Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 часа в неделю.

         Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:

- решать творческие задачи;

- распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;

-  самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;

- формировать навыки самоконтроля.

Урок по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» включён в раздел «Осень пришла», в 1-ю часть – «Вспомним лето».

      Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Урок литературного чтения проведён 6 сентября 2011 года во 2В классе МОУ СОШ № 5 города Слободского Кировской области.

        В классе 25 учеников (14 мальчиков и 11 девочек), 22 ребёнка воспитываются в полных семьях. Многие родители проявляют заинтересованность в успехах своего ребёнка, но некоторые дети не получают в семье должного внимания.

        Большинство учащихся на уроках старательны и ответственны, но не всегда внимательны. Есть ученики с низкой школьной мотивацией, испытывающие трудности в учебной деятельности. Большая часть детей стремится к общению, доброжелательны друг к другу. Но некоторые учащиеся проявляют агрессию по отношению к другим, создают конфликтные ситуации, поэтому с этими детьми не всегда охотно общаются. На уроке для формирования умения общаться для этих детей предусмотрена  парная работа, проговариваются правила сотрудничества. Работа в паре потребовала от учащихся  умения договариваться, выслушивать друг друга.

        В классе  учащиеся разного уровня интеллектуального развития:

высокий уровень – 5 человек, выше среднего – 4 человека, средний – 10 человек, ниже среднего – 4 человека, низкий – 1 человек.

        Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 часа в неделю.

        Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:

  1. решать творческие задачи;
  2. распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;
  3. самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;
  4. формировать навыки самоконтроля.

Урок по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» включён в раздел «Осень пришла», в 1-ю часть – «Вспомним лето».

      Тип урока: изучение нового материала.

           Этапы урока:

  1. Организационный момент.

          Эмоционально - психологический настрой.

           Приём «Улыбнёмся друг другу», настрой в стихах.

  1. Проверка домашнего задания.

Использование критериев для оценивания ответов одноклассников.

  1.  Мобилизующий этап.

Метод: частично – поисковый.

 Формулируют тему урока через творческие задания; целеполагание.

  1. Изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

          Демонстрация компьютерной презентации;

определение словарных слов (ребусы);

самопроверка;

 работа с толковым словарём учебника;

антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам;

 первичное чтение, проверка первичного восприятия.

  1. Физкультминутка.

Упражнения в игровой форме, связанные с содержанием прочитанного произведения.

  1. Работа над текстом.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.

          Чтение произведения учащимися по «цепочке»;

анализ содержания текста, выборочное чтение, определение  художественных средств, позиции автора;

дифференцированные творческие задания (по уровню интеллектуального развития).

  1. Подведение итогов урока.

Методы: частично – поисковый, творческий.

Приём: синквейн - средство выражения творческого осмысленного материала.

  1. Рефлексия.

Приёмы: карточки с изображением лиц, «Закончи предложение».

Самооценка  и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, своего партнёра, выявление эмоционального  состояния каждого ученика.

  1. Информация о домашнем задании.

Дифференцированные задания.

        Урок вызвал интерес учащихся. Дети были внимательны и активны. Использованные на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная  позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе  отрабатывались приёмы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Дифференцированные творческие задания были направлены на усиление глубины понимания школьниками прочитанного произведения, активизации познавательной деятельности учащихся и развитие их индивидуальных способностей. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития  успешно выполнили посильное для них задание. Дети  смогли правильно оценить свою работу на уроке, своего партнёра, попытались выявить причины успеха и неуспеха собственной деятельности. Всем учащимся была поставлена оценка за выполнение заданий. Результатом деятельности детей стала книжка с рисунками, сочинениями (приложение 3).

Конспект урока.

Тема: И. Соколов-Микитов «Вертушинка».

Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением И Соколова-Микитова;

           создать условия для формирования читательских умений:  прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;

            анализировать содержание;

            выделять фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;

            составлять выборочный пересказ;

            2. Развивать  умения оценивать свои эмоциональные реакции;

                развивать коммуникативные и информационные умения.

3. Воспитывать чувство любви к природе;

   формировать навыки сотрудничества.

         Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карточки с изображением лиц для рефлексии, учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 1 часть, карточки – опоры: «Признаки литературных жанров», «Художественные приёмы», раздаточный материал для учащихся (тексты с заданиями).

Продолжительность урока – 45 минут.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоционально – психологический настрой:

Уч. – Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки.  Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете последние строки?

2. Проверка  домашнего задания.

- Сегодня мы продолжаем вспоминать чудесные летние дни.

  1. Иллюстрация и рассказ о растении, которое встретилось летом и особенно запомнилось.

Критерии оценки: интерес, аккуратность, знание текста. (выслушиваются 2-3 ч.).

- Чьи выступления вам понравились больше всего? Почему?

3.Мобилизующий этап.

1.Выполните задание на карточке и сформулируйте тему нашего урока.

  1. Составь имя и фамилию автора из слогов. Начни читать  со слога И, продолжи против хода часовой стрелки.

ВАН

И

ТОВ

СО


КИ

КО

ЛОВ

МИ


  1. Определите название произведения, исключив повторяющиеся буквы.

ДДВККЕССРББТИИУММШИФФНРРКППА











2.Формулирование темы урока учащимися: _________________________

(слайд 1).

3.Целеполагание:

Познакомиться с… и…

Учиться…и ??? произведение

4. Изучение нового материала

1.Знакомство с биографией автора, произведениями (слайды 2, 3, 4).

2. Словарная работа.

- Расшифруйте слова (слайд 5).

- Объясните  значение слов ключ, затон.

- Найдите эти слова в толковом словаре учебника.

3. Антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам (слайд 6).

- Как вы думаете, о чём это произведение? (Дети высказывают предположения).

- Мы услышали несколько версий, а какая из них верная, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

4. Чтение произведения учителем.

5.Проверка первичного восприятия.

- Чьё предположение оказалось более точным?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- К какому жанру относится это произведение?

Докажите. (Карточки-опоры «Признаки жанров произведений» у каждого ученика).

5. Физкультминутка.

Уч. А сейчас и мы отправимся к речке.

К речке быстрой мы спустились,

 Наклонились и умылись.                

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

6. Работа над текстом.

1.Чтение по цепочке.

2. Анализ произведения. Выборочное чтение.

Уч.- Прочитайте, где река берёт своё начало.

- Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?

- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой?

- Какие звуки можно услышать?

- Что делал писатель возле речки?

- Какой художественный приём использовал автор при описании реки летом? (Карточка – опора «Художественные приёмы»).

- Выполним работу на карточках (индивидуальная работа).

Карточка 1.    Прочитай слова. Соедини их с эпитетами. При затруднении пользуйся текстом.

                      пчёлы        быстрые

                      ковёр                                     чистый, прозрачный

стрекозы                                                                

                        шмели                                   лёгкие

   ключ                                                                             голубой

                белки                                                    тяжёлые

 кораблики                                    

(Самопроверка, слайд  7).

- Подумайте, как писатель относится к Вертушинке. Выполните  задание в парах.

 Повторение  правил «вежливого спора» (плакат на доске):

  1.  высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
  2. слушай партнёра внимательно;
  3. если ты не согласен, выскажи своё мнение.

 (Работа в парах).

Карточка 2.  Читайте отрывки по очереди. Отметьте значком  V те, в которых автор передаёт своё отношение к Вертушинке. Объясните.

  1. «Я очень люблю…»
  2. «Зимой на снегу можно видеть…»
  3. «…маленькую нашу речушку…»
  4. «… живущие в лесу рогатые лоси»

(Выслушиваются ответы 2 пар).

- Найдите в тексте другие отрывки, передающие отношение автора к маленьким речкам.

- Что Вертушинка напоминает Соколову-Микитову? Почему?

- К какому фрагменту текста дана иллюстрация? Согласны ли вы с художником?

3. Выполнение дифференцированных творческих заданий на карточках (по уровню интеллектуального развития).

  1. Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Впиши нужные слова, используя текст в учебнике.

