«Страна детства» Внеклассное чтение по произведениям С.В. Михалкова.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Зубова Ирина Дмитриевна

Для  развития у учащихся интереса  и  мотивации к чтению проводятся уроки внеклассного чтения. Одной из тем такого урока в 3 классе является «Книги о детях и для детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_uroka_lit.chteniya.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока литературного чтения

Данный урок внеклассного чтения по теме «Страна детства» по произведениям С.В.Михалкова был проведен в 3 «Г» классе учителем Зубовой Ириной Дмитриевной.

Для  развития у учащихся интереса  и  мотивации к чтению проводятся уроки внеклассного чтения. Одной из тем такого урока в 3 классе является «Книги о детях и для детей». Сергей Владимирович Михалков  очень  тонко чувствовал детскую душу. Он был и баснописцем, и сказочником, и поэтом. Поэтому  детям представляет  интерес, поближе познакомиться с творчеством  этого поэта.

Знакомство происходит на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении  мастера художественного слова и через творческую деятельность учащихся, осуществляемую ими на основе художественного текста. При решении общих задач и творчески применяемых знаний в новых ситуациях  на основе увлекательной игровой деятельности учащихся успешно развиваются их умения сотрудничать и работать в группах.

Урок построен в виде путешествия по страницам произведений С.В.Михалкова и предполагает подготовительную  работу,  как учителя, так и  учащихся.

Подготовительная деятельность  учащихся:

  1. Знакомство с творчеством  автора
  2. Выставка рисунков к понравившимся произведениям
  3. Чтение по ролям стихотворения «А что у вас?»
  4. Инсценировка басни «Заяц-симулянт»
  5. Заучивание наизусть учеником  стихотворения «Хорошие товарищи»

Подготовительная деятельность учителя:

  1. Подготовка презентации к уроку
  2. Подборка заданий для работы в группах
  3. Предоставление  стихотворений «Как у нашей Любы» и «Несбывшиеся мечты» в  аудио версии
  4. Демонстрация  фрагмента мультфильма «Как старик корову продавал»
  5. Использование музыкального сопровождения (песенка на стихи Михалкова «Мы едем, едем, едем...»)
  6. Выставка книг  С.В.Михалкова

   

План урока   литературного  чтения

Класс: 3 «Г»

Тема: «Страна детства»

Внеклассное чтение по  произведениям     С.В. Михалкова.

Образовательные цели:

  1.  содействовать развитию умения воспринимать художественные  произведения поэта С.В.Михалкова на   эмоционально-образном уровне;
  2.  содействовать формированию навыков аналитического и выразительного чтения.

Развивающие цели: 

  1. содействовать развитию речи, творческого мышления и воображения детей;
  2. средствами материала урока оказать влияние на формирование  внутреннего мира учащегося.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;
  2. содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умения слушать, внимательно относиться один к  одному, работать в группе).

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование:

Мультимедийная презентация; книги Михалкова С.В.;  разрезные карточки с заданиями; муз.сопровождение (аудиозаписи стихов); рисунки и т.д.

Ход урока

1.Организационный этап (3 минуты)

Цель: психологическая подготовка класса к уроку, организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Создание эмоционального настроя.

– Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришёл на урок за знаниями?

Внимательный

аккуратный

Самостоятельный

Любознательный

Активный

рассеянный

весёлый

Стильный

рассудительный

– Я желаю вам, чтобы на уроке вы были внимательными, любознательными, активными, рассудительными, тогда наш урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

2. Восприятие учащимися проблемы урока (2 минуты)

Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже  много лет остаётся добрым наставником юных читателей. Это  Сергей  Владимирович Михалков.

К.И. Чуковский сказал о творчестве Михалкова:

«Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый,

неотразимо певуч,  лиричен, и в этом его главная сила».

                                                                                К. И. Чуковский.

3. Основной этап. Решение проблемного вопроса урока. (до 30 минут)

Цель: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих  рассуждений с целью решения проблемы урока.

Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь (96 лет) Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Каланча».

Сережа Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Писать стихи мальчик начал с 9 лет, пряча их в шкатулочку со своими мальчишескими секретами. Однажды в дом залезли воришки и стащили эту шкатулочку вместе с первыми поэтическими опытами.

В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:

В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.

 Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.              

(дети)                       Кто не знает дядю Степу?

                                Дядя Степа всем знаком

                                Из Москвы- столицы родом

                                Его автор- Михалков.

Наши папы, наши мамы

Знали Степу хорошо.

Им читали эти главы,

Но хотелось им еще.

                               Михалков решил продолжить

                               Всем ребятам рассказать.

                                И про сына дяди Степы

                                Книжку тоже написать.

У Степана сын родился

Нарекли его Егор

Что Степан, что сын явился

Молодцы, как на подбор.

- Мы отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова.

