Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "И. С. Соколов-Микитов. Листопадничек 2 урока" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopadnichek.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon listopadnichek_2_urok.doc36.5 КБ
Office presentation icon listopadnichek_urok_1.ppt857.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературного чтения

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек»
Цели урока:

 - познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова;

-  развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.

Планируемые результаты:

  • личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Листопадничек»;
  • предметные: формировать у учащихся умение анализировать, воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование урока:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – стр. 60-66, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе- траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: дыхательная гимнастика

2

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

- Ребята, Представьте, что вы в осеннем лесу: вдохните пряный аромат опавших листьев (вдох через нос, выдох через рот со звуком о-о-о в два приёма, затем в три приёма). Тихо в лесу, только лёгкий ветерок осыпает последние листья:-подул слабый ветерок: ф-ф-ф , затем сильнее (упражнение с листьями) ;тихо шелестят под ногами опавшие листочки: ш!-ш!-ш! ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку (усиливая и ослабляя звук): ш-Ш-ш-Ш: прожужжала муха: ж-ж-ж...вот едва, слышится писк летящего комарика: з-з-з... звук приближается..., отдаляется..., стихает. Молодцы! Настроились все на урок.

Приветствовать;

Выполнять дыхательные упражнения;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебных задач и её решение

Практич.: пересказ рассказа

Словесн.: отвечать на вопросы;

Практич.: работа с учебником

7

- Чтобы перейти к новой теме, проверим домашнее задание.

- Ребята, давайте вспомним какой рассказ, мы изучали на прошлом уроке и вы читали его дома? (М. Пришвин «Моя Родина»).

- Кто перескажет этот рассказ?

- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (о том как он вставал с утра и пил чай с необыкновенно вкусным молоком, так как делала его мама).  Важны ли они для писателя? (да, т.к. это детские воспоминания).

- Найдите в тексте предложения и прочитайте их, где автор объясняет на какую охоту он ходил?

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина, Пришвин объединил в своём рассказе? (потому что это важно для него)

- Сегодня ребята мы познакомимся ещё с одним писателем и его творчеством. Откройте учебники, прочитайте название рассказа и его автора.

- Как звучит тема нашего урока? (И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»)

-Какие цели мы можем поставить на урок? (Познакомиться с творчеством И.С. Соколова-Микитова, прочитать и проанализировать рассказ).

Пересказывать произведение;

Выбирать предложения;

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: сообщение темы и цели урока.

3.

Решение частных задач

Словесн.: слово о писателе;

Словесн.: отвечаты на вопросы;

Физминутка

25

- Ребята, а кто-нибудь из вас слышал о таком писателе?

Слово о писателе

-  Иван Сергеевич Соколов-Микитов  родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа.

- Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком).

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Ребята, сейчас настало время немного отдохнуть:

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

Слушать;

Отвечать на вопросы;

Выполнять движения;

П: расширение общего кругозора учащихся;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий;

Практич.: хоровое чтение

Практич.: чтение  хором

Практич.: чтение по цепочке

Словесн.: анализ произведения

-Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа проведём словарную работу, это сложные слова, которые встретятся на в рассказе, прочитаем их хором с ударением.

Словарная работа.

долговязый  - очень высокий, худой и нескладный

плотина  - перегородка на реке для поднятия уровня воды

запрудили - перегородили реку плотиной

настлано - настелено

хатка - название небольшого дома

зябнуть - испытывать чувство холода

робеть  - пугаться, стесняться, бояться

ходко работают  - работают быстро

 - Но прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте прочтём слова, которые вы видите на слайде №5

Лис-то-пад-ни-чек – листопадничек

Ус-по-ко-и-лись – успокоились

Ос-мот-реть-ся- осмотреться

Об-гло-да-ли – обглодали

При-ню-хи-ва-ясь – принюхиваясь

Пост- ро-ен-ну-ю – построенную

От-ча-ян-ным – отчаянным

Хорошо. А сейчас приступаем к чтению рассказа, следим и слушаем внимательно. Я начну, а вы продолжите.

- Итак, о ком это произведение? (о зайчонке)

- Почему зайчат называют листопадничками? (они жили под листочками на болоте) Кто их так называет? (охотники).

- Почему Листопадничек побежал за журавлями в теплые страны? (потому что там было тепло)

- Кого он встретил на речке? (бобров). Что делали бобры? (строили плотину). О чём попросил Листопадничек бобров? (взять его к себе в хатку). Как жилось Листопадничку у бобров?

(хорошо, дружно). Что он делал в их доме? (кормил бобрят)

Хотелось ли зайчонку вернуться домой к маме? (да).

-Как ему удалось вернуться? (он сел на хвост бобра, бобр нырнул в воду, а зайчонок выпрыгнул из воды).

- Был ли он рад возвращению? (да). Как вы думаете, за что его начали в лесу называть отчаянным? (за его смелость).

Читать слова;

Читать и объяснять значение слов;

Читать слова по цепочке;

Воспринимать на слух произведение;

Анализировать произведение;

Отвечать на вопросы;

К: строить речевые высказывания;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: Анализировать;

К: строить речевые высказывания;

4.

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: вывод

5

- Итак, ребята давайте подведём итог урока. Какова была тема нашего занятия? Достигли ли вы для себя поставленных целей? Что нового для себя узнали?

- Как вы считаете Листопадничек это сказка или рассказ? Понравился ли вам урок?

-Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературного чтения

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 «Г»

Тема: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление».

Цели деятельности учителя:

- Закрепить знания  учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова;

- Развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: закреплять знания прочитанного рассказа «Листопадничек»; Развивать устную речь; совершенствовать умение давать характеристику герою;

личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. –60-66 с., презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово цчителя

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

А чтобы урок пошёл каждому впрок-

Активно включайся в работу дружок! Настроились все на урок.

Приветствовать;

Слушать;

Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: хоровое чтение

Практич.: индивидуальное чтение

Практич.: чтение по цепочке

- Ребята, вспомните какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке? («Листопадничек»). Кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов). Что вы можете о нём рассказать?  

 - Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И.С. Сколова-Микитова «Листопадничек».

- Какие цели мы можем поставить на наш урок? (закрепить знания рассказа «Листопадничек»). Хорошо.

- А сейчас мы с вами проведём небольшую речевую разминку. Вы видите на доске скороговорку, прочитаем её хором и индивидуально с разной интонацией.

Бобры храбры, идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

- Прочитаем глазками.

- Прочитаем скороговорку вместе.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте с сердитой интонацией.

- Прочитайте с веселой интонацией.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте очень быстро.

Молодцы. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы подготовились дома к выразительному чтению и прочитаем по цепочке.

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Отвечать на вопросы;

Читать скороговорку с разной интонацией;

Читать выразительно;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

К: выразительно читать текст.

3.

Решение частных задач

Практич.: выборочное чтение

- Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете произведение. Найдите в тексте и прочитайте:

а) Как животные готовились к зиме? (улетали в теплые страны, строили плотину)

б) Как бобры строили свою плотину? (подгрызут толстое дерево острыми зубами, ветер подует, упадёт дерево в воду)

в) Как жилось Листопадничку в хатке бобров? (очень хорошо)

г) Встреча зайчонка с незнакомым зверем.

д) Как бобр спасал зайчонка? (Уселся зайчонок на бобровый хвост и крепко лапками  держится. Нырнул бобр в воду и вильнул хвостом, зайчонок не удержался и пулей вылетел из воды, волей-неволей пришлось плыть самому до берега).

е) Как мама встретила Листопадничка? (не узнала зайчиха своего зайчонка, обнюхала, облизала его зайчиха, положила спать в своё теплое гнёздышко).

- Хорошо.

 Находить ответы на вопросы;

Зачитывать отрывки;

Р: высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;  

Физминутка

- А сейчас настало время отдохнуть

Много бед таят леса

(наклоны влево-вправо)

Волк, медведь там и лиса

(круговые движения плеч)

Наш зверёк живёт в тревоге

(приседания)

От беды уносит ноги

(бег на месте)

Ну-ка, отгадайте

Как зверёк зовётся?

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию и преодолению препятствий;

Наглядн.: работа с иллюстрацией

Практич.: выборочное чтение

- Ребята, а сейчас давайте немного поработаем с учебником. У вас на стр. 61 дана иллюстрация посмотрите на нее и скажите

- Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этой иллюстрации.

Рассматривать иллюстрацию;

Читать отрывок из произведения

Р:учиться высказывать 

своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П: находить ответы на вопросы в тексте

Практич.: работа в парах творческое задание

- Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Вы видите на доске слово Листопадничек, ваша задача найти как можно больше слов, которые спрятались в этом слове и назвать их, буквы можно переставлять, но не добавлять лишних.

Работать в парах;

Находить слова;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Практич.: графический диктант

Взаимопроверка

Проведем графический диктант.

- Я вам раздала листочки. Я буду читать утверждения, если оно верное вы ставите  «+» , если неверное – рисуете « - »

1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.

2. Листопадничек – это имя бобра.

3. бобры строили хатку.

4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.

5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.

6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.

7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

- Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски.

- Оценка «5» - 0 ош «4» - 1-2 ош. «3» - 3 и более ош.

- Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»?

- Молодцы, хорошо значит, знаете содержание рассказа.

Находить и выбирать правильные и ошибочные утверждения;

Выполнять взаимопроверку;

Оценивать;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К: осуществлять взаимный контроль

4.

Рефлексия. Подведение итогов

Словесн.: ответы на вопросы;

- Итак, ребята, с каким  новым автором мы с вами знакомились на двух уроках? С каким его произведением?

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

Домашнее задание.        

- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

Подводить итог урока;

Отвечать на вопросы;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Бобры храбры, идут в боры; Бобры для бобрят добры.

Слайд 3

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Цель: познакомиться с творчеством И.С. Соколова-Микитова, прочитать и проанализировать рассказ.

Слайд 4

И.С Соколов – Микитов (17 мая 1892 — 20 февраля 1975 года) — русский советский писатель.

Слайд 5

долговязый - очень высокий, худой и нескладный плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды запрудили - перегородили реку плотиной настлано – настелено Словарная работа

Слайд 6

хатка - название небольшого дома зябнуть - испытывать чувство холода робеть - пугаться, стесняться, бояться ходко работают - работают быстро Словарная работа

Слайд 7

Лис-то-пад-ни-чек – листопадничек Ус-по-ко-и-лись – успокоились Ос-мот-реть-ся - осмотреться Об-гло-да-ли – обглодали При-ню-хи-ва-ясь – принюхиваясь Пост- ро-ен-ну-ю – построенную От-ча-ян-ным – отчаянным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...