Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Миляева Ирина Владимировна

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopadnichek.doc51.5 КБ
Office presentation icon listopadnichek.ppt2.47 МБ
Microsoft Office document icon listopadnichek._urok_2.doc48 КБ
Office presentation icon listopadnichek._urok_2.ppt651 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: И. Соколов-Митков «Листопадничек»

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Соколова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения.

 Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • познакомятся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;
  • сформируют умение анализировать текст, высказывать свои мысли;
  • научатся рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
  • научатся понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
  • Личностные:
  • формируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество;
  • осознание ценности семьи, родного очага;
  • любовь к чтению;
  • познавательный интерес к  новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи:
Словесный: ответы на вопросы; слово учителя

3 мин

Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.

Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю? (Лес, природа, что нас окружает)

Вы готовы отправится в эту страну? В путь!

А  путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым и его произведением «Листопадничек»

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Размышлять над темой и целью урока

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.

Решение частных задач

Словесный:

слово учителя; ответы на вопросы; чтение текста вслух.

Практический: физические упражнения

35 мин

3 мин

Сейчас я вам расскажу о замечательном писателе. (Материал в поурочных разработках)

Соколов-Микитов родился и рос в простой, трудовой русской семье.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной деревни.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на стр. 60.

Прочитайте название произведения. Как вы считаете, о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

Рассмотрите иллюстрации.

Перед тем, как начать знакомиться с произведением проведем словарную работу. (На слайде)

Листопадничек (по слогам)

Долговязые (по слогам; высокий, худощавый, нескладный)

Хатка (изображение; домик бобров)

Выдра, росомаха (изображения)

Преступаем к чтению рассказа. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас.

Вопросы на понимание произведения (после текста).

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Слушать учителя

Усваивать информацию о писателе

Размышлять над названием и содержанием произведения

Анализировать иллюстрации

Анализировать значение «трудных» слов

Выразительно читать рассказ

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Анализировать рассказ

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения.

Познавательные: 

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Личностные: желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

Личностные: установка на ЗОЖ.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: читать произведение выразительно (стр. 60-66)

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось/не понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»

Слайд 4

Листопадничек Долговязые



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: И. Соколов-Митков «Листопадничек

Цели урока: совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух; закрепить умение составлять план по произведению; умение характеризовать героя.

 Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • научатся рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
  • научатся понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
  • закрепят умение составлять план произведения.
  • Личностные:
  • формируют способность ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество;
  • осознание ценности семьи, родного очага;
  • любовь к чтению;
  • познавательный интерес к  новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на 0места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный: чтение сказки; ответы на вопросы

13 мин

Проверяем домашнее задание. Каким было ваше домашнее задание? (Выразительно читать произведение «Листопадничек»)

Викторина.

Читать произведение

Отвечать на вопросы викторины

Проверять свои знания

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи:
Словесный: слово учителя

1 мин

Сегодня мы продолжим изучать произведение И. С. Соколова- Микитова «Листопадничек».

Слушать учителя

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

постановка учебной задачи..

Решение частных задач

Словесный:

слово учителя; ответы на вопросы; чтение текста вслух.

Практический: составление плана.

Практический: физические упражнения

35 мин

3 мин

Для начала давайте поговорим о главном герое произведения. Кто он? (Листопадничек)

Совместно охарактеризуем героя по плану. (на слайде)

Как звали героя? Опишите его внешность. Есть ли описание в тексте? Можем ли догадаться? (Маленький, беленький, с любопытным взглядом)

Каким был герой? С.67№7.

Как он относился к бобрам/своей семье?

Как они к нему относятся?

Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать читателям?

Задание в паре. Составьте план сказки, учитывая что в ней 6 частей.

Защита планов.

Разбор плана учителя (на слайде)

Краткий пересказ. (2-3 предложения по каждому пункту)

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Отвечать на вопросы

Характеризовать героя по плану

Анализировать поведение героя, взаимоотношения героев сказки

Составлять план

Кратко пересказывать

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения.

Познавательные: 

построение логической цепи рассуждений

Личностные: установка на ЗОЖ.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: краткий пересказ сказки.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось/не понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

 Викторина.

 Как охотники называли осенних зайчат?

 В какое время года начинается сказка про зайчат?

 Зайчата смотрели в небо и хотели летать как … ?

 Чего всех больше боялись зайцы с наступлением холодов?

 Куда отправился один из зайцев с наступлением холодов?

 Кого встретил по дороге заяц?

 Что строили бобры?

 Кого встретил листопадничек в кладовой у бобров?

 О ком думал листопадничек в хатке у бобров всю зиму?

Чем закончилась сказка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»

Слайд 2

1. Имя героя.

Слайд 3

1. Имя героя. 2. Внешность героя.

Слайд 4

1. Имя героя. 2. Внешность героя. 3. Черты характера героя.

Слайд 5

Любопытный

Слайд 6

Любопытный Любознательный

Слайд 7

Любопытный Любознательный Смелый

Слайд 8

Любопытный Любознательный Смелый Легкомысленный

Слайд 9

Любопытный Любознательный Смелый Легкомысленный Боязливый

Слайд 10

Любопытный Любознательный Смелый Легкомысленный Боязливый Решительный

Слайд 11

Любопытный Любознательный Смелый Легкомысленный Боязливый Решительный Беспокойный

Слайд 12

1. Имя героя. 2. Внешность героя. 3. Черты характера героя. 4. Отношение героя к окружающим.

Слайд 13

1. Имя героя. 2. Внешность героя. 3. Черты характера героя. 4. Отношение героя к окружающим. 5. Отношение к герою других действующих лиц.

Слайд 14

1. Имя героя. 2. Внешность героя. 3. Черты характера героя. 4. Отношение героя к окружающим. 5. Отношение к герою других действующих лиц. 6. Отношение автора.

Слайд 15

1. Имя героя. 2. Внешность героя. 3. Черты характера героя. 4. Отношение героя к окружающим. 5. Отношение к герою других действующих лиц. 6. Отношение автора. 7. Ваше отношение к герою.

Слайд 16

Мечта Листопадничка. Подготовка животных к зиме. Зайчонок в хатке бобров. Пришлось остаться на зиму. За долгую зиму большого страху натерпелся. Наконец-то дома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...