На чём мы отправимся?  Отгадайте  загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок

– Но почему  в нашем поезде    едут  эти животные? (потому, что о них говорится в песне.)

– В какой песне? (…………)

– Ребята, слова к этой песне написал Сергей Владимирович Михалков.

– Представьте , что вы три вагончика… (Дети встают  с мест и паровозиком под песню «Мы едем, едем....» двигаются) 

Первая остановка «Дворик»

 Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуем  вспомнить.  Для этого выполните задание «Собери мозаику» , на которой написана считалочка . Выберите из своего вагончика человека, который прочитает выразительно 1 столбик, ...2 столбик, ... 3  столбик, последний  - хором.

"КОТЯТА"

                                (Считалочка)

                        Вы послушайте, ребята,

                        Я хочу вам рассказать:

                        Родились у нас котята -

                        Их по счету ровно пять.

                        Мы решали, мы гадали:

                        Как же нам котят назвать?

                        Наконец мы их назвали:

                        РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

                        РАЗ - котенок самый белый,

                        ДВА - котенок самый смелый,

                        ТРИ - котенок самый умный,

                        А ЧЕТЫРЕ - самый  шумный.

                        ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -

                        Те же хвост и голова,

                        То же пятнышко на спинке,

                        Так же спит весь день в корзинке.

                        Хороши у нас котята -

                        РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

                        Заходите к нам, ребята,

                        Посмотреть и посчитать.

Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.

Давайте знакомую книжку откроем

И снова пойдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

( инсценировка)

А что у Вас?

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

– А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

– А у нас сегодня гость.

А у вас?

– А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

– А у нас на кухне газ.

А у вас?

– А у нас водопровод.

Вот.

– А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из вашего окошка

Только улица немножко.

– Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презеленый красный шар.

А у нас огонь погас –

Это раз.

Грузовик привез дрова –

Это два.

А в-четвертых, наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

– Мама – летчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер.

 А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар.

Мама – летчик?

Что ж такого!

– Всех важней, – сказала Ната,

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

– Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

– Чем хвастались ребята, сидевшие во дворе?

– А какие профессии мам упоминались в стихотворении?

– А какого возраста были эти ребята? (дошколята)

Учитель: Продолжим наше путешествие.

(продолжаем движение под музыку)

Следующая остановка «Школьная».      

– Михалков написал много стихов о ваших сверстниках.

В нашем классе

Каждый знайка

Но попробуй угадай-ка

И в одно мгновение

Узнай произведение.

Это кто лежит в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели,

Осторожно моет  щёки кипячёною водой?  («Про мимозу»)

– Что можно сказать о герое этого стихотворения?

Я  такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить... («Лапуся»)

– Почему мальчик грубит всем подряд? (ответы)

– В стихах С. В. Михалкова много юмора, он не ругает детей за их проступки, а рассказывает   о них так, что нам становится  весело, и  мы понимаем: «Так делать нельзя!»    

Трусы и рубашка лежат на песке,

Упрямец плывет по опасной реке.  («Фома»)

– Какое качество осуждается? (упрямство)

– А как вы думаете, что будет, если Фома не изменится?

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём!

Мы такие с ним друзья –

Куда он, туда и я.  («Мы с приятелем»)

–  Что можно сказать об этих мальчиках?

– А кого можно назвать настоящим другом?

(Друг – это человек,  с которым ты любишь быть вместе,  который поможет в трудную минуту, которому можно доверять)

– Интересная история у стихотворения « ХОРОШИЕ  ТОВАРИЩИ». С самого детства  Михалков заикался, в этом была виновата его няня. Она выпустила из рук коляску, которая перевернулась вместе с мальчиком. Это послужило  причиной последующего заикания. Михалков говорит: «Мне хотелось говорить, и я говорил, и товарищи мои, действительно, терпеливо ждали, когда я выскажусь до конца».

                   "ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ"

                        Мальчик Миша мается –

                        Миша заикается.

                        Как другие – чисто, ясно, –

                        Он не может говорить.

                        И просить его напрасно

                        То, что скажет, повторить.

                        Нелегко ему даются

                        Все слова на букву "К",

                        Но ребята не смеются –

                        Дружба классная крепка:

                        Ты, Мишутка, не теряйся!

                        Ты с других пример бери!

                        Молча с духом собирайся

                        И смелее говори!

                        Миша выговорит слово,

                        А другого не видать...

                        Но товарищи готовы,

                        Если нужно, подождать!

– Чему учит это стихотворение? (надо быть добрыми, внимательными и терпимыми друг к другу)

– Как вы понимаете слово «мается»? (мучается)

– А из какого стихотворения эти строки?

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь,  кто куда.   («Будь человеком»)

– С каким призывом обращается автор к читателям?

(Будь человеком, человек, ты на Земле своей!)

(продолжаем движение под музыку)

Остановка «Мультипликационная»

Учитель: С.В.Михалков  был тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Предлагаем вашему вниманию один из них: «Как старик корову продавал»

(демонстрация мультфильма)

  1. Продал старик корову? Почему?

