Виды работы с текстом
методическая разработка по чтению по теме

Елена Васильевна Михайлова

Данный материал предназначен для уроков литературного чтения при работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty_nad_tekstom.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Виды работы над текстом

1.  Чтение всего текста (по заданию учителя).

2.  Чтение, деление на части. Составление плана.

3.  Чтение по готовому плану.

4.  Чтение, после чтения пересказ.

5.  Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  1. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно  

      опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.  Чтение цепочкой по предложению.

8.  Чтение цепочкой по абзацу.

9.  Чтение вполголоса.

10.  Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.  Чтение, ответы на вопросы.

12.  Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  1. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  2. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов выше.)

16.  Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  1. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18.  Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19.  Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20.  Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21.  Подборка звукового оформления отрывка.

22.  Беседа с сопровождением выборочного текста.

23.  Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

  1. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем   или учеником.

25.  Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26.  Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27.  Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?

28.  Чтение по ролям.

29.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

30.  Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

31.  «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

  1. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой,  досадой,  возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  2. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.
  3. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего  

       конкурса).

35.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

36.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  1.  Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

38.  Чтение стихотворения, расстановка пауз.

39.  Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

40.  Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

41.  Нахождение в рассказе самого длинного слова.

42.  Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

43.  Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

                                        а)  существительное + прилагательное;

                                        б)  существительное + глагол;

                                         в)  местоимение + глагол (можно наоборот).

44.  Чтение, пометка непонятных слов.

45.  Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

  1. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на  доске).

47.  Чтение слов, к которым даны сноски.

  1. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании   сочинений.
  2. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

50.  Чтение с попутным комментарием и беседой.

51. Составление плана из рисунков.

                  Модель для самостоятельной подготовки сообщения-отзыва

                                        о прочитанном произведении

Вопросы по произведению 

Опорные высказывания 

1 . С содержанием какого произведения вы хотите познакомить слушателей? 

Я хочу познакомить с содержанием …

2. Кто является автором этого произведения? Какие другие произведения этого автора  вам известны? 

Оно написано… - автором известных произведений, таких как… 

3. К какому жанру можно отнести это произведение? Что вам известно об этом жанре? 

Это произведение относится к жанру … .  Этот жанр отличается. . . 

4. О чем рассказывается в произведении? 

На страницах произведения рассказывается о событиях …  

5. Какова, по-вашему, основная мысль, высказанная автором в произведении? 

Основную мысль можно сформулировать так ... 

6. Где и когда происходят события, о которых повествует автор? 

События, о которых рассказывается, происходят... 

7. Что известно о главных героях произведения? Чем они интересны? 

Главными героями являются: 1)...; 2)...

Они интересны тем, что... 

8. Какова последовательность событий, происходящих в произведении? 

Рассказ (повесть, сказка и др.) начинается с того, что…. Затем автор рассказывает о том, что... Далее повествуется о том, как... Но вот… . Развязка наступает тога, когда… . Заканчивается рассказ сценой…

9. Какой эпизод вам больше всего запомнился? 

                      Модель для самостоятельной подготовки сообщения-отзыва

                                         о прочитанном произведении

Вопросы по произведению 

Опорные высказывания 

1 . С содержанием какого произведения вы хотите познакомить слушателей? 

Я хочу познакомить с содержанием …

2. Кто является автором этого произведения? Какие другие произведения этого автора  вам известны? 

Оно написано… - автором известных произведений, таких как… 

3. К какому жанру можно отнести это произведение? Что вам известно об этом жанре? 

Это произведение относится к жанру … .  Этот жанр отличается. . . 

4. О чем рассказывается в произведении? 

На страницах произведения рассказывается о событиях …  

5. Какова, по-вашему, основная мысль, высказанная автором в произведении? 

Основную мысль можно сформулировать так ... 

6. Где и когда происходят события, о которых повествует автор? 

События, о которых рассказывается, происходят... 

7. Что известно о главных героях произведения? Чем они интересны? 

Главными героями являются: 1)...; 2)...

Они интересны тем, что... 

8. Какова последовательность событий, происходящих в произведении? 

Рассказ (повесть, сказка и др.) начинается с того, что…. Затем автор рассказывает о том, что... Далее повествуется о том, как... Но вот… . Развязка наступает тога, когда… . Заканчивается рассказ сценой…

9. Какой эпизод вам больше всего запомнился? 

                                                                                                                               

                                   

Словарь терминов.

Средства художественной выразительности.

МЕТАФОРА. Метафорой называется употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: крыло самолета (крыло птицы); поезд идет (человек идет).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Олицетворением называется разновидность метафоры, при которой неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства живых существ: ветер воет; вьюга плачет; грустное небо; волшебница зима.

ЭПИТЕТ. Эпитетом называется разновидность метафоры, представляющая собой художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета: веселый ветер; кудрявая береза; золотая осень.

УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ. Устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец; красна девица; зелена трава; красно солнышко.

СРАВНЕНИЕ. Сравнением называется уподобление одного предмета другому на основании общего признака: человек свистел соловьем; озеро как зеркало; туча, похожая на слона.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ. Фразеологическим оборотом называют устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу; собаку съесть; бить баклуши; сесть в галошу.

