного литературного героя.

3.Развивать речь учащихся, умение формулировать свои эмоционально- оценочные суждения

   Для достижения цели использовались методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, метод устного  контроля.   В ходе урока использовались фронтальная и групповая формы работы обучающихся. В процессе обучения формировала следующие УУД:

Личностные УУД смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:   вопросы и задания составлены с целью  опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний; самоопределение : учёт чужой точки зрения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях:

Коммуникативных УУД  : формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на заданный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников (дети учатся слушать друг друга, вступать в дискуссию, учатся договариваться и приходить к общему решению).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлишина Марина Александровна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ№66 г. Ульяновска

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Как рождается герой.

     Урок с использованием ИКТ  в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение».

   Подготовка к уроку: дети должны прочитать к уроку сказку «Илья Муромец и соловей- разбойник», сказку «Гуси- лебеди», сказка «Иван- крестьянский сын и чудо - юдо», сказка Е.Шварца «Два брата»

Цель урока: познакомить детей с чертами настоящего сказочного героя на примере сказок.

Задачи: 1. Уточнить понятие «герой сказки» и понятие «главный герой сказки»;

2. Выявить какими качествами должен обладать настоящий герой, «примерить» их  на того или иного литературного героя.

3.Развивать речь учащихся, умение формулировать свои эмоционально- оценочные суждения

Формирование УУД: 

Личностные УУД смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:   вопросы и задания составлены с целью  опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний; самоопределение : учёт чужой точки зрения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях:

Коммуникативных УУД  : формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на заданный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников (дети учатся слушать друг друга, вступать в дискуссию, учатся договариваться и приходить к общему решению).

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрация.

Оборудование и наглядные пособия: словари, презентация

Урок

Орг. момент

-Сегодня у нас много гостей, поприветствуем их! 

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

(Видеть вас мы очень рады!) 

Психологический настрой детей в работе в группе.

   -Возьмите друг друга за руки - почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу. Вам понадобится  их  поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок литературного чтения.  

        Актуализация знаний по теме (слайд 1)

- Вы мне рассказывали о своих любимых сказочных героях. А что обозначает слово «герой»? (слайд 3)

-Обратимся к словарю.  Какой словарь  нам нужен ? Что узнала каждая группа из словаря?

  Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. (Слово «герой» это слово многозначное.)

Герой, -я, м

     1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герой Великой Отечественной войны. Герой Труда.

     2. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой трагедии. Герой романа.

     3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Герой нашего времени.

     4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Герой дня.

  1. Героизм, -а,  м Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

              Героизм защитников Родины

-С каким понятием слова «герой» мы с вами уже работали на уроках литературного чтения?

- Сегодня на уроке мы поработаем с понятием  герой- человек совершающий подвиги.

Определение темы урока

-Я расскажу вам сказку, а вы  подумайте над темой сегодняшнего урока

     Давным-давно, в далекой-далекой стране у самых-самых синих гор жил был Герой сказки. Точнее тот, кто очень хотел стать настоящим героем. И вот наш герой стал изучать рукописи. Он даже ездил в другие королевства и смотрел там на героев. Он видел, как на солнце блестят на них доспехи, как гарцуют их кони, как рукоплещет толпа и забрасывает их лепестками роз. И именно в эти моменты он наполнялся решимостью тоже быть ярким сияющим и очень известным Настоящим Героем. Он видел себя в сияющих доспехах на улицах своего города, он слышал восторженные крики толпы и чувствовал как гарцует его конь.   И вот, вернувшись после одной из таких поездок, Настоящий Герой заказал себе блестящие доспехи, кованный героический меч и специального боевого коня. На оставшиеся сбережения он заказал у известного художника отличный портрет: Настоящий Герой в сияющих доспехах с кованным мечем на специальном боевом коне. Он каждый день репетировал свой триумфальный выезд в город. Но он по какой то причине получался совсем не триумфальным. Доспехи были настолько тяжелыми, что встать в них, а тем более двигаться, было совсем невозможно, соседские мальчишки бежали вслед громко смеялись и бросали в Настоящего Героя помидоры. Отличный портрет написанный известным художникам, который настоящий Герой повесил на ворота своего дома исписали разными шутками соседи и его пришлось снять,

- Так почему же у нашего героя не получился триумфальный выход.

-Предположите тему  урока. (Как стать настоящим героем- в значении победитель)(слайд 4)

- Тема урока «Как рождается герой» и нам нужно найти ответы на вопросы:

1 Может ли главный герой произведения  быть героем, совершающим  подвиги?

2 Какими чертами характера должен обладать настоящий герой?

3 Какие условия должен выполнить главный герой, чтобы стать победителем?

- Обратимся к  устному народному творчеству - сказкам. Почему? (В них содержится народная мудрость.)

- Скажите мне пожалуйста кто главные герои богатырских сказок? (слайд 5)

- Вы согласитесь с высказыванием, что они герои-победители?