Остановка «Соображай-ка»

– На этой остановке каждая группа получает задание

1 гр. – Восстановить стихотворение и указать название

Как  у нашей Любы разболелись   ... (зубы)

Слабые, непрочные, детские    ... (молочные)

Целый день бедняжка ... (стонет)

Прочь своих подружек ...(гонит)

– Мне сегодня не до ...  (вас!)

Мама девочку  ... (жалеет)

Полосканье в чашке ...(греет)

Не спускает с дочки ...(глаз)

(«Как у нашей Любы»)

      2 гр.    Вспомнить из какого стихотворения эти строки и стрелочкой соединить с названием:

 

Это только трус боится                                         «Где очки?»

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

 Если утром сладок сон –                                         «Дядя Стёпа»

Целый день в кровати он.

Если в тучах небосклон –

Целый день в галошах он.

В доме восемь дробь один                                           «Мимоза»

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью "Каланча",        

Обыскала кладовую –         «Прививка»

Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали –

Очевидно, их украли!

3  гр. Составить  четверостишье из предложенных фраз (фразы даются вразброс):

                        Когда мне было восемь лет,

                        Мечтал я лишь о том, 

                        Чтоб небольшой велосипед

                        Ко мне вкатился в дом.   («Несбывшиеся мечты»)

– Сергей Владимирович Михалков  очень  тонко чувствовал детскую душу, вы в этом убедитесь, прослушав стихотворение  «Несбывшиеся мечты»

(звучит аудиозапись в исполнении артистов 1.32 мин)

- Кто попадал из вас в такую ситуацию? Что вы при этом  чувствуете?

Остановка «Поучительная»

В 32 года Михалков начал писать басни. Он получил славу лучшего баснописца ХХ века.

– Послушайте басню « Заяц-симулянт» и скажите, что в ней автор высмеивает?

Инсценировка. 

«Заяц – симулянт».

Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль.

Заяц. Ой, ой! Спасите! Умираю!

Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно!

Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду?

Автор. Стал Медведь Зайцу лапу перевязывать.

Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру!

Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить Зайца. Утром только проснется, идет к Зайцу.

Медведь. Ну, как лапка? Заживает?

Заяц. Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу.

Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поет.

Заяц. Мишка кормит, Мишка поит –

         Ловко я его провел!

         А меня не беспокоит

         Ровным счетом ничего!

Автор. Обленился Заяц, стал капризничать.

Заяц. (к Медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь: Хочу груш с медом!

Автор. Пошел Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису.

Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный?

Медведь. Да Зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходится.

Лиса. Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти.

Медведь. Да где его взять?

Лиса. Так проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.

Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал.

Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим.

(Заяц убегает). Вот он и здоров! 

Медведь. Да, век живи, век учись!

- К какому жанру относится инсценированное произведение?

– Что высмеивает автор? Кто такой симулянт?

4. Заключительный этап (10 минут)

Цель: обобщить знания учащихся по творчеству С.В.Михалкова, создать условия для осмысления учащимися художественной значимости творчества поэта

– Наше путешествие подходит к концу. Мы  затронули сегодня лишь малую часть творчества С.В.Михалкова. Он был и баснописцем, и сказочником, и поэтом.

                    Мы читали Михалкова

        Учили наизусть

        Теперь мы точно знаем,

        Что его боится грусть.

Что он любит в детях смелость

Озорство и шаловливость

И  всегда за справедливость...

– Я надеюсь, что наш   урок  не оставил   вас равнодушными, и вы продолжите знакомство с творчеством поэта, ещё очень много замечательных произведений, написанных им, ждут вас. Обратите внимание на  выставку книг, которые вы можете почитать.

        Итоговое обобщение (5 минут)

– Что запомнилось?

–Что нового узнали?

– К каким стихотворениям сделаны иллюстрации?

       Выставление и комментирование отметок (3 минуты)

       Рефлексия «Радуга» (2 минуты) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Страна детства" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Страна детства". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

•Задания для команд использовались с интернет портала Pro Школу.ru (презентация Никандровой А. Л. по теме «Страна далекого детства»)...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Урок внеклассного чтения по книге С. Михалкова «Праздник Непослушания»

Урок внеклассного чтения для 3 класса по книге Сергея Михалкова "Праздник Непослушания".Представлен конспект урока в форме игры "Экспресс".  Учащиеся делятся на четыре команды, каждая и...

Презентация. Викторина по разделу Страна детства литературное чтение 4 класс

Презентация создана с помощью гиперссылок. На обобщение знаний детей по разделу "Страна детства" литературное чтение 4 класс автор Л.Ф. Климанова, Школа России...

Урок внеклассное чтение. . Басни С. В. Михалкова для детей.

Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намек…».  Басни С. В. Михалкова для детей. Для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида...