Урок литературного чтения во 2 классе Н.Носов "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Спирина Елена Владимировна

Содержит конспект урока, соответствующий ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass_n.nosov_na_gorke.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока

по литературному чтению 2 класс

ТЕМА. Н.Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план , находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, выставка книг

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

* общеучебные – ознакомление с рассказом  Н.Носова «На горке»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие

Коммуникативные УУД:
•уметь взаимодействовать с окружающими.

Личностные УУД: 
•высказывать свое мнение

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Проверяют готовность к уроку

Эмоциональный настрой

2.Актуализация знаний. Проверка дом. задания

Дыхательная гимнастика

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок- ок –ок –падает снежок             Слайд2

Ип- ип- ип – слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Читаем хором с разной интонацией

Умение работать с чистоговорками

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?      Слайд 3

-Рассмотрите внимательно фото попробуйте понять каким был человек изображённый на слайде

- Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

- Есть такие писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и НН Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад он остаётся одним из самых популярных.

- Какие произведения этого автора вы знаете?

Дома вы должны были прочитать выразительно и подготовить пересказ рассказа “Живая шляпа” по плану

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;
б) Васька;
в) Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

Ключ к тесту:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

б

а

в

б

Выставка книг

Работа в группах по 5 человек, каждый пересказывает 1 пункт плана , выставляют оценки на снежинках

Работают самостоятельно, взаимопроверка в парах

Самоопределение (л)

Целепологание (р)

Развитие речи

Поиск и выделение необходимой информации (позн)

Умение договориться, слушать, оценивать товарищей

Умение работать с тестом

Умение работать в паре, оценивать работу товарища

- Сегодня мы познакомимся с еще один произведением этого автора и будем учиться составлять план. А как оно называется, попробуйте догадаться

Дети разгадывают анаграмму:

А Н        К Е Г О Р             Слайд 3

Разгадывают анаграмму, объясняют способ отгадки

Развитие логического мышления

Умение доказать своё мнение

3.Подготовка к первичному восприятию текста

- Как вы думаете про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение и вы скажите к какому виду литературного жанра оно относится. И верны ли ваши предположения по поводу содержания.(ЦОР к учебнику лит. чтен)

Стр 60 учебника

Высказывают своё мнение

Воспринимают на слух художественный текст , следят, определяют смысл произведения

Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

Свободно выражать своё мнение

Слушать товарищей

Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

4. Проверка первичного восприятия текста


-Думали так же?

-Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

Словарная работа

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

- Читаем по слогам, а затем целыми словами:        Слайд 5

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  -     СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ       -     ТРУДЯТСЯ  

СКОЛЬЗ- КА-Я   -     СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ    -     ВЗОБРАЛСЯ ДВОР –НИЦ-КА-Я  -  ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в  словарике на странице 214 учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ    - ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ-   ЧЕТВЕРЕНЬКИ (НА-ПОР-ТИЛ      -     НАПОРТИЛ

5. Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

Определяют вид жанра, доказывают своё мнение

Объясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника

Умение определять жанр произведения

Умение пользоваться толковым словарём

6. Вторичное восприятие  произведения, анализ, выборочное чтение

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке»

-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                       Слайд 6

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.     Слайд 6

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Какой картинки не хватает?

- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку. Проверяем, оценки выставляем на снежинки

План.                                               Слайд 7

  1. Строительство горки ребятами.
  2. Хитрец на скользкой горке.
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята заставили товарища работать.
  5. Котьке понравилось трудиться.

Выразительно читают по цепочке, следят

Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста

Соотносят смысл пословиц с содержанием произведения

Составляют картинный план рассказа

Работаем в паре

Придумывают заголовок к каждой картинке, составляют план

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (п)

Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Умении ориентироваться в тексте

Развитие речи, объясняют смысл пословиц

Работа в паре

Самопроверка, самооценка

Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению

Оценивать и себя и товарища

Умение составлять план рассказа, развитие речи(п)

-Мы составили с вами план к нашему рассказу,
по которому вам дома нужно составить рассказ. Запишите его в тетрадки

Анализ д/з

8.Рефлексия . Итог урока.

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание на слайде

--Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Итог нашего урока .Продолжите фразу

1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Больше всего мне понравилось…

5.Я понял, что…

-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок с оценками. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Подводят итог урока

На слайде находят нужное утверждение, доказывают своё мнение

Рефлексия способов и условий действия (П)

Умение находить главное

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

(К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"

Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...

Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Н.Н.Носов "На горке"

Работа по развитию речи на уроке литературного чтения на основе изучения рассказа Н.Н.Носова "На горке"...

Урок литературного чтения Н. Н. Носов «На горке»

Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»Цели:Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова  «На горке».Развивающая: развивать  мышление...

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс

Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...