Главные вкладки

    "В гостях у учёного кота" А.С.Пушкин "У лукоморья..."
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Ващенко Жанна Дмитриевна

    Курс литературного чтения в начальной школе направлен на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. С первого урока 2-го класса воспитываем интепес к чтению и книге. На материале урока формируем представление о добре и зле, развиваем нравственные чувстваи уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon сценарий урока55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный предмет: Литературное чтение

    Класс:  2

    Тема урока:  «В гостях у ученого кота.  А.С.Пушкин «У лукоморья…»

    Цели:    Обратить внимание учащихся на то, что сказки могут быть как народные (со сказкой-цепочкой и докучной сказкой дети познакомились в 1 классе), так и авторские.

    Формировать у школьников мотив обращения к Хрестоматии.

    Продолжить подготовительную работу по пониманию логики сказочного жанра.

    Обнаружить особый завораживающий ритм пушкинского стиха.

    Планируемые результаты:

    Личностные:  Патриотизм: чувство сопричастности к своей Родине, народу и истории, гордости за них.

    Метапредметные:  

    Регулятивные: самопроверка по тексту; чтение по ролям.

    Познавательные: смысловое восприятие художественного и познавательного текстов, умение сравнивать художественный и научный текст, умение выделять существенную информацию; выяснить, что сказки бывают народные и авторские; обнаружить в поэтическом тексте Пушкина слова и выражения, характерные для русских волшебных сказок; развести понятия автор и герой; подготовить детей к пониманию того, что в волшебной сказке всегда есть два мира: земной и волшебный.

    Коммуникативные:  построение речевых высказываний

    Предметные:  поиск и фиксация информации в различных источниках.

    Учебно-методическое обеспечение: учебник Литературное чтение Учебник (часть 1),  Автор Чуракова Н.А. 2009г

    Авторский медиапродукт – презентация  12 слайдов (среда POWER POINT)

    Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

    - повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

    - наглядный метод, позволяющий вызвать интерес, развивать воображение.

    ЭТАП

    ЦЕЛЬ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки: определить содержательные рамки урока

    Слайд №1. (титульный)

    Слайд№2

    - Вновь мы учебник открываем.

    Что же ждет нас впереди?

    Какие тайны мы узнаем?

    От предвкушенья замирают Сердца, горящие в груди!


     - Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

    Начинаем  мы урок.

    - Мы вновь отправляемся в литературную страну, нашим путеводителем будет учебник «Литературное чтение»  (часть1) для 2 класса Н.А.Чураковой.

    Настраиваются эмоционально

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений и пробное учебное действие.

    Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; развивать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.

    - Вы любите сказки?

    Ты на обложку посмотри,

    Найди на ней друзей,

    Все, что знакомо, назови, И в путь пойдем скорей!

    - Герои каких сказок вам знакомы?  (Слайд №3)


    Выразительное чтение учителем (стр. 5 )

    - Подумай! Посмотри, какие книги взял с полки Миша.

    - Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша?

    Чтение учителем  стр. 6

    Помоги Мише уточнить название сказки Пушкина. Посмотри СОДЕРЖАНИЕ в начале учебника.

    Развитие памяти, внимания


    Развитие устной монологической речи.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение.

    Работа с хрестоматией. Какие ещё сказки Пушкина ты знаешь?

    Слайд №4.

    Так к какой же сказке художник Васильев нарисовал картинку?

    Чем отличается картинка от иллюстрации?

    Сравнение двух понятий.

    Выделение отличительных признаков

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения: постановка цели проекта; уточнение темы урока; определение средств; построение плана достижения цели.

    Знакомство с текстом

     (слайд №5)

    А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» (Прослушивание грамзаписи)

    Рассматриваем иллюстрацию.

    Действительно ли это дуб?

    Нашли ли фигурку кота, который лежит и читает сказки, видят ли филина, птицу Сирин на ветке, бабу Ягу с метлой, избушку на курьих ножках, фигурку Пушкина, который сидит с русалкой на дереве.

    Появилось ли чувство, что сучья деревьев – как руки, которые могут схватить и не выпустить?

    - Ты понял(а), что Пушкин знал много русских сказок? Сумеешь доказать?

    Развитие смыслового чтения

    5.Физминутка

     « Путешествие в лес.»

     Слайд №6
    Только в лес мы вошли (маршируют)
    Появились комары.
    (лёгкое похлопывание по телу)
    Дальше по лесу шагаем (маршируют)
    И медведя мы встречаем.
    (раскачивают из стороны в сторону)
    Снова дальше мы идём (маршируют)
    Перед нами водоём (руки в стороны)
    Прыгать мы уже умеем
    (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
    Раз – два, раз – два! (прыжки)
    Позади теперь вода! (маршируют)

    6.Реализация построенного проекта

    Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; организовать фиксацию преодоления затруднения; организовать уточнение общего характера нового знания.