Летом много … растёт на … Вертушинки. Цветут голубые…. Плавают жёлтые … . Порхают над цветами … . Резвятся  … бабочки, перелетают быстрые … . Садятся на кашку … шмели.

  1. Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Составь пересказ, используя эпитеты (карточка 1).

  1. Напиши мини – сочинение на тему «Кому и о чём могла рассказать Вертушинка?»

 Заслушать по 2 ученика по каждому уровню заданий.

7. Подведение итогов.

Уч.- С каким произведением познакомились?

- Что узнали из рассказа о речках?

- Заканчивая разговор о произведении Соколова-Микитова, я предлагаю вам составить синквейн.

  1. Правила составления:

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

 Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна  вместе с учителем).

Пример синквейна:

Вертушинка.

Маленькая, быстрая.

Бежит, журчит, радует.

Дом для растений и животных.

Жизнь.

8. Рефлексия.

1. На доске рисунок реки, на реке кораблики, на которых – этапы  урока (словарная  работа, работа с текстом, творческие задания).

Уч.  У вас  на парте по 2 карточки: «весёлое личико» и  «грустное личико».  Прикрепите «весёлое личико» на кораблик, указывающий на  задание, которое у вас хорошо получилось, а «грустное личико» на кораблик с заданием, при выполнении которого были трудности. Можно использовать только одну карточку.

Уч. Посмотрите, ребята,  на всех корабликах  весёлые «личики».

2.Закончите высказывания: (б), в) – выслушать детей с низкой школьной мотивацией и с проблемами в общении).

а)«Мне на уроке было трудно, потому что…»

б)«У меня всё получилось, потому что…»

в)«За что ты бы себя похвалил?»

г)«За что ты бы похвалил партнёра?»

9.Информация о домашнем задании.

Страница 9, задание 6:

- составить рассказ о реке, возле которой ты бывал, по плану в учебнике;

- подготовить иллюстрацию и пересказ отрывка с использованием эпитетов;

- подготовить иллюстрацию и пересказ, используя текст – опору;

- написать мини-сочинение;

Приложение 1.

Художественные приёмы.

Олицетворение – наделение неживых предметов признаками, свойствами, действиями человека.

                    Буря мглою небо кроет,

                 Вихри снежные крутя;

                 То, как зверь она завоет.

                 То заплачет, как дитя.

                                             (А. Пушкин)

Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них с помощью другого.

                Мой спутник – дождик! Ты в речной воде

        Шипишь, как масло на сковороде…

                                                 (В. Берестов)

Эпитет – художественное определение предмета или действия.

        Закружилась листва золотая

        В розоватой воде на пруду…

                                               (С. Есенин)

Признаки литературных жанров.

Признаки сказки.

1.Наличие вымысла.

2.Своеобразное начало (зачин), продолжения, концовка.

3.Повтор (чаще троекратный повтор)

4.Сказочные слова и выражения.

5.Добро побеждает зло.

Признаки рассказа.

1.Повествование о реальных событиях.

2.Небольшой объём.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

Признаки стихотворения.

1.Короткая строка (столбик).

2.Рифма.

3.Ритм.

4.Выражение переживаний, чувств.

Приложение 2.

Синквейн – приём технологии критического мышления. В переводе с французкого слово «синквейн» означает «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

Правила построения синквейна:

  1. 1 строка – 1 ключевое слово  (обычно существительное) – тема синквейна, определяющее содержание.
  2. 2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
  3. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
  4. 4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение автора синквейна к теме.
  5. 5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, информатики, истории.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, применяется  в качестве средства творческой выразительности.

        Синквейн может использоваться на разных стадиях урока:

  1. на этапе актуализации опорных знаний;
  2. на этапе осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями;
  3. на этапе подведения итогов и на этапе рефлексии – средство творческого выражения осмысленного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Открытый урок по чтению по теме "Иван Соколов-Микитов «Черёмуха». 3 класс VIII вид

Тема: Иван Соколов-Микитов «Черѐмуха».Цели: учить детей любить, понимать и беречь природу;создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы;развивать память, речь, мы...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...