                Особенности лексического значения слова

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА - это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений. Например, слово земля имеет значения: планета, суша, почва.

ОМОНИМЫ — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, слово ключ имеет значения: ключ от двери; вода, бьющая из-под земли; подсказка.

АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению. Например, слова: веселый—грустный; свет — тьма; говорить—молчать.

СИНОНИМЫ — это слова, близкие или одинаковые по своему значению. Например, слова: горячий—жаркий (близкие по значению); градусник—термометр.

                                     Жанры литературы

РАССКАЗ — небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

        Признаки рассказа:

  1. повествовательность;
  2. небольшой объем;
  3. небольшое число героев;
  4. описание одного эпизода.

СТИХОТВОРЕНИЕ — это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.

         Признаки стихотворения:

  1. небольшие размеры произведения;
  1. изображение переживания или чувства;
  1. стихотворная форма.

                                                Жанры фольклора

БАСНЯ — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

            Признаки басни:

  1. небольшие размеры произведения;
  2. иносказательность;
  3. поучительность.

БЫЛИНА — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

           Признаки былины:

  1. сказание о богатырях и исторических событиях;
  2. сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  3. неторопливое повествование.

ДРАЗНИЛКА — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить («Андрей-воробей, не клюй песок, не тупи носок!»;   «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»).

             

  Признаки дразнилки:

  1. короткие рифмованные фразы;
  2. цель: подразнить;
  1. обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

ЗАГАДКА — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки:               «Два конца, два кольца — посередине гвоздик»;   «Скатерть бела весь свет одела».

             

 Признаки загадки:

  1. известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты (например, как во второй загадке — снег);
  1. названы важные признаки скрытого предмета или явления («белый», «скатерть», т.е. «закрывающий большое пространство», «весь свет»).

ПОГОВОРКА — это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»; «после дождичка в четверг»; «свалился как снег на голову».

           Признаки поговорки:

  1. краткость;
  1. образность;
  1. незаконченность предложения.

ПОСЛОВИЦА — это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

             Признаки пословицы:

  1. краткость;
  1. меткость и точность мысли;
  1. законченность предложения.

ПРИБАУТКА — это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

—  Я медведя поймал.

—  Так веди сюда!

—  Не идет.

—  Так сам иди!

      -   Да он меня не пускает!

               Признаки прибаутки:

  1. очень короткий эпизод;
  2. форма диалога;
  3. забавное сочетание слов.

СКАЗКА — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

                Признаки сказки:

  1. наличие законченного сюжета;
  1. занимательность;
  1. необычность;
  2. наличие вымысла;
  1. воспитательная направленность.

                                                         

                                                     Виды сказок:

а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);

б)  Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);

в)  Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак и т.п.)

СЧИТАЛКА — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить!

             Признаки считалки:

  1. краткость;
  1. стихотворная форма;
  1. цель — упорядочить игру.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Цель работы – проверить умения последовательно излагать мысли, правильно воспроизводить прочитанное, заканчивать тексты.

1. Изложение.

СЕМЬЯ ОЛЕНЕЙ

Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.

Мы протянули ему щепочку соли. Рогач внимательно разглядывал нас.

Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача.

Тут выскочил олененок. Он подбежал к нам и лизнул ладонь.

Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре все семейство облизывало наши ладони.

Подумай: соответствует ли заголовок содержанию текста? Сколько частей ты выделишь в тексте?

Составь план, запиши изложение по плану. Напиши свой заголовок.

Слова для справок: снова, за рогачом, выскочил.

2. Запиши текст.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

В лесу было торжественно и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки.

3. Собери пословицы.

Октябрь – поздний снежок.

Поздний грибок – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний листопад – весна будет ранняя.

Облака идут против ветра – месяц преддверья зимы.

Осенью снегу нанесет рано – к осадкам.

                                                   Работа над сказкой

         ПАМЯТКА:

1.  Как называется сказка, кто её сочинил?

2.  Перечитайте сказку. Как вы думаете: какая она (бытовая, волшебная, о

     животных)?

3.  Кто в сказке действует? Какие это герои?

4.  Какие события описываются в сказке?

5.  Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6.  Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.

7.  Как относится автор к своим героям?

8.  Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

                                                        Работа над басней

Памятка:

1.  Как называется басня? Кто её автор?

2.  ПРочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3.  Кто действует в басне?

4.  Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.  Что осуждается в басне?

6.  Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?

7.  Что должен понять читатель из этой басни?

8.  Какие слова стали крылатыми выражениями?

Составление плана

ПАМЯТКА:

1.  Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

О чём говорится в начале рассказа?

Какие события описаны дальше?

Чем заканчивается текст?

2.  Разделите рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием).

3.  Определите главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

4.  Перечитайте их, скажите своими словами - о чём говорится в каждой части. Подберите к ней заголовок.

5.  Запишите свой заголовок к каждой части.

6.  Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чег...

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом

Организация работы над текстом на уроках чтения...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...