Введение новых знаний (слайд 6)

- Рассмотрим на примере богатырской сказки «Илья Муромец и соловей- разбойник» действия главного героя.

- Где проживал Илья Муромец? (в городе Муроме)

- Чем является для Ильи город Муром? (это «свой» мир героя)

- Что делает главный герой? (он отправляется в путь)

- Куда он направляется? (в «чужой» мир для  героя)

- В «чужом» мире  что встречает  Илья Муромец? (препятствия)

- Какие? Как он их преодолевает? ( непроходимоё болото - срывал дубы и  с помощью их прокладывал дорогу; соловей-разбойник - побеждает  его и берёт в плен)

- Преодолев все трудности, что делает Илья Муромец? (возвращается домой)

Сделаем вывод, заполнив таблицу. (слайд 7)

-Главный герой  сказки может быть героем – победителем?

- Какие условия должен выполнить главный герой, чтобы стать победителем?

(уходит из «своего» мира в «чужой» мир; преодолевает трудности; возвращается домой победителем)

Отработка полученных знаний. Работа в группах

- Проанализируйте в группах сказки, заполнив таблицу, в 3,4,5,6 столбиках отвечайте только да или нет.

Обсуждение выполненной работы.

(слайд 8)

- Сказка «Гуси-лебеди». Это волшебная сказка. Главный герой  Алёнушка. Она уходит из «своего» мира в «чужой», чтобы спасти своего брата. В пути у неё трудности: смогла убежать от Бабы-Яги, спаслась от гусей-лебедей). Вернулась домой с братцем. Значит Алёнушка является героем –победителем.

(слайд 9)

- Сказка «Иван- крестьянский сын и чудо - юдо». Это волшебная сказка. Главный герой  Иван. Он уходит из «своего» мира в «чужой», чтобы с чудом- юдом сразиться, на свою землю не пустить. В пути у него трудности: чудо- юдо о шести головах, чудо-юдо о девяти головах, чудо-юдо двенадцатиголовое, три чудо-юдовых жены и старая змеиха. Вернулся домой и с  тех пор все чуда-юда  в том краю повывелись.. Значит Иван является героем –победителем. А вот братья его не выполнили одного условия- не преодолевали трудности.

(слайд 10)

- Сказка «Колобок» .Это сказка цепочка. Главный герой Колобок. Он уходит их дома бабки и деда в чужой лес. Преодолевает трудности –Заяц хотел съесть, Волк, Медведь, Лиса. Не является героем-победителем т.к. не преодолел все трудности и не вернулся домой.

(слайд 11)

- Сказа «Два брата» . Это авторская сказка- Е. Шварц. Главный герой Старший брат. Он уходит из дома в чужой лес, чтобы спасти брата. Трудность – победить Прадедушку Мороза. Возвращается  домой с братом. Является героем – победителем.

Физминутка

Комплекс 1.

1. "Дровосек".

1. И.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы сплетены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..

2. И.п. - сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный выдох через нос.

3. И.п. - сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный вдох через нос.

2.Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

 Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 3. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками

-Возьмите друг друга за руки - почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу, поблагодарите друг друга за работу.

Отработка полученных знаний. Работа в группах (слайд 12)

- Ребята,  Алёнушка и Старший брат отправляются  за братьями, а почему случилась такая беда? Дайте характеристику главным героям в начале сказки. (безответственные, грубые, невнимательные к своим братьям, легкомысленные).

- В конце сказки  что о них можем сказать? (повзрослевшие и поумневшие)

- Так какую трудность ещё преодолели эти герои? (преодолели самого себя, они изменились в лучшую сторону).

Сейчас мы посмотрим мультфильм по сказке Лиллиан Мурр, и  вы проанализируйте главного героя. (слайд 13)

(Слайд 14)

-Сказка «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду». Главный герой – Крошка Енот. Он уходит к пруду через  густой лес, преодолевает свой страх и возвращается домой с осокой».  Является героем- победителем.

- Как вы считаете кого можно назвать по-настоящему храбрым? Это тот, кто никого не боится? Или тот, кто побеждает свой страх?

- А приходилось ли вам преодолевать в себе отрицательные качества. Кто хочет поделиться с нами. Кому это удавалось, погладьте себя и скажите про себя «Я молодец!»

(слайд 15)

Итог: мы  рассмотрели разные сказки  и можем сказать главный герой может быть победителем. Во всех сказках и народных и авторских герой победитель действует

одинаково, подчиняясь сказочным законам.

Составьте синквейн «Герой» (слайд 16)

Рефлексия

Сегодня на уроке    я:                         мне:

                       научился…               было интересно…

                       понял…                    было трудно...

- Своей работой я

             доволен, так как…

             не доволен, потому что…

Д/з Дома каждая группа придумает продолжение к сказке, с которой начался урок и поможет Герою стать Настоящим Героем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Конспект и презентация к уроку литературного чтения по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица» в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века». Но может использоваться учителями, работающими и по другим п...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Докучные сказки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Докучные сказки" (программа "Школа России")...

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  3 класс. Школа России....