    Повторное чтение детьми текста Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»  Слайд №7

    - Кто в сказках говорит: «Чу, Русским духом пахнет?»

    - А как эти слова звучат у Пушкина?

    - Кто же говорит эти слова – сам Пушкин или его герой, который всё это рассказывает?

    Умение с достаточной полнотой и точностью

     выражать свои мысли в соответствии с

    задачами и условиями коммуникации;

          владение монологической и диалогической

          формами речи.

    7.Первичное закрепление

    Кот Ученый умеет только сказки рассказывать?



    А герою Пушкина кто рассказывает сказки или поёт песни. Слайд №8

    Дети должны найти ответ в тексте: прочитать 5-ую и 6-ую строчки от начала.

    Дети должны обнаружить  и зачитать последнюю строчку из «Лукоморья»

    8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    -Встречались ли тебе в сказках слова, похожие на эти:

    И я там был, мёд-пиво пил,

    По усам текло, а в рот не попало.

    -Где они находятся; в начале или в конце сказок? А в тексте Пушкина,  где находятся подобные слова?

    -Кто же говорит: « И там я был, и мёд я пил…» - сам Пушкин или его ГЕРОЙ, который всё это рассказывает? Слайд №9

    Самопроверка


    Извлечение из текстов необходимой информации.

    9. Включение в систему знаний  и повторение.

    Организовать выявление заданий, где используется новый способ действия.

    Рассуждения по поводу ходьбы направо

    и налево передоверяются учителю: учитель это не читает, а просто рассказывает, попутно работая с текстом  («Заметили, куда

    идет кот, когда он «песнь заводит»?» и т.д.). Завершается

    чтение и анализ поэтического текста тем, что обнаруживается

    его завораживающий таинственный ритм, в который вплетается

    «там-там». После этого учитель не просто читает действие

    интриги, а пытается у детей выяснить, почему они любят

    праздники, что, с их точки зрения, является в жизни самым

    важным и ценным. Вопрос «Кого еще из мира природы люди с древних времен считали своими предками?»

    Познавательная активность.

    Внимание, память


    Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    10. Рефлексия учебной деятельности

    Организовать оценивание собственной деятельности; организовать обсуждение и запись домашнего задания

    - В древности люди считали своими прародителями сначала  Слайд №10

    животных (в те самые далекие времена, когда они добывали себе пищу охотой), а немного позже — и деревья, и растения. Славяне (а также кельты, германцы) своим первопредком считали

    медведя. Народы Севера — оленя. Некоторые народы Африки —

    крокодила и кита. Народы Древнего Египта — орла и змею. Индейцы древней Мексики — орла, волка (койота), черепаху. Народы Китая — зайца. И так далее.

    Такие животные и растения-прародители по-научному называются ТОТЕМАМИ. Тотем — слово из языка индейцев, которое

    означает «его род», т.е. родич, прародитель. На Руси тотемными

    деревьями, кроме дуба, считались все деревья, которые участвовали в обрядовой практике (т.е. в свадебном и похоронном обрядах). Это береза, рябина. Дурным тотемом считалась осина

    (осиновый кол — для борьбы с оборотнями). Поскольку новогодняя елка (сосна) в европейских странах и в России участвует в

    праздновании Нового года, ее тоже можно считать более

    поздним вариантом такого тотемного дерева (просто елка стала

    участвовать в обрядовой практике в те времена, когда люди уже

    вышли из состояния первобытной древности, стали цивилизованными). Естественно, что у других народов свои тотемные деревья.

    Слайд №11

    - Что нового вы узнали на уроке?

    -С какими сказками познакомились?

    -Понравилась ли вам первая встреча с новым учебником?

    Спасибо за работу на уроке. Молодцы. Слайд№12

    Усвоение новой информации


    Умение выделять существенную информацию из сообщений учебного и художественного жанров.


    Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);



    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

    самооценка на основе критерия успешности












    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

    Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

    Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

    Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

    В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

    Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

    Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"

    На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бере...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

    Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

    Единый всероссийский урок, посвященный творчеству В.И. Даля "В гостях у В.И.Даля"( интерактивная игра для 4 класса)

    22 ноября в школе  прошел единый урок, посвященный творчеству великого русского лексикографа, лексика, писателя Владимира Ивановича Даля. Урок прошел в форме интерактивной игры. Класс разделился ...