Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сухарева Ольга Александровна

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.

Программа "Школа России".

Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.

Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.

Тип урока: комбинированный,с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, игровых, ИКТ технологий.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Презентация к уроку состоит из 18 слайдов, которые содержат цели, задачи, дидактические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_litdokument_microsoft_office_word.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока по литературному чтению  во 2 классе

ТЕМА:  Н.Носов «На горке».

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план,  находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, дидактические материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

* общеучебные – ознакомление с рассказом  Н.Носова «На горке»; осознанное  восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных  рассуждений.

Регулятивные УУД:
• выполнение принятой   учебной  задачи ; адекватное  восприятие  оценки  учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:
• взаимодействие  с окружающими,  умение  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  правильно выражение  своих  мыслей , оказание  поддержки  друг другу и эффективное сотрудничество  как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД: 
•умение  высказывать свое мнение о знании  моральных норм  поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ход урока.

1. Организационный   момент.    Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Приветствует обучающихся,  проверяет их готовность  к уроку

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,

  Нужно браться нам за дело!

  Слушать вам надо внимательно,

   Работать вам надо старательно,

   Побольше нового узнать

  И получить отметку «пять»!

У вас у каждого есть индивидуальный оценочный лист. В течение урока вы будете выставлять себе оценки за работу, рисуя снежинки (от 1 до 3).

 *** - у меня получается это очень хорошо

 ** - в моей работе есть недочеты

 * - у меня получается не очень хорошо

 Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Личностные УУД:

-установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Дидактическая задача:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

   Учитель проводит краткую фронтальную беседу о творчестве писателя Н. Носова, проверяет усвоение содержания рассказа «Живая шляпа» (тест), прослушивает пересказ рассказа по цепочке по плану (3-5 человек), оценивает выполнение домашнего задания в оценочном листе с помощью снежинок.

(слайд 3)

- Знаком ли вам этот литературный герой?

- Какой  писатель написал книгу о Незнайке?

- Найдите портрет Н. Носова среди портретов других писателей (сайд 4)

 

- Какие произведения этого автора вы знаете?

-Дома вы должны были прочитать выразительно и подготовить пересказ рассказа “Живая шляпа”  по плану в учебнике.

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).                 (слайд5) 

1. Как звали котёнка?                                      

а) Мурзик;  б) Васька;  в) Пушок

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Какой был хвост у кота?

а) белый; б) серый;. в) черный

4.Где лежала шляпа?

а) на столе; б) на комоде; в) на полке

5. Почему упала шляпа?                    (слайд 6)

а) уцепился кот; б) дунул ветер; в) задели ребята;

6. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Леша и Дима; б) Толя и Коля; в) Володя и Вадик.

7. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы; б) Картофель; в) Яблоки.

8. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

А) Володя; б) Вадик

Ключ к тесту:  (слайд7)

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

б

а

б

б

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

8 вопрос

а

в

б

а

Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо.  Каждый самостоятельно оценит выполнение домашней работы в оценочном листе при помощи снежинок.

Участвуют в диалоге с учителем, выполняют тестовое задание на знание содержания рассказа Н. Носова «Живая шляпа»,  организуют самопроверку и оценивание своей тестовой работы, пересказывают рассказ по цепочке, используя план рассказа,  оценивают выполнение домашнего задания в целом

Предметные УУД:

- умение пересказывать прочитанное по заданному плану;

- умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- умение найти и выделить необходимую информацию;

- умение оценить результат деятельности;

- умение адекватно передавать содержание текста

 

3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока.

Дидактическая задача:  организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Учитель создает условия для возникновения потребности включения учащихся в учебный процесс в рамках изучаемой темы через использование проблемного диалога и творческой мыслительной работы (дети отгадывают загадки) и через выдвижение своих гипотез (о чем новое произведение?).  Учитель стимулирует учебную деятельность учащихся (детям интересно узнать, оправдаются ли их предположения)

- Сегодня мы познакомимся  еще  с одним  произведением Николая Николаевича  Носова  и  вновь будем учиться составлять план, пересказывать и отвечать на вопросы.  А  сейчас Незнайка приглашает нас познакомиться с этим произведением и предлагает отгадать его название. За правильные ответы дети получают снежинки.

Дети разгадывают анаграмму:

                    Г - - Ь         (слайд 8)

                 О - - - Ь

              Р - - - -  Ь

           К - - - - -   Ь

         А - - - - - -  Ь

Отгадать слова вам помогут загадки:

- В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит,

Я чуть-чуть его боюсь. Угадали? Это ……………… (гусь)

- Лес разделся, неба просинь, это время года ………  (осень)

- Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень)

-По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль)

- Нанесет она узор, очень трепетный и нежный,

Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный,

Зеленеющий апрель – все раскрасит ……………… (акварель)

- Какое слово помог разгадать  Незнайка? (горка). Прочитайте название нового рассказа Н Носова. (На горке)

- Как вы думаете,  про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

- Делали ли вы  горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь,  верны ли ваши предположения по поводу содержания.

 - прослушайте аудиозапись  произведения (Стр. 60- 63 учебника)

Учащиеся участвуют в проблемном диалоге , отгадывают загадки, получая за  правильные ответы  снежинки. Дети определяют тему нового произведения, высказывают свои мнения о содержании текста, прослушивают аудиозапись рассказа «На горке»,  следят по учебнику, определяют  тему и основную мысль произведения

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;

- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;

Регулятивные УУД:

- умение принимать учебную задачу

4.  Проверка первичного восприятия текста.  Дидактическая задача: обеспечить восприятие,  осмысление и первичное освоение учащимися содержания художественного произведения

Учитель проверяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности учащихся через фронтальную беседу  для  определения уровня осмысления содержания услышанного текста.

