Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чижаева Елена Владимировна

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_na_gorke.docx25 КБ
Office presentation icon urok_liter.chteniya.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе (Слайд №1)

Тема: А.Прокофьев. «Как на горке, на горе».

           А. Фет. «Чудная картина».        (Слайд    №2)

Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством А. Прокофьева, А. Фета.

            2. Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление,

                умение логически ставить ударения и паузы в   стихотворениях,

               детское воображение; способствовать эстетическому развитию уч-ся.

           3. Воспитывать любовь к родному краю.     (Слайд №3)

Оборудование: Портреты А. А. Прокофьева и А. А. Фета; картины природы;

                             Пьеса П. И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев»,

                           песня «Кабы не было зимы», А. Вивальди «Времена года.

                           Зима»; репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица»,

                           В. Кандинского «Зимний пейзаж», Ф. Васильев «Оттепель»,

                           А. Пластов «Первый снег».    

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

У.      Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?    (Слайд №4)

Д.      Зимой.

II.      Вводная беседа.

У.     Верно, ребята.  

        (Звучит  песенка «Кабы не было зимы», из мультфильма «Простоквашино.)

         О каком  времени года прозвучала песенка? Из какого она произведения?

         Кто помнит автора этого произведения?

Д.     О зиме.

У.     Какое настроение у вас возникло когда вы слушали эту песню?

Д.     Захотелось скорее побежать на улицу и поиграть в снежки, вылепить

         снежную бабу, покататься с горы.

У.     Да, на самом деле, зима чудесное время года. О зиме можно рассказать

         не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы  

         сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку.

         Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее настроение.

         А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних»

         или «белых» слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?

        Я как песчинка мал,

        А землю покрываю;

        Я из воды, а с воздуха летаю;

        Как пух лежу я на полях,

        Как алмаз, блещу при солнечных лучах.  

       

       Что же это ?

         

Д.    Снег.

III.  Сообщение темы урока.

У.    Да, это всё о нём, о снеге. Именно ему будет посвящён наш урок.

        Хотите узнать историю этого слова?

         Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов.

        В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служил

        символом всего мягкого, пушистого, нежного.

       «Заметает пурга белый путь,

         Хочет в мягких снегах потонуть» - писал Сергей Есенин.

  У.  Ребята, а звучит ли снег?

       (Подготовленный ученик читает стихотворение.)

  Д.   Покрывая всю землю, с утра

        Хлопья снежные падают с неба.

        Сочинила зима сама

        Еле слышную музыку снега.

У.    Какая она – «еле слышная музыка снега»? Давайте подберём звуки к снегу.

Д.    Лёгкий, спокойный, воздушный, прозрачный.

У.    А музыкальный характер – это танец, песня или марш?

Д.    Танец.

У.    А какой танец..?

Д.    Вальс.

У.    Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»,

        который написал Пётр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как

        идёт снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то,

        переливаясь, кружится при дуновении ветра.

     (Звучит «Вальс снежных  хлопьев» - П. И. Чайковского.)

У.   Какое настроение у вас возникло после прослушивания музыки?

       Как падал снег?

        (Дети отвечают. Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины

        А. Пластова «Первый снег».)     (Слайд № 5)

У.    Посмотрите на картину А. Пластова «Первый снег». Какой момент зимы

        изображён художником? Какие лица у детей? Чему они радуются?

        Как падает снег? С чем его можно сравнить?

Д.    С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом.

У.    Сегодня, ребята, я предлагаю вам  отправиться в путешествие по этому

        беспредельно- пышному царству Матушки – зимы. Возьмём с собой в

        попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника,

        яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта.

        А правит той страной Снежная Королева и  чтобы оказаться в

        этой  удивительной стране, вам предстоит справиться с испытаниями через

        которые проходят все желающие в неё попасть.

        Вы готовы к испытаниям?

Д.    Да!

У.    Тогда, слушайте внимательно.  

IV.   Подготовка к усвоению нового материала.

  У.     Испытание первое. (Учитель загадывает загадки .)

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.      (Мороз.)     (Слайд № 6)

  1. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.         (Снег.)    (Слайд №7)

  1. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.           (Снеговик)       (Слайд №8)

У.   Что мы отгадывали?

Д.   Загадки.

       У.   Кто из вас помнит, что такое загадка и на каком предмете мы учились

             их сочинять?

       Д.   Загадка – это поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого

             предмета даны в зашифрованном виде.  (Слайд №9)

      У.   Молодцы, ребята. С первым испытанием Снежной Королевы вы

            справились. А теперь следующее испытание.   (Слайд №10)

  1.   Много снега – много хлеба.
  2.  Лето собериха – зима поедиха.
  3.  Зимою вьюга – летом ненастье.

  У.   Можно сказать, что это предложения?

  Д.   Да!

  У.   Почему?

  Д.   Они выражают законченную мысль.

  У.    Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (Слайд №11)

  ( Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.)

  У.   Как можно объяснить 1-ю пословицу? 2-ю пословицу? (Ответы детей)

  V.  Ознакомление с новым материалом.

        Ну, что же, испытания вы выдержали и путь в царство Матушки – зимы  

        для вас открыт. А встречают нас в этой самой стране поэты Александр

        Андреевич Прокофьев и Афанасий Афанасьевич Фет.

  1. Знакомство с творчеством А. А. Прокофьева.

(Специально подготовленные ученики рассказывают краткую биографию

 поэтов.)    

                       Александр Андреевич Прокофьев (1900 1971)        (Слайд №12)

Родился в селе Кобоне, на берегу Ладожского озера, в семье крестьянина-рыбака. Окончил сельскую школу, с 1913 по 1917 г. учился в Петербургской учительской семинарии. Затем вернулся в Кобону. Печататься начал с 1927 года. До 1930 года служил в Красной Армии. Первый сборник стихов вышел в свет в 1931 году.

Поэзия Прокофьева – это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохранённой им до последних своих дней.

  1.  Знакомство со стихотворением А. Прокофьева.

У.  Послушайте внимательно стихотворение Прокофьева «Как на горке,

     на горе» и постарайтесь определить какое настроение оно передаёт ?

  ( Выразительное чтение стихотворения учителем. Учебники закрыты.)

3. Беседа по содержанию.

У. Какое настроение у вас возникло после прослушивания произведения?

     ( Ответы учащихся.)

 У.    Какую картинку вы себе представили? (Словесное рисование.)

4. Работа с учебником  стр.111-112

   (Чтение стихотворения учащимися про себя.)

 У.    Где происходит действие? (Выборочное чтение.)

         На чём катаются ребята? (Кто на санях, кто на лыжах.)

         Какие слова доказывают, что детям весело?  (С горки – ух, на горку –

         ух! Бух! Захватывает дух!)

  5. Выполнение задания на стр. 112

       6. Чтение стихотворения учащимися по цепочке.

       7. Знакомство с творчеством А. А. Фета.

                                 Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)          (Слайд№13)

Родился в имении Новосёлки, Мценского уезда Орловской губернии. Учился Фет на словесном факультете Московского университета и входил в кружок студентов, усиленно занимающихся философией и поэзией. Ещё студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений. Он утверждал, что красота – единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Пейзаж в стихах Фета необычайно тонок, он сияет чистыми и свежими красками. К поэзии Фета охотно обращались П.И.Чайковский и другие русские композиторы.

        8. Знакомство со стихотворением А. Фета.

      У.  Слушая стихотворение Фета «Чудная картина», постарайтесь увидеть

           картины зимней природы, которые нарисовал русский поэт.

           (Выразительное чтение стихотворения учителем.)

      9. Работа с учебником. (Самостоятельное чтение учащимися.)

     У.   Прочитайте стихотворение ещё раз, нарисуйте словами картину, которая

           возникает при чтении этого стихотворения.

          (Ответы детей. Словесное рисование.)

     10. Беседа по содержанию.

    У.   Как вы думаете, какое чувство испытывал поэт, когда писал эти строки?

           Какие слова помогли вам это понять?

          (Ответы детей.)

     11. Чтение стихотворения по строкам, по цепочке.

     12. Чтение стихотворения хорошо читающими учениками.

     

 У.  Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение

      рассказчика?  (Ответы детей.)

VI.  Итог урока.

У.  Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться

     быть внимательнее и замечать необычное в обычном.

     Снежная Королева благодарит всех за работу на уроке и в преддверии

    «Нового года», дарит вам свой подарок – ёлочку.  Но, нам  нужно её

     украсить новогодними игрушками. (Учитель загадывает загадки, за каждый

     правильный ответ дети получают ёлочную игрушку и вешают её на ёлочку.

VII.  Домашнее задание.

     -Научиться  читать выразительно стихотворение «Как на горке, на горе»;

    -Выучить наизусть стихотворение  «Чудная картина»;

    -Раскрасить портрет Снежной Королевы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Н. Носов " На горке"

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов,  работающих по программе Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Н.Носов «На горке»

Цель: Продолжить работу над произведением Н.Носова «На горке».Задачи: - Учить определять главную мысль произведения;- Учить обобщать, анализировать и делать выводы;- Учить анализировать иллюстрацию;- ...

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе по теме "Н.Носов "На горке". Урок составлен в соответствии с ФГОС по  программе "Школа России...