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?   (слайд 9)

- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом.

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Какое настроение  вызывает этот рассказ? Почему?

- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?

Учащиеся участвуют в диалоге, рассказывают о своих  впечатлениях.

Личностные УУД:

- умение оценивать поступки людей;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные УУД:

- Умение определять жанр произведения

5. Физкультминутка.  Дидактическая задача:

Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся

 Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме.

- Молодцы, ребята! Вы внимательные слушатели. Сейчас мы отдохнем, а потом прочитаем интересный рассказ вслух и выполним задания, которые приготовил нам Незнайка. (слайд 10)

Раз, два, раз, два-      (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой,
(имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой 
(вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два    
 (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра. 

Ребята выполняют физические упражнения для снятия напряжения.

Регулятивные УУД:

- умения действовать по внутреннему плану

6. Речевая разминка.  Словарная работа. Дидактическая задача: настроить детей на выразительное чтение текста, создать условия для  его осмысления.

Учитель проводит тренировочное упражнение по отработке навыков выразительного чтения и словарную работу для обеспечения полного осмысления текста при чтении вслух. (слайд 11)

 Прочитайте  стихотворение   В. Волиной,  выбрав подходящую интонацию:  уверенность, удивление, обиду, недовольство, осуждение, угрозу

            Коля Кнопкин проживает

            В нашем доме пятый год.

            Не скандалит, не хворает,

            Не дерется, не ревет…

            Подрастает этот мальчик

            Не по дням, а по часам…

            Не умеет этот мальчик

            Ничего на свете сам:

            Ни кровать свою убрать,

            Ни башмак зашнуровать.

- Похож ли Коля Кнопкин на Котьку Чижова?  Объясните свое мнение.

- Откройте учебники на странице 60-61

-Какой эпизод изображен на иллюстрации?

-Найдите в тексте (стр. 60) слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Правильно ведет себя Котька? Почему вы так считаете?

- Найдите слово, выделенное для словарной работы (стр. 61)  Кто из вас может объяснить его значение? ( ДВОРНИЦКАЯ)

- Найдите толкование этого слова в  словарике на странице 214 учебника

- Значение   каких слов в тесте вам еще непонятны? (на четвереньках)

- Кто может объяснить  значение  этого выражения? (слайд12)

                        Словарная работа

  • Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.
  • На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги 

Дети выполняют задания учителя по выразительному чтению стихотворения, объясняют лексическое значение непонятных слов текста. При необходимости пользуются толковым словарем.

Познавательные УУД:

- умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;

- умение сравнивать поступки героев;

- умение пользоваться толковым словарём

6. Вторичное восприятие  произведения, анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки. Дидактическая задача: организовать  работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части

Учитель организует чтение текста вслух по цепочке, следит за интонацией, постановкой ударения в словах, проводит проверку усвоения содержания и идейного замысла текста через постановку вопросов, выборочное чтение, выполнение заданий со слайдов презентации для обобщения высказываний учащихся об основной мысли текста и для составления плана на основе иллюстраций в учебнике.

-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке  и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                       (слайд 13)

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

 

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.  (слайд 14)

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Каких  картинок не хватает?

-  Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш письменный план.

План.                                               (слайд 15)

  1. Ребята строят горку .(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил  горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

-К какому пункту нашего плана подходит иллюстрация на стр. 63?

- Найдите этот эпизод в тексте. Давайте прочитаем его по ролям.

- Сколько человек нам нужно для чтения? (3-5)

- Кто читал выразительнее всех? Оцените чтение при помощи снежинок(1-3)

Дети читают текст по цепочке, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, читают отрывки из текста по ролям, озаглавливают логические части текста в соответствии с сюжетными картинками учебника, сравнивают и объясняют смысл пословиц

Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД:

 -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

 

 

 

8.Домашнее задание.  Дидактическая задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания

Мы прослушали текст, прочитали рассказ вслух,  составили  план к нашему рассказу. Выберите задание на  дом по своим силам и желанию, объединившись в пары:  нужно подготовить  пересказ рассказа по сюжетным картинкам,   нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», составить кластер или синквейн к слову «друзья»  (слайд 16)

Дети распределяются по парам и выбирают задание на дом, записывают его в дневник

Регулятивные УУД:

- умение выстраивать планы на перспективу

Коммуникативные УУД:

-умения межличностного общения, совместной деятельности

  1. Рефлексия учебной деятельности. Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа.

(слайд 17)

 1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и  исправлять свои ошибки.

- Чему  же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком?

- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Итог нашего урока. Продолжите фразу:

  • 1. Я научился…
  • 2. Было интересно…
  • 3. Было трудно…
  • 4. Больше всего мне понравилось…
  • 5. Я понял, что…

-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок, нарисованных вами в оценочном листе.  Посчитайте все свои снежинки. У кого получилась самая высокая горка?

     -Я довольна нашим уроком, большое вам  спасибо за хорошую работу!

                   

Ребята участвуют в диалоге  по подведению итогов урока, высказывают свое  отношение к содержанию урока, дают самооценку своей деятельности в течение всего урока.

Личностные УУД:

-умения, связанные с развитием самооценки;

-умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Коммуникативные УУД:

- умения учитывать разные мнения;

- умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения;

Индивидуальный оценочный лист учащегося: _____________________________________________________________________

Оцени свою работу в баллах от 1 до 3 и нарисуй  и нарисуй это при помощи снежинок.

Пересказ

Тест

Загадки

Выразительное чтение

Составление плана

Итог урока

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...